СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе по ФГОС "Символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания "Символы России" является вторым уроком по теме, урок - практикум даёт возможность в занимательной форме закрепить материал, изученный ранее, и закрепить приёмы групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе по ФГОС "Символы России"»


Государственные символы России.

(урок-практикум)

Цель: совершенствовать представления обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «флаг», «гимн».

Задачи:

Предметные:

- совершенствование знаний учащихся о гербе, гимне и флаге РФ;

- создать условия для формирования правовой культуры;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему, цель и задачи урока;

- формирование умениями работать с различными источниками информации;

Личностные:

- продолжить развитие таких качеств личности, как уважение к государственной символике своей страны;

- воспитание патриотизма, толерантности; осознания важности знания символики своего государства.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организация класса:

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Хочу пожелать вам удачи на уроке, покажите свои знания и заработайте хорошие оценки.

-Проверим готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, лист самооценки. Оцените свою готовность к уроку.

- По какому разделу мы работаем? (Родина)

- На какие вопросы должны найти ответы?

2. Проверка Д/З:

Работа с терминами: диктант. (Если нет ответа ставим прочерк)

-Запишите в тетрадь термин по моему определению:

1Официальная эмблема государства, города, семейного рода. Изображается на флагах, монетах, печатях, государственных документах. (герб)

2Прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы. (флаг)

3 Знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. (Символы )

4 Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (Геральдика)

5 Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наше держава.


На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (ГИМН)

-Обменяйтесь тетрадями, проверим работу. (шкала отметок: 5 терминов-«5», 4 термина – «4» и т.д.)

Оцените свою работу в листе самооценки.

Устный опрос:

- Какой цвет Российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту? (красный)

- Какой цвет Российского флага символизирует величие, красоту, ясность? (голубой)

- Какой цвет Российского флага символизирует чистоту и святость? (белый)

3.Определение темы и целей урока.

-Какой темой объединяются все эти термины?

- Значит, сегодня по какой теме мы продолжаем работу?

(Государственные символы России)

- Так как это второй урок по теме, предлагаю провести урок-практикум. Какие цели для работы сформулируем?

(Повторить символы государственной власти России, вспомнить информацию о создании этих символов, тренироваться в использовании этой информации, поработать в группе, создать проектную работу…)

4. Работа в парах:

-На карточках напечатан текст с пропущенными словами, вставьте слова, обменяйтесь карточками, проверьте по тексту учебника на с. 99. Поставьте оценку в лист самооценки.

Вставьте пропущенные слова.

В законе о Государственном …………………………. нашей страны написано: «Государственный…………….. Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический (от «геральдика» - наука о ……………) щит с золотым ………….…….. орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединёнными лентой. В правой лапе орла - ………………..(жезл – один из почётных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (так называемое царское яблоко – одна из регалий – золотой шар с крестом наверху). На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный ………………….в синем плаще, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь ………………, также обращённого влево».

- Оцените свою работу в листе самооценки.

5. Индивидуальные задания:

«Филлворд»

- Каждый получает «волшебный» квадрат, вам нужно в предложенном волшебном квадрате за определенное время найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству и его символике, записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто нашёл больше слов.


О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

Ответы (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица)

- Оцените свою работу в листе самооценки.

6.Проектная работа:

- Ребята, к нам пришло письмо из института космических исследований ( достает конверт и читает письмо), они запускают на Марс марсоход и просят нас помочь им составить для марсиан послание о нашей стране. И мы должны рассказать о символах нашего государства. Вы все знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы — это флаг, герб и гимн страны. И у нашей страны есть такие символы. Вот и создайте информационный лист для марсиан.

На столах у вас есть стихи о флаге, гербе, гимне России, история их возникновения, рисунки вы можете нарисовать сами или раскрасить то, что вам предложено. Оформленный информационный лист отправится на Марс. Приступая к работе распределите обязанности: кто пишет, кто рисует-раскрашивает, что приклеиваете, что не используете…

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её. (ГИМН)


Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наша держава. (ГИМН)


Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны. (ГИМН)


Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ... (ФЛАГ!)


Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегу меня.

Я России часть и знак-

Бело-сине-красный…. (флаг!)


Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят

Он страны великой самый главный знак

Доблестный трехцветный наш Российский флаг!


У России величавой

На груди орел двуглавый,

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный!


Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот.

У реки – береза-скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой, соседской фабрики,

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.




Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по моей стране

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый!


