Урок в 6 классе по предмету “Обществознание”
Тема:
“История школьного обучения”
Форма урока:
Урок-путешествие.
Цель урока:
Сформировать представление учащихся об историческом развитии и исторических особенностях школьного образования в различных странах.
Ожидаемые учебные результаты:
Учащиеся должны:
- называть функции школы в обществе в разные исторические времена;
- объяснять сущность методов обучения, высказывать собственную точку зрения на использование разных методов;
- характеризовать роль школы в развитии общества;
- понимать, что школа – преемник родителей в эстафете воспитания.
- свободно оперировать терминами и понятиями урока.
Основные используемые понятия:
Школа, обучение, методы обучения, функции школьного обучения , риторика, философия, письменность, досуг, праздность.
Основные виды деятельности на занятии:
- беседа;
- инсценированные сообщения учащихся.
Оборудование:
1. Учебник “Обществознание”, рабочая тетрадь.
2. Карточки.
3. Костюмы для инсценировки фрагмента комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
4. Костюмы для инсценировок учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Мотивация.
Обществознание – странное слово!
Оно непонятно, но вроде знакомо.
Общество – это все люди земли,
Люди страны и люди семьи.
Значит, это о людях наука?
Но вот интересная, странная штука:
Как человек появился на свет –
Даст биология точный ответ.
Как он устроен – тоже расскажет
Обществознание. Чем оно важно?
Обществознание что изучает?
Что же такое секретное знает?
3. Проверка знаний по теме “Духовная сфера общества”.
4. Виды заданий:
- Игра “Хлопки”;
- Викторина “Допиши фразу”;
- Занимательная “Уха”;
- Терминологическое “Лукошко”;
- Кроссворд.
- Конверт “Для любознательных”;
- Индивидуальный ответ “Ребёнок в семье” (развитие Монологической речи);
- Работа с классом – скорочтение (работа с текстом учебника, вопросы: доказать, найти, сопоставить, сравнить);
- Отдыхательная минутка, игра “Дождь”;
- Заслушиваются сочинения учащихся на тему: “Моя семья – моя крепость”;
Изучение нового материала:
План изучения нового материала:
1. Возникновение школы, её функции в обществе.
2. Школа в разные исторические времена:
- Древний Египет;
- Древняя Греция.
Мотивация учащихся.
Инсценировка фрагмента комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
Действующие лица: Митрофан, Простакова, Стародум.
Вопросы классу:
- Правы ли Простакова и Митрофан, рассуждая о науках?;
- Зачем люди учатся?;
- Для чего предназначена школа?.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок- урок путешествие, мы узнаем как учили в школе в разные исторические времена.
Первая остановка в Древнем Египте.
Виды работы:
- выборочное чтение учебника “История древнего мира 5 класс”;
- выступление обучающегося с подготовленным сообщением;
- отдыхательная минутка, игра “Вправо и влево нас ветер качает”.
Следующая остановка в школе Древней Греции.
Виды работы:
- сообщение обучающегося;
- малый исторический театр “Обучение грамоте в Древней Греции”.
После каждого выступления – обсуждение с классом увиденного и услышанного.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему во все времена люди хотели, чтобы их дети учились?
- Почему для обучения детей понадобились специальные заведения – школы?
- Почему изобретение письменности привело к дальнейшему развитию школы?
- Почему знатные и богатые люди не хотели, что бы дети бедных учились?
Учитель: Вернёмся к главному вопросу нашего урока, прочитайте его и сделайте вывод.
Зачем нужна школа?
Учащиеся предлагают вывод урока, который после доработки записывается в тетради:
Вывод урока:
Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.
Рефлексия.
Подведение итогов.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- что мы узнали нового?
- Зачем люди учатся?
- Могло бы человечество обойтись без школы?
- Зачем нужна школа?
Оценочный аспект.
Домашнее задание: параграф 26 учебника, ответить на вопросы, сделать рисунки по рассказам о том, как учились дети раньше, написать небольшой рассказ на тему на тему “Моя школа”.