СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе по теме "Семья - ячейка общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока содержит 2 конспекта по теме "Семья и семейные отношения"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе по теме "Семья - ячейка общества"»

Урок обществознания 5 классе № 1

Тема урока: «Семья и семейные отношения»

Цель:

сформировать у учащихся представление о семье, как ячейке общества, особой малой группе, в которой рождаются, растут и развиваются будущие граждане страны.

Задачи:

- Способствовать формированию положительного восприятия семьи;

- Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным;

- Дать положительное представление о будущей семье;

- познакомить с новыми понятиями: семья, брак, Семейный кодекс, Конституция.


Оформление доски: ватман

Ход урока:

I.Организационный момент.


II.Постановка темы, цели урока.


- Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

- Т.О., о чём мы будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока. («Семья и семейные отношения»)


- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте цель и задачи урока

Т.О., сегодня на уроке мы узнаем: что такое семья, какими признаками она обладает, зачем люди создают семьи.

III.Объяснение нового материала


- С чего мы начинаем строить дом, как вы считаете?

- Что нам надо для строительства, кроме кирпича, цемента, бетона?

- Кто будет жить в доме? (Будет жить новая семья.)


- Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком только в семье.

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

- Для чего человеку семья? (1 ряд – от имени детей, 2 ряд – от имени родителей. 3 ряд от имени бабушек и дедушек.)

- Назовите главную вещь на которой состоит семья. (Любовь)


Работа со словарем, составление схемы.

- А что такое семья? Откройте словари в своих учебниках на стр. 126 и прочитайте определение этого слова.

Семья

по браку по крови

муж и жена, свекровь и невестка мат, дети, сестры, братья


- Чем связаны друг с другом члены семьи? (Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Они ведут общее хозяйство, владеют общим имуществом.)


- Что нужно, чтобы семья была счастлива?

У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Послушайте притчу:

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

- В чем смысл этой притчи? Чему она нас учит?

- Свет в окне дома… Какие чувства он вызывал или вызывает у вас?

- Радость что вас ждут.

- Облегчение: «Ну, вот я и дома»

- Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».


- Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

- Так что же нужно, чтобы семья была счастлива?

Как появилась слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила «Я»

Кто их воспитает царица моя?

Ева покорно ответила «Я»

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя

Я, я – тихо молвила Ева – я, я.

Сказала она знаменитых семь «Я»

Вот так на земле появилась семья


- Ребята, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? (отв.детей)

- Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали? (отв.детей)


- Кто является членами семьи? Помогут ответить вам на этот вопрос загадки. Давайте их отгадаем. А ответы изобразим в виде лучиков солнышка. Будем составлять кластер.

1.Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша... (мама)

2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

3. Пусть не хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад

Моя родная… (бабушка)

4. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший… (брат)

5. Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков – гора,

Брату кто она?... (сестра)


6. Он - мужчина, и он – сед,

Папе - папа, мне он - …(дед)

- Молодцы. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось.

- Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми? (Они семья.)

- Попробуйте назвать главную особенность семьи. (Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет ее членов).

- Ребята, а как образуется семья? (Когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является любовь, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.)

Что такое брак?

Брак – это союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи.

Работа с текстом учебника

- В чем главное предназначение семьи? Прочитаем об этом в учебнике

на с. 27.

- Вы правы, поэтому государство заботиться о благополучии семей. Что государство делает для благополучия семей? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 27-28.

- А где все это прописано? (В законах.)

- В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав. Это Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

- К сожалению, бывает и так, что семья не выполняет своих обязанностей.

Откройте учебники на стр.28. Прочитайте пункт «Если семья не выполняет своих обязанностей» и приготовьтесь отвечать на вопросы:

  1. Приведите примеры семей, которые не выполняют своих обязанностей.

  2. Что нарушает такая семья? (Конституцию – основной закон государства).

3. Какие права вы имеете как несовершеннолетний ребенок?

4.Какое наказание ждет родителей, которые не выполняют свои обязанности?

