СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 8 классе по теме: «Нации и межнациональные отношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 8 классе по теме: «Нации и межнациональные отношения»

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 8 классе по теме: «Нации и межнациональные отношения»»

Урок обществознания в 8 классе по теме: «Нации и межнациональные отношения»

Цель:
продолжить работу по формированию знаний учащихся о нациях, межнациональных отношениях в обществе; формирование умения использовать полученные знания на практике, воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям другой национальности.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать, что:
в структуре общества важное место занимают общности, объединяющие людей по национальному признаку; исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев; обострение межнациональных отношений бывает из-за территорий, социально-экономических условий и т. д.; каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином; разжигание национальной розни запрещено законом.
Учащиеся должны понимать, что такое: этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.
Учащиеся должны уметь: объяснять смысл основных понятий; называть различные причины национальных конфликтов; определять значение национальных традиций; находить пути предотвращения национальных конфликтов.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: Конституция РФ, Обществознание: учебник для 8-9 кл.; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение , 2009

Ход урока
1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.
Тест.
1) Социальная группа - это:
а) любая совокупность людей, имеющая какой- либо социально значимый признак (пол, возраст, профессия, власть и др.);
б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;
в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее.

2) Что из перечисленного попадает под определение социальной группы?
а) класс; б) социальный слой, в) семья; г) всё перечисленное выше.

3) К какому понятию относится следующее определение: «положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением? а) «престиж», б) «социальный статус»; в) «авторитет».

4) Что является признаками предписанного статуса?
а) Национальность, квалификация; б) социальное происхождение, национальность; в) образование, квалификация.

5) Как называется поведение, которое ожидают от человек данного социального статуса?
а) достигаемый статус; б) престиж; в) социальная роль.

6) Пианистка К. получила на конкурсе молодых исполнителей почётную грамоту. Это пример:
а) социального статуса, б) социальной роли, в) социальной санкции.

7) Продолжите предложение.
Статус ученика школы предполагает…

3.Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку:
« Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент – Экзюпери)

Современное человечество состоит из нескольких тысяч этнических групп. Причём точную их численность науке до сих пор не удалось установить. Разные исследователи называют разные цифры: от 3 до 5 тысяч. А вот число самостоятельных государств известно точно – 226. То есть, в любом случае, большинство современных стран многонациональны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается более 200 народов.

В Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г. проживают представители более 180 народов. Из определивших свою национальность более 111 миллионов человек относят себя к русским, более 5 миллионов – к татарам, почти 2 миллиона – к украинцам. Но кроме больших этнических общностей в нашей стране есть и малые. Так, например, 64 человека отнесли себя к финно-угорскому народу водь, и только один человек назвал себя носителем языка югов, проживавшего в среднем течении реки Енисей.


Этносом
 принято называть исторически сложившуюся на определённой территории общность людей, объединённых единством происхождения, общей культурой, языком, а также осознанием этого единства.


Первой исторической формой этноса
 можно считать  род – коллектив кровных родственников по материнской или отцовской линииНесколько родов, связанных между собой общими чертами культуры, диалектом, едиными религиозными взглядами и обрядами называют племенем. 
Члены племени ведут свое происхождение от общего предка.

При распаде родоплеменных отношений из отдельных племён формируется народность. Иногда говорят, что народность – это этнос, которому удалось создать свою государственность. Народность объединяет общая территория проживания, язык, хозяйственная и культурная жизнь, психический склад. Одни народности складывались из племён, близких по своему происхождению, другие – из разноязычных, смешавшихся в результате завоеваний.


Высшей формой этноса
 принято считать нацию. Для неё характерно уже не только культурное и хозяйственное, но и политическое единство.

Некоторые исследователи называют нацией граждан определённого государства, независимо от их этнической принадлежности. По-разному определяют для себя это слово и жители разных стран. Например, гражданин России на вопрос о его национальности, вероятно, ответит, что он – русскийтатарин или удмурт. А гражданин США или Франции, скорее всего, скажет, что он американец или француз, независимо от своего происхождения или цвета кожи.


