СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Общение как обмен информацией»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока обществознания по теме:

«Общение как обмен информацией», 10 класс (профиль).

 

Автор: Маркелова Татьяна Ивановна,

МОУ «Гимназия №75 им. Д.М. Карбышева»,

учитель истории и обществознания,

 

 

План-конспект урока обществознания.

Тема: «Общение как обмен информацией».

Целевая аудитория: 10 класс, профильный уровень.

Цель урока: изучить основные особенности общения как процесса коммуникации, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и их дальнейшей социализации в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
««Общение как обмен информацией»»

Методическая разработка урока обществознания по теме:

«Общение как обмен информацией», 10 класс (профиль).


Автор: Маркелова Татьяна Ивановна,

МОУ «Гимназия №75 им. Д.М. Карбышева»,

учитель истории и обществознания,



План-конспект урока обществознания.

Тема: «Общение как обмен информацией».

Целевая аудитория: 10 класс, профильный уровень.

Цель урока: изучить основные особенности общения как процесса коммуникации, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и их дальнейшей социализации в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы по обществознанию.

Задачи.

  1. Образовательные – используя учебник, дополнительные тексты из неадаптированных источников, электронные образовательные ресурсы, выделить характерные особенности, виды и средства общения как обмена информацией, значение общения в современном обществе.

  2. Развивающие – развивать умение поиска и систематизации социальной информации по теме с помощью различных источников, сравнивать, анализировать тексты и визуальную информацию и делать выводы, работать в группе, участвовать в дискуссии, выражать собственную позицию по проблемным вопросам, способность рефлексии собственной деятельности.

  3. Воспитательные – воспитывать культуру общения, в том числе и сетевого, толерантное отношение к мнению и взглядам других людей, активную гражданскую позицию.

Основные понятия: коммуникация, коммуникатор, реципиент, общение, вербальное и невербальное общение.

Место урока в курсе.

Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. Это – 4-5 уроки (2 учебных часа) в теме «Личность. Межличностные отношения». Поскольку на профильном уровне эта тема представлена более широко, то на следующих уроках обществознания будут отдельно рассмотрены темы «Общение как взаимодействие», «Общение как понимание».

Тип урока.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Требуемое оборудование. 

  • Компьютер

  • Проектор

  • Колонки

  • Экран

Список используемых ЦОРов:

1. Ресурс ОМС И-Т из единой коллекции ФЦИОР «Общение. Значение общения»

2. Слайд-шоу «Средства общения»

3. Тексты для групповой работы

4. Текст «Коммуникативные барьеры»

5. Тест «Каков ты в общении»

6. Презентация «Коммуникация, или общение»

7. Иллюстрация «Модель речевого общения».

Список используемых для разработки и размещения ЦОРов сервисов и сайтов:

  • YouTube

  • DocMe

  • SlideBoom

  • Twitlonger

  • Twitpic

  • Twtpoll

Список использованной литературы

  • Гуревич П.С. Человек. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М., Дрофа, 2000.

  • Задания и тесты по обществознанию" 10 класс. Библиотека журнала "Обществознание в школе" выпуск 8 (ч.1). - М., Школа-Пресс, 2000 г.

  • Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.

  • Обществознание: Практикум. 10 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.

 

Ход урока.

«Человек жив настолько,

насколько он способен общаться»

Л. Рон Хаббард.

Мотивационный этап.

Урок начинается с приёма «коммуникативная атака». Учитель, ничего не говоря, жестами показывает ученикам различные движения: встать, сесть, открыть дневник, выйти к доске и т.п. На доске пишет какое-нибудь задание для них, которые они должны выполнить (например: открыть учебник на ... стр., пожать друг другу руку и т.п.). Каждый ответ учеников он оценивает различными эмоциональными смайликами. Ученики должны определить, что учитель им хочет сказать. Затем перед учащимися ставятся вопросы: "Трудно ли вам было меня понять? Что этому мешало? О чём мы сегодня будем с вами говорить?» Затем учитель просит учащихся назвать свои ассоциации понятию «общение». Учитель фиксирует ассоциации на доске.

Обобщая ответы учащихся, в процессе беседы с ними, происходит формулировка темы и целей урока. Мотивационный этап завершается словами учителя: «Общение – сложный и многоплановый процесс. О том, что оно играет большую роль в жизни человека красноречиво говорят слова Л. Рон Хаббарда - американского исследователя, разработчика дианетики (науки о человеческом разуме): «Человек жив настолько, насколько он способен общаться». Сегодня мы рассмотрим общение только со стороны обмена информацией, а другие его стороны – на последующих уроках.


Информационный этап.

План изучения нового материала.