Человек без родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

За морем теплее, а на родине – светлее.

Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха.

Жить – Родине служить.


1. В давние-давние времена жизнь наших предков была неспокойной. Они постоянно бились с врагами за землю, за территорию. И пришлось воинам объединиться, чтобы защищаться от врагов. В случае опасности брал воин длинную палку, на ее конец привязывал пучок травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак-символ. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – СТЯГ.

Собирался народ и воины под стягом и отправлялись защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась и трепетала на ветру и такой знак — символ был виден далеко-далеко. Так появился первый флаг. Впоследствии у каждого войска был флаг определенного цвета, чтобы войска отличались на поле битвы.


Красная полоса – это наша Земля, политая кровью солдат, погибших за ее свободу. Синяя полоса – над землей синее небо, а над небом – белая полоса – чистота, светлая сила.


Флаг – прикрепленное к древку полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.


Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.


Герб – это отличительный знак города или государства.


Герб представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам геральдики, неизменно присущее своему владельцу (человеку, роду, корпорации, городу, территории, государству) и выполняющее функцию идентификации (определения, опознания) этого владельца с помощью визуальных средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения – цветов и фигур).

Зачем нужен герб?

Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же – только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха – звуками и составленными из них словами), а герб – средствами визуальными.

Что такое государственный герб?

Государственный герб – это название государства, сообщаемое в форме, доступной визуальному восприятию: посредством цветов и фигур. Государственный герб является изобразительным различительным знаком, позволяющим определить владеющее им государство и отличить его от других.


Что такое гимн?

Гимн – это музыкальный опознавательный знак. Гимн представляет собой определенную музыкальную тему (мелодию, музыкальное произведение, песню) неразрывно связанную с определенным субъектом (человеком, семьей, корпорацией, объединением, территорией, государством, событием и т.д.) и выполняющая функцию идентификации (опознания, определения) данного субъекта музыкальными средствами.

Что такое государственный гимн?

Государственные гимны являются одной из составных частей комплекса опознавательных знаков определенной страны. Этот комплекс включает:

- название (знак, сообщаемый средствами речи – словами);

- герб и флаг (знаки, сообщаемые визуальными средствами – цветами и фигурами);

- гимн (знак, сообщаемый музыкальными средствами – мелодией).

В основе своей, название, герб, гимн и флаг являются одним и тем же – средствами обозначения государства.

Зачем нужен гимн?

В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному в разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость продемонстрировать свою государственную принадлежность, может выполнить это, исполнив свой гимн.


Гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.


На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.


Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.


Первый Государственный гимн России был написан в XIX веке и назывался "Боже, царя храни!" - заслушать.

В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн, так появился гимн, написанный С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова. - прослушать гимн.

После распада СССР, и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков - так появился современный гимн РФ.

- Представьте свои работы. Если на Марсе есть разумные существа, я думаю, что они поймут правильно наш знак-символ.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

7. Работа в группе: ( Резервное задание)

«Собери гимн России»

- Каждая команда получает листочки со строками гимна России, но они перепутаны, нужно правильно разместить строки гимна, задание на правильность и быстроту, у вас 3 минуты.

Твое достояние на все времена


Могучая воля, великая слава

Россия - священная наша держава

Россия – любимая наша страна

Братских народов союз вековой

Предками данная мудрость народная

Славься, Отечество наше свободное

Славься страна! Мы гордимся тобой

Раскинулись наши леса и поля

Хранимая богом родная земля

От южных морей до полярного края

Одна ты на свете! Одна ты такая

Нам силу даёт наша верность Отчизне

Так было, так есть и так будет всегда

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года

- Оцените свою работу в листе самооценки.

8.Итог урока:

- Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

1. Что такое герб? (Символ государства.)

2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)

3. Что такое флаг? (Символ государства.)

4. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)

6. Кто автор и композитор современного гимна России ?

9. Как люди должны относиться к символам своей страны ?

9.Самооценка:

- Оцените свою работу в листе самооценки и выведите итоговую оценку.

- Выберите предложение для рефлексии нашего урока.

10. Д\З стр. 106 «В классе и дома» задание №2 (рисунок вашего герба) в тетради по обществознанию

- Я очень надеюсь, что вы вырастите патриотами своей страны, будете беречь и приумножать богатства России, сделаете много полезного и нужного, чтобы наша Россия, наша Родина стала еще краше, еще сильнее, еще лучше.

Наш урок окончен, всем спасибо! Выставляем оценки в дневник.

5