(Их суд может лишить родительских прав.)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Какие два главных документа защищают семью?

IV. Закрепление темы урока

- Какое значение семья имеет в жизни человека?

- Есть такое выражение: «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример тому»

- Задание в рубрике «В классе и дома» № 3, стр. 32

- Рассмотрите рисунки на стр. 26, 27. Что объединяет эти события? Какие из них напоминают вам о вашей жизни?

- Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.

- Какие законодательные документы защищаю права членов семьи?

V. Рефлексия

Давайте составим синквейн по теме урока

Семья

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Фраза из четырех слов


VII.Домашнее задание

С. 26-28. Представье, что вам поступило предложение о директора конфетной фабрики – нарисовать фантик для конфеты «Счастливая семья» Выполните его.



Урок обществознания 5 классе № 2

Тема: Семья – ячейка общества

Цель: сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье.


Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

- Что такое семья?

- Вспомните, какая самая главная функция семьи?

- А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом?

- Как одним словом, мы называем папу и маму?

- А для чего нужны родители?

- Что происходит с семьями, в которых родители не выполняют свои обязанности?

- Какие законодательные акты защищают и регулируют семейные отношения?

- Давайте вспомним, какие права закреплены в Семейном кодексе.

- Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.


3. Определение темы и цели урока

- Послушайте притчу и подумайте о чем она

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них?

У них все виноваты, а у нас все правы.


-В чем смысл этой притчи?

- В чем особенность взаимоотношений каждой семьи?

- Какую же семью мы сможем назвать счастливой?


Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.


- О чем мы продолжим разговор на этом уроке? (определяют тему урока и задачи)

4. Изучение новой темы урока

- Кто из вас знает, когда отмечается День семьи в нашей стране и как он называется? (С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране 8 июля. Он называется «День семьи, любви и верности». Символ праздника – ромашка)


Работа с историческим документом

- Прочитаем текст на стр. 31. Выполните задание


- Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? (Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.)

- А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?


Составление статистической таблицы

- Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Количество членов семьи

2

3

4

5

6

Количество семей







- Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

- А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? (Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло).

- Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве _____человек.


- А все ли семьи одинаковые?(нет)

- А только ли количеством детей они отличаются? (нет, еще своим составом)


Работа с учебником

- Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29. Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

- А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку. Какие чувства испытывает мать к своим детям? Какие чувства испытывают дети к своей матери?

- Что не так в этой семье? (Отсутствует один из родителей)

- Прочитайте информацию о том, какие бывают семьи на с. 29 и составьте схему

Т ипы семьи




- Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?


5. Закрепление темы урока


Игра «Продолжи фразу»


- А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.

Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.

Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.

Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей.

Семьи, в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются…. Трехпоколенными

Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.


Игра «Верно – неверно»

- Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.

  2. Государство никак не заботится о семье.

  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.

  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.

  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.

  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.


  1. Рефлексия

- Ребята, давайте составим синквейн по теме урока Семья

Существительное

Прилагательное прилагательное

Глагол глагол глагол

Фраза из четырех слов


  1. Домашнее задание

  1. П. 3, стр. 29-31

  2. Подготовить проект по теме «Моя семья» - на «5»,

на отметку «4» - нарисовать рисунок о семье,

на отметку «3» - найти и выписать в тетрадь пословицы о семье



















































- Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание вы получите? (Слайд 11)

+ п.3, подготовить проект по теме «Моя семья» - на «5», на отметку «4» - нарисовать рисунок о семье, на отметку «3» - найти и выписать в тетрадь пословицы о семье,

- Оценивание работы на уроке.


Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.


Приложение 1


Заполни пропуски в тексте:

Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.


Двухпоколенная семья состоит из ________________________________.

Трёхпоколенная семья состоит из

_____________________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется _____________.


Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки).


7.Рефлексия

Составить синквейн - «Семья»

Существительное

Прилагательное прилагательное

Глагол глагол глагол

Фраза из четырех слов





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!