  1. Коммуникация, или общение

  2. Средства общения.

  3. Невербальное общение.

  4. Особенности общения в современном мире.


  1. Коммуникация, или общение.

Учитель сообщает учащимся о том, что сначала им предстоит выяснить, что такое общение и каково его значение для человека и общества. Для этого демонстрируется ресурс ОМС И-Т из единой коллекции ФЦИОР «Общение. Значение общения». Лекция-презентация 1-13 слайды. После просмотра ученики отвечают на вопросы:

1. Что такое общение и каковы его стороны?

2. Зачем оно необходимо?

После обсуждения два «социолога», которые заранее провели среди учащихся опрос «Для чего вам необходимо общение?» с целью выяснения личностной значимости общения для учащихся, подводят и анализируют его итоги.

Затем учитель говорит: «Когда мы говорим о коммуникативной стороне общения, то, прежде всего, имеем ввиду обмен информацией, знаниями, чувствами, идеями. Однако коммуникация не сводится только к информационному процессу. Чтобы понять специфику информационного обмена между людьми и выяснить сущность терминов «общение» и «коммуникация», употребляемых учёными, предлагаю поработать со схемами «Общение» и «Коммуникация» в презентации «Коммуникация, или общение» (для удобства сравнения схемы распечатаны и розданы учащимся).

Вопросы для обсуждения:

1. В чём сходство и различие процессов общения и коммуникации?

2. Какие особенности процесса коммуникации можно выделить?

3. Кто и что может помочь или помешать коммуникации?

Чтобы ответить на последний вопрос, прочитайте текст «Коммуникативные барьеры» (или в учебнике, стр. 328-329) и ответьте на вопросы к тексту.


2) Средства общения.

Задание может быть выполнено путем актуализации знаний, полученных из курса основной школы с опорой на слайд-шоу «Средства общения».

Вопросы к слайд-шоу:

1. Какие средства общения Вам известны из курса основной школы, которые проиллюстрированы в слайд-шоу?

2. На какие условные группы их можно разделить?

Таким образом, учащиеся подводятся к двум видам общения: вербальному и невербальному.

Особенности вербального общения рассматриваются учащимися самостоятельно с опорой на иллюстрацию «Модель речевого общения». Они приводят конкретные примеры речевого общения, используя предложенные модели. Учитель обобщает ответы учащихся.


3) Невербальное общение.

Парная работа (соседи по парте). Один ученик в паре что-то показывает с помощью жестов или мимики, а его партнёр должен угадать, что тот ему хотел сказать. Потом они меняются. После такого упражнения проводится обсуждение по вопросам:

1. Удалось ли вам донести необходимую информацию для собеседника с помощью невербального общения?

2. Какие трудности вы при этом испытывали?

3. Какую роль в общении играют мимика, жесты, позы?

3. В каких случаях и для кого невербальное общение является единственным способом общения с окружающими?


4) Особенности общения в современном мире.

 Учитель начинает разговор: «Мы живём в эпоху массовых коммуникационных потоков. Развивается цивилизация, где коммуникационная связь создаёт все условия для безграничного общения людей. Современное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения».

Вопросы для обсуждения:

1. Какие вам известны новые формы общения в современном мире?

2. Участниками каких социальных сетей являетесь вы?

3. Чем они вас привлекают?

С помощью интерактивного метода «Займи позицию», ученики высказывают своё отношение к виртуальному общению в интернете и социальных сетях – «Виртуальное общение: «за» или «против»? На доске готовится «шкала мнений» - магнитами прикрепляются таблички «За», «Скорее за», «Скорее против», «Против». Подумав, желающие ученики выходят и занимают соответствующую позицию, аргументируя при этом свой выбор. Вопрос для всех: «Известна ли Вам позиция российского государства в этом вопросе? Какие меры предпринимаются для безопасности детей и подростков в интернете?» Подводятся итоги.


Аналитический этап.

Ученикам предлагается разделиться на три формальные группы (по рядам) и поработать с раздаточным материалом. Тексты для групповой работы. Затем проводиться беседа по вопросам к тексту. Участники групп могут задавать друг другу вопросы или дополнять их ответы.

После этого, проводится тестирование. Тест «Каков ты в общении».

 

Рефлексивный этап.

Содержательная рефлексия происходит с помощью облака слов. Эмоциональная рефлексия происходит с помощью смайликов, отражающих настроение учеников. Учитель подводит итоги урока и объявляет оценки.

 

Домашнее задание.

Помимо закрепления изученного материала по параграфу 31 учебника, группе учащихся предлагается творческое задание: составить памятки или буклеты (по выбору) «Правила делового общения», «Правила дружеского общения», «Правила виртуального общения».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!