Конспект классного часа. Урок общения.
2 класс. Урок Доброты.
Цели: сформировать толерантное отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по слуху и зрению, привлечь внимание к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни.
Задачи:
научить с пониманием относиться к своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья;
сформировать толерантное отношение к детям ограниченными возможностями здоровья;
рассказать о правах людей с инвалидностью;
воспитать умение сопереживать, готовность оказывать помощь, попавшим в беду.
Оборудование:
Ход урока-общения:
Учитель: Наше общение сегодня будет посвящёно необычной теме.
- прошу вас послушать песню, определить тему нашей беседы. Слушание песни о доброте.
-определите тему встречи/ доброта
- какие слова запомнились из этой песни о доброте?
Активизация знаний.
-что же такое доброта?- слушание ответов обучающихся
Просмотрим презентацию о доброте.
Игра: закончи пословицы о доброте.
Добрый человек учит / добру.
Доброе имя дороже / богатства.
Учись доброму, так худое на ум / не пойдёт.
Жизнь дана на / добрые дела.
Добро тогда будет добро, когда люди / похвалят.
Доброму человеку и чужая /болезнь к сердцу.
- Почему так говорят: Добра желаешь – добро и / делай.
-как проявляется доброта в человеке? Рассмотрите схему:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c57320b4c9/634885_1.jpeg)
- к кому можно проявлять доброту? Ответы прослушиваются
А к людям, взрослым и детям с ограниченными возможностями здоровья?
Актуализация темы:
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
- в нашем обществе есть взрослые и дети, которые не видят или не слышат, не говорят - слепые или глухие, немые- они перенесли тяжёлые заболевания или пережили катастрофы, или родились с такими ограничениями здоровья, инвалиды.
3 декабря - Международный день инвалидов, установленный Генеральной Ассамблеей ООН с 1992 года.
В нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ.
Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям.
По-разному относились к детям с ограниченными возможностями здоровья: примеры есть равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Инклюзивное образование подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.
Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания: увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных проблем.
Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
Сейчас в современном обществе существует большая необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. С раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с детьми без инвалидности снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, происходит сужение активного жизненного пространства.
В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогов направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Просмотр фильма:
Первый сюжет. Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос» Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который, несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.
Проводится мини-обсуждение:
Как вы думаете, кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)
Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?
А вы хотели бы с ним дружить?
Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?
Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если “да”, то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)
2. Сюжет второй. История мальчика с ОВЗ, который благодаря с знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.
Мини-обсуждение:
Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?
Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?
А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?
А вы часто встречаете людей в колясках?
А как ваши родители отнеслись к тому, если бы пригласили к себе домой мальчика в коляске?
«Кому и для чего нужны пандусы»?
«Что вы знаете об азбуке Брайля?»
«Кто вынужден пользоваться азбукой Брайля?»
Сюжет третий. История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.
Мини – обсуждение сюжета: Темы для обсуждения:
«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».
«Они невероятно талантливы и мы не должны их отвергать».
«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»
«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»
- существуют паралимпийские игры
Рефлексия:
Вспомните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», а вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»
Подумайте:
1. Смогли бы вы дружить с инвалидами?
2. Мы можем чему-то научиться друг у друга?
3. Что значит безбарьерная среда?
4. Для кого нужны пандусы?
5. В вашем классе учатся такие дети, как мы? Вы за или против?
Приложение.
Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку,
а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом,
поставив ему подножку.
Легко не слушаться маму,
а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,
но всё же играет с тобою.
Легко быть злым и упрямым,
на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,
души распахнув своей дверцы.
Тогда ты погладишь собаку
и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом
ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо,
её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость
ты, словно рукою, снимешь.
Пожалуйста, добрым будь!
Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен
даже простой муравьишка ...
Добро возвратится добром.
Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём
только добром отзовётся!
Просмотр мультфильма о доброте:
http://smotri.com/video/view/?id=v1689573345e
Жизнь действительно наполняется смыслом, когда появляется желание помогать окружающим – творить добро и дарить радость людям. На первый взгляд, кажется совершенно простым делом – отдать какую-то часть денег в детский дом или помочь пожилой соседке донести сумки. Это добрые поступки. Но совершать их тоже стоит поучиться. Оказаться в нужном месте, в нужный час, при этом не обидеть предложенной помощью человека – это настоящее искусство. И совершать такие поступки для галочки в ежедневнике нет никакого смысла.
Любое добро должно быть потребностью души, его спровоцировать может только сильный внутренний толчок. Добрый поступок – это прежде всего безвозмездное действие, не стоит ожидать благодарности или похвалы за него. К тому же, при этом нужно четко осознавать, действительно ли ваши поступки принесут пользу другим. Если готовы совершить что-то прекрасное и достойное уважения – тогда вперед, творить добро!
Изготовление плаката: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c57320b4c9/634885_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c57320b4c9/634885_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c57320b4c9/634885_4.jpeg)
Каждый имеет право:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c57320b4c9/634885_5.jpeg)