Сейчас часто отличают этническую и национальную принадлежность человека.
 Этническая определяется происхождением, так сказать «кровью». Но во многих из нас намешено очень много разных кровей.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин – потомок не только знатных русских родов. Его прадед Абрам Петрович Ганнибал, как вам, вероятно, известно, «арап», сын эфиопского князя. Его вторая жена – немка Христина Шеберг. Именно от этого брака и родился Осип Абрамович Ганнибал – дед Пушкина по материнской линии. Но это не делает Александра Сергеевича менее русским.

Отцом Владимира Ивановича Даля, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» был обрусевший датчанин, а матерью - представительница семьи французских гугенотов де Мальи.

То есть национальная принадлежность человека определяется его самосознанием, которое зависит от включенности в ту или иную национальную культуру и чувства принадлежности к ней. Это чувство принадлежности часто называют самоидентификацией человека.


Причины межнациональных конфликтов

Мало кому могут быть безразличны успехи и беды своего народа.  Людям разных национальностей присуще чувство национальной гордости, стремление к тому, чтобы права народа признавались и уважались. Национальное оскорбление или унижение могут восприниматься гораздо тяжелее, чем личные. Вы ещё будете говорить на уроках истории Новейшего времени, что условия Версальского мирного договора после Первой мировой войны были восприняты в Германии как величайшее национальное унижение. Это способствовало росту авторитета фашистской партии, пропагандировавшей идею превосходства немецкой нации - «арийской расы» и призывавшей к реваншу – возвращению утраченных позиций.

Крайне агрессивную форму национализма, убеждение в превосходстве своей нации и праве «поучать» другие нации, навязывать им свою культуру, стремление к захвату чужих территорий называют шовинизмом.

Этот термин происходит от имени Николя Шовена, героя комедии братьев Коньяр «Трёхцветная кокарда». Возможно, у него был и реальный прототип – ветеран наполеоновских войн, преклонявшийся перед императором - создателем «величия» Франции.


Шовинизм в политике
 может приводить к геноциду – физическому истреблению групп населения по национальному, расовому или религиозному признаку. В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён до наших дней.


В начале 13 века римский папа Иннокентий III организовал крестовый поход на юг Франции против катароврелигиозного течения в христианствеКатары безжалостно уничтожались. Часто погибали и католики, жившие по соседству с «еретиками». Когда перед штурмом катарской крепости Безье воины обратились к папскому легату (послу) Арно Амори с вопросом, как отличить еретиков от католиков, Амори ответил: «Убивайте всех! Господь отделит своих».

Одним из самых масштабных примеров геноцида можно считать уничтожение коренного населения Америки европейскими колонизаторами. Начало ему положило открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Геноцид индейцев принимал различные формыуничтожение во время войн, предумышленное отравление источников воды, принудительный труд в нечеловеческих условиях, переселение в непригодные для обитания районы, резню, распространение алкоголя и тому подобное. В конце 19 века в США и Канаде стала активно проводиться политика ассимиляции индейцев. Детей стали принудительно отдавать в специальные государственные школы-интернатыРодителям и родственникам запрещалось посещать эти школы. Детей наказывали, если они осмеливались разговаривать на родном языке. В результате дети индейцев быстро теряли своё национальное самосознаниенациональную самоидентификацию.

Самым известным примером организованного геноцида является политика фашистской Германии по отношению к так называемым «низшим расам».     

Например, план «Ост» предусматривал массовые этнические чистки в восточной Европе и СССР для «освобождения жизненного пространства» для немцев и других «германских народов». Хотя план и предполагалось запустить на полную мощность только после завершения войны, в его рамках было уничтожено около 3 миллионов советских военнопленных, планомерно уничтожалось и отправлялось на принудительные работы население Польши, Беларуси, Украины. Только на территории Беларуси было создано 260 лагерей смерти и 170 гетто. За годы оккупации потери мирного населения этой республики составили более 2,5 миллионов человек, то есть около 25%.

В 1948 году Организация Объединённых Наций признала геноцид международным преступлением. Но, к сожалению, искоренить его не удалось.

