СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 11 классе "Семейное право"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: практикум.

Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов кейс-технологии.

Оборудование урока: презентация по теме урока,  тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, распечатки бланков – заявлений,  задания для  3х групп.

Цели урока

- систематизация, углубление и закрепление  теоретических знания по законодательству  о браке и семье

- способствовать  выработке умений  ориентироваться в семейном законодательстве

- выработке умения   фактически применять полученные  знания.

– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основные понятия урока

Семья, семейное право, брак, ЗАГС, порядок заключения брака, условия  вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, расторжение брака, права и обязанности родителей  и детей, усыновление(удочерение),опека и попечительство.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 11 классе "Семейное право"»

 

ТЕМА УРОКА : «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» 11 класс.

Искалиева Ольга вячеславовна, учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с. Запрудное» Питерского района Саратовской области

 Цели урока

- систематизация, углубление и закрепление  теоретических знания по законодательству  о браке и семье

- способствовать  выработке умений  ориентироваться в семейном законодательстве

- выработке умения   фактически применять полученные  знания.

– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основные понятия урока

Семья, семейное право, брак, ЗАГС, порядок заключения брака, условия  вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, расторжение брака, права и обязанности родителей  и детей, усыновление(удочерение),опека и попечительство.

Форма урока: практикум.

Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов кейс-технологии.

Оборудование урока: презентация по теме урока,  тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, распечатки бланков – заявлений,  задания для  3х групп

Предварительная подготовка:

А) выбрать экспертов представляющих органы ЗАГС,  суды, органы соц.защиты и помощи населению.( досконально изучают вопросы брака и семьи соприкасающиеся с их полем деятельности) – они проверяют правильность решения задач, выставляют оценку группе в конце урока.

Б) делим класс на 3 группы

В) опережающее задание классу прочитать параграф

Г)распечатать бланки заявлений ( регистрация брака, заявление на расторжение брака, установление опеки, признание отцовства, смена фамилии, имени, отчества; типовой брачный контракт).

Ход  урока

1. Орг.момент (учитель )

Одна из задач нашего урока научить вас жить. Вы много знаете и про материю  в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас  почти все.  В жизни может случиться многое – свадьбы, рождение детей, разводы, суды, и т.д ….  Может возникнуть вопрос – а куда  идем? Какие документы подаем?  А как их заполнять? Сегодня попробуем подать заявления в соответствующие органы.

? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ,  ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?

КТО ИЗ ВАС ХОТЕЛ БЫ ПОВТОРИТЬ ОПЫТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПОЧЕМУ?

( на экране слайд с темой  и задачами урока)

2. Актуализация

 Задание по группам Вопросы для проверки знания материала, изученного на предыдущем уроке(5 мин)

1 группа Дать определение

БРАК  (  свободный союз мужчины и женщины  имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание  детей)

ЗАГС ( запись актов гражданского состояния)

 

2 группа Дать определение

Брачный договор-  (контракт между супругами, конкретизирующий их имущественные права и обязанности в случае расторжения  брака)

Семья- (группа людей связанная кровно- родственными отношениями)

 

3 группа Дать определение

Совместная собственность- (имущество нажитое супругами во время брака)

Приемная семья- (семья в которой воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей)

Задания для экспертов. загс(назвать термин)

……… – юридический акт, который заключается в принятии детей на воспитание с установлением между усыновителем и усыновленным правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

 – вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей.

………– правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет, не имеющих родителей (усыновителей) или по иным причинам лишенными родительского попечительства.  

– возмездная опека или попечительство над детьми, оставшихся без попечения родителей, которая устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

  - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждавшихся в помощи и защите государства.

 

Задания для экспертов суда (заполнить пропуски)

Итак, Вы решили пожениться.

О своем решении Вы сообщаете всем знакомым и родственникам. Однако Ваши слова вряд ли будут восприняты всерьез, если Вы не подадите __________ в _________. Этот день принято называть в современном мире помолвкой.

Перед тем как собираться в ЗАГС, учтите, что как правило, день свадьбы назначается через __________ после подачи ___________, а не тогда, когда Вам вздумается. В редких случаях регистрацию брака могут отложить или приблизить, однако для этого нужны очень уважительные причины: ___________________, _____________________, непосредственная ______________________________ и других особых обстоятельств.

__________ со дня подачи ___________ до торжественной регистрации брака дается для того, чтобы Вы успели еще подумать, не торопитесь ли Вы со свадьбой и действительно ли подходите друг другу.

Рефлексия ( ответы корректирует вся группа , задания экспертов проверяем на экране –слайд)

3.Основная часть урока. Практическая работа по теме «Семейное право».

