СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 класс /профильный уровень/. Общение как обмен информацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "общение как обмен информацией" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 класс /профильный уровень/. Общение как обмен информацией.»

Обществознание, профильный уровень Урок 85-87 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ Д.З: § 33, ?? (с.348), задания (с.348-349)  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 85-87

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Д.З: § 33, ?? (с.348),

задания (с.348-349)

© ред. А.И. Колмаков

 содействовать представлению об общении как форме взаимопонимания ;  развивать логическое мышление обучающихся, в процессе дискуссионных бесед и проблемных заданий ;  воспитывать стремление стать личность с общественной направленностью, наделённой такими качествами как: порядочность, благородство, милосердие, патриотизм, уважение к людям .
  • содействовать представлению об общении как форме взаимопонимания ;
  • развивать логическое мышление обучающихся, в процессе дискуссионных бесед и проблемных заданий ;
  • воспитывать стремление стать личность с общественной направленностью, наделённой такими качествами как: порядочность, благородство, милосердие, патриотизм, уважение к людям .
Универсальные учебные действия Знать: общения как процесс взаимопонимания, объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы го восприятия. Уметь: устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы. Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения

Универсальные учебные действия

  • Знать: общения как процесс взаимопонимания, объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы го восприятия.
  • Уметь: устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы. Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения
 взаимопонимание идентификация;  эмпатия;  эффекты и стереотипы межличностного восприятия;  стереотип;  социальная перцепция;  казуальная атрибуция;  механизм взаимовосприятия в процессе общения.
  • взаимопонимание идентификация;
  • эмпатия;
  • эффекты и стереотипы межличностного восприятия;
  • стереотип;
  • социальная перцепция;
  • казуальная атрибуция;
  • механизм взаимовосприятия в процессе общения.
Изучение нового материала Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.  Вспомните. В чём сущность общения как восприятия информации? Чем характеризуется интерактивная сторона общения?

Изучение нового материала

  • Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.
  • Идентификация в межличностном общении.
  • Эмпатия.
  • Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Вспомните. В чём сущность общения как восприятия информации? Чем характеризуется интерактивная сторона общения?

отношения носят субъект-субъектный характер; восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий
  • отношения носят субъект-субъектный характер;
  • восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий
КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ -  «социальная перцепция». встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам (наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение). 1. Какие элементы внешнего вида наиболее информативны? 2. Согласны ли вы, что, оценивая внешние проявления, человек делает умозаключения, иногда приписывает партнеру определенные черты? 3. Согласны ли вы, что в результате умозаключений человек для себя определяет, нравится ему партнер или не нравится? 4. Какие правила должен соблюдать человек в отношении своего внешнего вида?

КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ - «социальная перцепция».

  • встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам (наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение).

1. Какие элементы внешнего вида наиболее информативны?

2. Согласны ли вы, что, оценивая внешние проявления, человек делает умозаключения, иногда приписывает партнеру определенные черты?

3. Согласны ли вы, что в результате умозаключений человек для себя определяет, нравится ему партнер или не нравится?

4. Какие правила должен соблюдать человек в отношении своего внешнего вида?

Особенности процесса восприятия Объект не пассивен, действуют два субъекта. Важную роль играет субъектная сторона, восприятия подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроений партнеров Связь с эмоциональной стороной межличностных контактов

Особенности процесса восприятия

  • Объект не пассивен, действуют два субъекта.
  • Важную роль играет субъектная сторона, восприятия подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроений партнеров
  • Связь с эмоциональной стороной межличностных контактов
Механизмы социальной перцепции – способы, с помощью которых люди воспринимают, понимают, оценивают и интерпретируют друг друга Казуальная атрибутика «Встречают по одежке» Аттракция Рефлексия Эмпатия Идентификация Сочувствие – высшая форма Повторение Переживание

Механизмы социальной перцепции – способы, с помощью которых люди воспринимают, понимают, оценивают и интерпретируют друг друга

Казуальная атрибутика

«Встречают по одежке»

Аттракция

Рефлексия

Эмпатия

Идентификация

Сочувствие – высшая форма

Повторение

Переживание

Механизмы социальной перцепции эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. — способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга.

Механизмы социальной перцепции

  • эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга.

Механизмы социальной перцепции Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».    Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные.

Механизмы социальной перцепции

Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо». Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные.

Формы эмпатии повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого; переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек; сочувствие, сопереживание.

Формы эмпатии

  • повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого;
  • переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек;
  • сочувствие, сопереживание.

Положение Ф. Хайдера, согласно которому восприятие человеком поведения других в значительной степени определяется тем, что он считает причиной этого поведения . Конкретно это может приписываться внутренним – интернальным личностным причинам или внешним – экстернальным воздействиям среды, или какой-то комбинации обоих. Таким образом, мы оцениваем поведение других на основании воспринимаемых нами мотивов и намерений.

Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению.

Таким образом, каузальная атрибуция это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово « каузальный » означает « причинный ». Атрибуция это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия .

Механизм казуальной атрибуции Военный – смелый; Чиновник - взяточник; Отличник – умный… приписывание человеку определенных причин поведения. (приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях).

