СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 10 классе по теме : "Мораль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный с использованием метода проектов и  интерактивных методов обучения. В начале урока перед учащимися ставится проблема (в виде притчи). Используются такие формы работы как: тренинг, работа в парах, работа с интерактивной доской, защита ученического мини-проекта, мини-диспут по теме мультфильма "Всё в твоих руках", работа в группах с документом.  В качестве рефлексии заполняется синквейн

 

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 10 классе по теме : "Мораль"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»




Конспект урока обществознания

в 10 классе по теме:

« Мораль»






Автор: учитель истории

и обществознания высшей категории

Шелковникова Светлана Валерьевна






Мичуринск – Наукоград



Цель: формирование основ нравственной культуры обучающихся


Задачи:

  1. образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «мораль» и «нравственность»; выявить основные черты нравственного поведения личности; познакомиться с основными категориями морали;

  2. воспитательные: формировать основы нравственного поведения обучающихся; воспитывать чувство уважения друг к другу, гуманизм, патриотизм, гражданственность; воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

  3. развивающие:  развития умений учащихся анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали; развивать коммуникативную культуру обучающихся, умение работать с различными источниками информации, составлять синквейн, вести диспут, выполнять мини-проекты.


Тип урока: комбинированный с использованием метода проектов и интерактивных методов обучения


Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • презентация учителя;

  • презентация ученического мини-проекта;

  • мультфильм «Всё в твоих руках»;

  • раздаточный материал для работы в группах


Ход урока:


  1. Постановка проблемы


Древнегреческий философ Диоген Синопский, пытаясь отыскать истину, зажег днем фонарь и расхаживал с ним по улице. Я тоже зажигаю фонарь и днем с огнем повторяю знаменитую фразу Диогена: «Ищу человека!». При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.

О чем же будет этот разговор? Попробуйте сами определить его тему, прослушав одну старинную притчу. «Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее».

Вопросы для обсуждения:


  1. Как вы считаете, о чём нам рассказывает данная притча?

  2. Какой русской пословице притча созвучна?

  3. Сделайте предположение, с какой темой урока мы познакомимся сегодня?


Запишите тему урока в тетрадь.


  1. Подводящая беседа

Давайте подберём слова-ассоциации с понятием «мораль» (например, доброта, гуманизм, справедливость, уважение, человеколюбие, совесть). Итак, что же такое мораль? Давайте познакомимся с определением этого понятия в учебнике на с. 121-122.

Запишем определение в тетрадь.

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.


Учёные, изучающие мораль говорят, что она в своём содержании элементарна. Великие моралисты Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер – сводили основной смысл морали к золотому правилу. С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В этих простых на первый взгляд словах душа морали, её предназначение. Мы получаем ответ на вопрос, зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас, как относиться к людям. Особенность морали в том, что она регулирует отношения между людьми с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. С позиций морали можно также оценить отношение человека к природе, окружающей среде, а также отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием, вырабатывать в себе моральные качества (милосердие, честность, ответственность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, своё поведение с позиции морали, добра и зла.


  1. Тренинг

Сейчас мы с вами проведём небольшой тренинг. Первый этап тренинга – индивидуальная работа. В своих тетрадях в течение минуты запишите ответ на вопрос: «Какие моральные качества есть во мне самом?»


А теперь поработаем в парах – назовите черты высокоморального человека и составьте общий перечь таких черт (например, гуманизм. патриотизм, справедливость).



Следующее задание: проранжировать моральные качества (т.е. распределить их по уровню значимости от первого до последнего места): высокие запросы, независимость, воспитанность, аккуратность, чуткость, трудолюбие, жизнерадостность, чуткость, исполнительность, ответственность, образованность, непримиримость, честность, смелость, самоконтроль, рационализм, терпимость, твёрдая воля, широта взглядов

Наряду с моралью существует слово «нравственность». Многие учёные считают, что различий между этими понятиями нет, это слова-синонимы. Но почему тогда зачастую употребляют оба эти слова вместе, причём в одной фразе? Так, например, говорят: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»

Всё-таки эти понятия нужно уметь различать: мораль – это строгие духовные правила поведения, а нравственность – это практическое поведение людей дома, в семье, на работе, на отдыхе


  1. Работа с интерактивной доской


Задание классу: А сейчас давайте поработаем со словом

«нравственность». Составьте новые слова, начинающиеся из букв слова «нравственность».

(учитель записывает на интерактивной доске придуманные учениками слова)



Н орма

Регулятор

Альтруизм

Верность

Совесть

Терпение

Великодушие

Единение

Нравы

Ненасилие

Ответственность

Сострадание

Традиции

Ь

  1. Защита ученического мини-проекта «Результаты социологического опроса «Мораль и её принципы»

Ученицей нашего класса был подготовлен мини-проект «Мораль и её принципы», с которым она сейчас познакомит.

Ученическая презентация

Отрадно, что выводы, которые сделала автор мини-проекта подтверждают, что требования морали важны для большинства учеников нашей школы, и они руководствуются ими в жизни. Но всё же есть ряд обучающихся, которым следует задуматься над своими нравственными принципами.