Учитель:

Вы получили пакет  с заданиями  и разнообразными документами. Вам нужно – отобрать документы, которые пригодятся вам для решения конкретно ваших задач. Заполнить нужные бланки  заявлений, решить  правовые задачи. ( эксперты  получают правовые задачи всех 3х групп)

1 группа

Условия вступления и регистрация брака, расторжение брака

Задача

А Гражданин Иванов С. (38 лет) и гражданка Краснова Е. (32 года) подали заявление в органы ЗАГС 15 февраля 2010 года. День регистрации брака был назначении им на 23 апреля 2010 года. В день регистрации брака Краснова Е. оказалась в больнице. Иванов С. Потребовал заключить брак, так как имеет нотариальную доверенность от Красновой Е.

Б Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано.

 В  Е.Ю.Молчанов  и Т. Загорная,  находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок  - 1 месяц

Г.Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд.  Когда будет расторгнут брак?

2 группа

Личные   права и обязанности супругов. Имущественные права супругов

 А После регистрации брака Иванов запретил, своей жене посещать работу т.к. она связанна с ночным дежурством, мужу это не нравиться   прав ли он?

 Б При составлении брачного договора супруга предложила внести пункт, что муж будет ее  материально содержать в случае их  развода т.к .она будет домохозяйкой и займется воспитанием детей.  Муж  предложил добавить пункт о не повторении приготовленных женой блюд в течение 2х недель. законны ли требования ?

 ВГражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

ГСупруги Сергеевы решили произвести раздел их собственного имущества .супруга заявила что драгоценности она с супругом делить не будет т.к она их носила, дом делим 2к1 т.к с  ней остается ребенок , а машина отходит к мужу. Муж не согласен. Что делаем?

3группа

Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.

А         Мария Гончарова, имея двух малолетних дочерей, систематически пьянствовала и была поставлена на учет в наркологическом диспансере. Ее дети не получали надлежащего ухода и воспитания. А своим аморальным поведением она оказывала на дочерей вредное влияние. Квартира, где проживает Гончарова с детьми, находится в антисанитарном состоянии. В нетрезвом состоянии Мария бьет свою престарелую мать. Дети стали нервные и непослушные, выражаются нецензурно. Соседи подали  иск в суд иск о лишении Гончаровой родительских прав. Верно, ли поступили?

Б    Копейкин обратился в органы ЗАГС с просьбой признать его отцом ребенка, родившегося у Демьяновой, в браке с которой он не состоит. Органы загс отказались выдать ему  свидетельство об установлении отцовства. правомерен ли отказ?

В   Суд вынес решение об усыновлении 12 летнего Егора. При этом его мнение не было выяснено. Правомерно ли решение?

Г Через пол года после расторжения брака гражданка Никанорова подала на алиментное содержание на себя и   на своего 1,5 летнего сына. Правомерны ли ее действия?

Рефлексия.   Эксперты слушают ответы групп, проверяют правильность отобранных бланков и их заполнение, а также  дополняют ответы 

Примерные ответы групп

1 группа Условия вступления и регистрация брака , расторжение брака

Д.б  заполнены заявления на вступление в брак, расторжение брака

А работники ЗАГС откажут .. т.к . по закону личное присутствие сторон при заключении брака.

Б  отказано правомерно, т. к и Иванян И. (16 лет)  не достигла  брачного возраста.

В неправомерно. ЗАГС  может  произвести регистрацию без сроков ожидания исходя из особых обстоятельств -  ожидаемая серьезная операция, близкое рождение ребенка.. ит.д.

Г у мужа не примут заявление в суд т. к. ребенку меньше года. Расторжение брака возможно только по достижению ребенком 1 года

2 группа

Личные   права и обязанности супругов. Имущественные права супругов

 Д.б  заполнены  брачный договор, заявления на расторжение брака через суд.

А  не прав . т.к. он не может запретить жене работать.

Б требования сторон незаконны . в брачном договоре оговариваются ТОЛЬКО  имущественные отношения супругов.

В Подлежит  разделу двухкомнатная квартира ( приобретена в браке = права) , а также вклад на имя одного из супругов ( в браке = права не зависимо на чье имя оформлен)  торговая точка не делиться т.к. получена в наследство.

Г драгоценности отнесут к вещам личного пользования – не делиться,  дом делиться пополам, т.к. дети не имеют право на имущество родителей при разделе,  машина пополам.

3группа

Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.

 Д.б  заполнены  все виды заявлений на получение свидетельства о рождении, признание отцовства

А соседи должны обратиться в органы опеки, только они могут обратиться в суд с таким иском.  Суд может временно лишить родительских прав, девочек отдать в патронажную семью.

Б отказ правомерен. В данной ситуации, не состоящие в браке родители д.б. ВМЕСТЕ Подать заявление на установление  отцовства.

В при   усыновлении ребенка,  если ему есть 11 лет  суд  д.б. выяснить его желание.

Г  требование правомерно т. к. мама,  находясь в отпуске по уходу за ребенком, не имеет дохода. Суд может присудить алименты на ее содержание пока ребенку не исполниться 3 года, и алименты на содержание ребенка до  его 18 лет.

4.подведение итогов. Выставление оценок. ДЗ( подготовиться к тесту)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!