Так, в ходе массовой резни в африканском государстве Руанда, представители племени хуту истребили более 900 тыс. членов племени тутси.

Последствия геноцида должны стать грозным предупреждением о том, к чему могут привести нерешённые проблемы в отношениях между различными нациями.

Межнациональныемежэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими и социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Часто созданию из соседнего народа «образа врага» способствует обращение к тем страницам истории, которые запечатлели нанесённые друг другу «обиды».

Среди причин, которые могут привести к межнациональным конфликтам, можно выделить следующие.

·        Территориальныеборьба за изменение границ, «спорные» территории, за создание нового независимого государства.

·        Экономическиеборьба за обладание ресурсами, среди которым особую ценность имеют земля и её недра, например, запасы нефти.

·        Социальныеборьба за гражданское равноправие, равенство в образовании, при приёме на работу и в оплате труда.

·        Культурно-языковыеборьба за сохранение или возрождение языка, духовной культуры этнической общности.

Законодательство РФ о национальной политике в стране

К сожалению, и в нашей стране происходят межнациональные конфликтыГлавной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народовсоздание условий для их развития и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества.

Конституция страны, «Концепция национальной политики Российской Федерации» предусматривают реализацию следующих принципов.

·        Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка.

·        Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

·        Равноправие всех субъектов Российской Федерации.

·        Гарантия прав коренных малочисленных народов.

·        Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

·        Запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, ненависти или вражды.

Обострение отношений между этническими общностями опасно не только для общества в целом, но и для каждой семьи, каждого человека. Сохранение социального мира во многом зависит от нас с вами. Если каждый из нас сможет отказаться от предрассудков и стереотипов, будет оценивать людей не по их принадлежности к «хорошей» или «плохой» нации, а по их личным качествам и поступкам, научится уважать достоинство одноклассников, соседей независимо от цвета их кожи, языка или веры, то и почвы для возникновения межнациональных конфликтов не останется.


Права человека
 начинаются «с очень небольших мест, совсем близко от дома. Эти места такие маленькие, что их не найти ни на одной карте мира. Но эти места — целый мир для отдельного человека: будь то дом, где он живёт, школа или колледж, где он учится, завод, ферма или офис, где он работает. Это те места, где каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребёнок добиваются равного для всех правосудия, равных возможностей, равного уважения достоинства без дискриминации. Если эти права не будут иметь значения там, то они вряд ли будут иметь значение где-либо ещё. Если все граждане не будут согласованно действовать, чтобы добиться соблюдения прав человека рядом со своим домом, едва ли в большом мире произойдут изменения».

Элеонора Рузвельт, супруга президента США Франклина Рузвельта и председатель Комиссии ООН, которая подготовила Всеобщую декларацию прав человека в 1948 году.



4.Закрепление изученного
Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.
Насколько сильны национальные предрассудки среди подростков нашей школы мы решили выяснить, проведя анкетирование по теме межнациональных отношений в 8-9 классах.

Заполнение анкеты.
1.Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?
2. Влияет ли цвет кожи и национальность на интеллектуальные и моральные качества человека?
3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?
4. Готов ли ты помочь в беде человеку другой национальности?
5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришёл твой друг, национальность которого отличается от твоей?
6. Надо ли обсуждать тему межнациональных отношений.

5.Итог урока. Рефлексия.
Вы, ребята, должны понимать, что в современном мире многонациональны не только государства, но и города, сёла. Коллективы с многонациональным составом в наши дни стали нормой.

Анализ анкетирования показал, что:

1.Большая часть опрошеных гордится своей национальностью.

2. Для основной части учащихся интеллектуальные и моральные качества человека не зависят от национальности.

3. Чуть больше половины учащихся имеют друзей среди представителей другой национальности.

4. Подавляющее большинство ребят готовы помочь в беде человеку другой национальности.

5. 80% родителей относятся положительно к дружбе их ребёнка с человеком иной национальности.

6. 75% учащихся считают, что в межнациональных отношениях не всё так хорошо, как хотелось.


Согласно Статье 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

6.Домашнее задание: сформулировать правила взаимоотношений между людьми разных национальностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!