Важной составной частью морали являются её ценности, принципы, категории и нормы. За долгую историю человечества существовало много ценностей и идеалов, но есть ценности главные, особо значимые, существующие для всех людей. К числу таких ценностей относятся человечность, гуманизм, патриотизм, гражданственность, свобода. Каждый человек свободен в выборе своего поведения, образа жизни, но и обязан нести ответственность за свой моральный выбор.

  1. Просмотр мультфильма «Всё в твоих руках»

Какие эмоции вы испытали, просматривая этот мультфильм? Какова основная идея мультфильма, и как она связана с темой нашего урока?

  1. Мини-диспут

К важнейшим моральным категориям относятся добро и зло. О том, что такое добро и что такое зло люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы. Рассмотрим такую ситуацию, о которой нам рассказал М.Ю. Лермонтов в своей драме «Испанцы». Это произошло в средневековой Испании. Богатый человек нашёл бездомного мальчика, пожалел и взял его к себе в замок, где он воспитывался вместе с дочерью сеньора. Молодые люди выросли, полюбили друг друга. Но, узнав об их чувствах, возмущённый отец прогнал юношу из замка, ведь тот был неровней его дочери. Вскоре с девушкой случилась беда. Её похитил монах-иезуит, старый подлец и развратник, который хотел позабавиться с очередной жертвой. Девушка день и ночь молила Бога спасти её от бесчестья. А честь и достоинство ценились дороже самой жизни. Юноша узнал, где спрятана его возлюбленная и попытался её спасти, но это не удалось. Дом был окружён стражей. И чтобы спасти честь любимой юноша убивает её. Юношу хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, сотворившим зло, другие считают его поступок правильным благородным – ведь он спас возлюбленную от бесчестья…

Суть этого вопроса очень удачно сформулирована в древнекитайском изречении: «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, вот это и есть мои пороки».

Не менее выразительно сказал Августин Аврелий: «Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб, тот, кто зол, - раб, даже если он король».

Грань между добром и злом очень зыбкая, и чтобы разобраться в этом мы проведём мини-диспут. На предыдущем уроке мы разделились на две группы, каждая получила задание: 1- выступить сторонником добра и 2 - привести аргументы, подтверждающие зыбкую грань между добром и злом. Послушаем выступление сторон.

Сторонники добра говорят о том, что на добре основана жизнь, перечисляют различные добрые поступки людей, например, спасение тонущего, спасение из пожара, сбор денег на помощь больным детям, передавая СМС - сообщение со словом «Добро», помощь беженцам с Украины, во время Великой Отечественной войны люди размещали у себя эвакуированных, например, из блокадного Ленинграда и делились с ними последней едой.

Сторонники зла могут сказать, что не всегда можно так категорично разделить добро или зло. Например, любая ложь – это зло, а как тогда расценивать ложь во спасение, когда умирающему больному говорят, что он выживет, что не всё так страшно? Убийство людей, особенно детей – страшное преступление, а в Древней Спарте родившихся больными детей сбрасывали в пропасть. Зло, безусловно, но смогли ли эти дети выжить в дальнейшем в Спарте, которая была военным лагерем? Вредные привычки, алкоголизм, курение, наркомания, несомненно, зло, которое губит здоровье и душу человека. Но почему тогда даже врачи говорят, что выпить стаканчик красного вина полезно для больных гипертонией, так как это расширяет сосуды и снижает давление. Многие курильщики утверждают, что в состоянии стресса, сильного волнения одна выкуренная сигарета успокаивает, кроме того, часто слышны утверждения, что выкуренная сигарета успокаивает зубную боль).

У восточных народов принято многоженство, а европейцы считают этот обычай варварским

В воровском мире существует свой кодекс чести, за нарушение которого вор лишается репутации. На этот кодекс совершенно не приемлем для честных людей

Княгиня Ольга сожгла дотла поселение древлян, проявив с нашей точки зрения крайнюю жестокость. Но могла ли она сохранить свое лицо, проигнорировав обычай кровной мести и не отомстив за смерть мужа?


  1. Групповая работа

А сейчас мы поработаем с документами в группах. Ознакомьтесь с представленными материалами, обсудив их в группе, ответьте на вопросы. Результаты работы представьте классу.


IX. Составление синквейна


В заключение нашего урока давайте составим синквейн со словом «мораль». Например,

  1. Мораль

  2. Справедливая, гуманная

  3. Регулирует, воспитывает, учит

  4. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой

  5. Добро

В начале урока я зажгла свет в надежде, что он поможет мне найти Человека. Имею ли я право оспаривать мнение, если и не великого, то уж точно известного философа? Но всё же я задаю себе и вам вопрос: а может Диоген был не прав? Может быть, он искал не там?

Вывод: Освещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека надо искать не в толпе, а в себе самом.



XIII. Домашнее задание: п.12, написать эссе по высказыванию на с. 131


Всем спасибо за урок!















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!