Механизм казуальной атрибуции

  • Военный – смелый;
  • Чиновник - взяточник;
  • Отличник – умный…

приписывание человеку определенных причин поведения.

(приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях).

Аттракция - особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности.  (чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки).

Аттракция

- особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности. (чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки).

в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая; в процессе идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нём.
  • в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая;
  • в процессе идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нём.
Важную роль в социальной перцепции играет социальная рефлексия самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей.

Важную роль в социальной перцепции играет социальная рефлексия

  • самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей.
Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях: — «я», каким я являюсь в действительности;  — «я», каким я вижу самого себя;  — «я», каким меня видит партнер по общению.

Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:

«я», каким я являюсь в действительности; — «я», каким я вижу самого себя; — «я», каким меня видит партнер по общению.

СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ» Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Стереотип — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.

СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»

  • Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.
  • Стереотип — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Что влияет на формирование стереотипов? Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм. Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других.

Что влияет на формирование стереотипов?

  • Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм.
  • Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других.
Проблема «идолов». Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.) «Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения; «Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы («эффект ореола», «эффект проекции», «эффект порядка», «эффект ложного обобщения»;  «Идолы рынка» - преклонение перед мнением великих. . человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами; уверенность в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам.

Проблема «идолов». Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.)

  • «Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения;
  • «Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы («эффект ореола», «эффект проекции», «эффект порядка», «эффект ложного обобщения»;
  • «Идолы рынка» - преклонение перед мнением великих. .

человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами;

уверенность в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам.

«эффект ореола» - мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ. «Таня — хороший товарищ,  потому что она хорошо учится».

«эффект ореола»

- мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.

«Таня — хороший товарищ,

потому что она хорошо учится».

«эффект проекции» - приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки. «Приятно иметь дело с симпатичным кроликом».

«эффект проекции»

- приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.

«Приятно иметь дело с

симпатичным кроликом».

«эффект ложного обобщения»  - на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. «Все учителя злые».

«эффект ложного обобщения»

- на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов.

«Все учителя злые».

Проверь себя Что такое социальная перцепция? Охарактеризуйте основные механизмы восприятия партнера по общению. Какое значение для взаимопонимания в общении имеет эмпатия? Чем объясняются типичные ошибки казуальной атрибуции? Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание? Приведите примеры стереотипов восприятия партнеров по общению.

Проверь себя

  • Что такое социальная перцепция?
  • Охарактеризуйте основные механизмы восприятия партнера по общению.
  • Какое значение для взаимопонимания в общении имеет эмпатия?
  • Чем объясняются типичные ошибки казуальной атрибуции?
  • Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание?
  • Приведите примеры стереотипов восприятия партнеров по общению.
Проверь себя Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум – неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды – личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному. Эффект ореола- (мнения о человеке, которые сформировались у субъекта в первые минуты при первой встрече, влияют на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека).Пример: увидел человека в очках думаешь, что он умный, а он 1000 поделить на два не может.

Проверь себя

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум – неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды – личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному.

Эффект ореола- (мнения о человеке, которые сформировались у субъекта в первые минуты при первой встрече, влияют на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека).Пример: увидел человека в очках думаешь, что он умный, а он 1000 поделить на два не может.

Проверь себя Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как у него. Пример: Добряк думает, что все вокруг добрые, злой, что все вокруг злые.  Эффект порядка —при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям.  Эффект стереотипизации - заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).

Проверь себя

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как у него. Пример: Добряк думает, что все вокруг добрые, злой, что все вокруг злые.

Эффект порядка —при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям.

Эффект стереотипизации - заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).

Проверь себя «Эффект ореола»: красивый мужчина или женщина постоянно оцениваются в положительном свете. Красивые люди, как предполагается, умнее, чем их сверстники, хотя нет никакой прямой зависимости между интеллектом и внешним видом.  Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка - дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой - что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно. («Идолы пещеры»)

Проверь себя

«Эффект ореола»: красивый мужчина или женщина постоянно оцениваются в положительном свете. Красивые люди, как предполагается, умнее, чем их сверстники, хотя нет никакой прямой зависимости между интеллектом и внешним видом.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка - дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой - что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно. («Идолы пещеры»)

Проверь себя Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет». («Идол пещеры»)  Русские люди сами считают себя довольно симпатичными. Главные их черты - ум, доброта и желание жить по правде. Из других национальностей наибольшие симпатии у них вызывают англичане, французы и, к некоторому удивлению, евреи. (Идолы пещеры – эффект ложного обобщения)

Проверь себя

Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет». («Идол пещеры»)

Русские люди сами считают себя довольно симпатичными. Главные их черты - ум, доброта и желание жить по правде. Из других национальностей наибольшие симпатии у них вызывают англичане, французы и, к некоторому удивлению, евреи.

(Идолы пещеры – эффект ложного обобщения)

рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009. Н. В. Савка, учитель истории и обществознания МБОУ

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Н. В. Савка, учитель истории и обществознания МБОУ "Февральская СОШ«
  • http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9041-obschenie-kak-ponimanie.html
  • http :// prezentacii.com / obschestvoznanie /11533-obschenie-kak-ponimanie-urok-10-klass.html Светлана Владимировна Матвеева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!