СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе по теме "Семейное хозяйство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.

Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства  и совместном труде, формирование УУД.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе по теме "Семейное хозяйство"»

Технологическая карта Урока по обществознанию 5класс Тема учебного занятия: Семейное хозяйство Класс: 5 Учитель: Сухорукова Н.А. Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства и совместном труде, формирование УУД. Задачи учебного занятия:
  • обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.
  • развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
  • воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции.
Прогнозируемые результаты учебного занятия: Предметные: Научатся: характеризовать семейно- правовые отношения, давать определения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с тек­стом учебника; решать логические за­дачи; высказывать собственное мнение, суждения. Метапредметные:
  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
  • регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
  • коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; вы­ражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятель­ности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;

Используемая технология:
  • проблемно-диалоговая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.
Информационно-технологические ресурсы:


  1. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний/под редакцией Л.Н. Боголюбова,

Л.Ф. Ивановой. - Москва, Просвещение, 2013.

  1. Л.Ф. Иванова Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Просвещение М., 2013.

  2. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.



Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе

Этапы урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность.

- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Отметьте его на Маршрутном листе в графе начало урока. Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Соедините свои ладошки, пусть у нас всё получится! Удачи!


У вас на столе есть пазлы, давайте попробуем их собрать.

(Получились пословицы)

Как вы понимаете смысл пословиц?

Какое слово объединяет все эти пословицы? (семья)

А что для вас значит ваша семья?

Давайте поиграем.

Партнёр № 1 берёт лист бумаги, сворачивает его пополам, разрывает на 2 части. 1 лист передаёт партнёру №2. Партнёры №1 и №2 делят лист пополам, передают партнёрам №3 и №4. Теперь каждый разрывает лист на 4 части. На каждом листике нужно написать, что для вас значит семья. Сложить назад в целый лист. Партнёр №1 собирает все листочки, перемешивает, отсчитывает 9 листочков и кладёт их как в игре «Крестики-нолики». Из полученных слов необходимо составить предложение о семье, используя вертикальные, горизонтальные и диагональные стороны полученного квадрата.


Нистряну Андрей пишет на листочках о семье и составляет из них домик, читая вслух свои записи.

-Какое домашнее задание вы получали?

Посмотрим ваши презентации.


Ребята, А что характеризует семью?

-родственные связи;

- совместное проживание;

-чувство любви и уважения;

- совместное воспитание детей;


По-моему, мы назвали не все критерии семьи

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, может, там будет подсказка?

Просмотр видео (мультфильм)

Акцентирует внимание учащихся на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства.

Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор?

Предлагает сформулировать цель и тему урока.

Как будет звучать тема урока? На доске предложены варианты тем урока.

«Семейное хозяйство», «Экономика семьи», «Домашнее хозяйство» Запишем в МЛ

Какова цель нашего урока? Подумайте, что бы вы хотели узнать по этой теме. Напишем на листочках , прочитаем и добавим эти листочки к домику Андрюши, сделав крышу.(Узнать, Каким должен быть труд в семье, Как распределить домашние обязан­ности.



Приклеивают смайлик





Собирают пазлы, объясняют смысл пословиц






Составляют предложения,

домик












Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства.

Слушают и об­суждают тему урока, обсуж­дают цель урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.




Узнать, как: вести домашнее хозяйство, распределить семейные обязанности, стать рачительным хозяином?

Семейное хозяйство.

Личностные УУД

( мотив к познавательной деятельности)

Регулятивные УУД (самостоятельно формули­руют цели урока после предварительного об­суждения)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Осознание проблемы

Вопросы учащимся:

Как вы думаете, почему я показала именно это фрагмент?

Как их можно отнести к нашему уроку?

Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.

Организует обсуждение и выделение проблемного вопроса.

Вопросы:

Каким должен быть труд в семье?

Предложите свои варианты ответов.

Организует беседу по вопросам:

  • Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?

  • Как у вас распределяются домашние обязан­ности?

  • Какой вклад в выполнение домашних дел вно­сишь ты?

  • Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?

- Что ты можешь сделать самостоятельно для удоб­ства и уюта в доме?

Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.

Вопросы:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Помогает учащимся дать объяснение понятию «потребности».

Организует работу со словарём учебника с.125


Стр. 19 РТ Заполните таблицу (работа в группе)






Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы.







Выделяют проблемный вопрос с помощью учителя.

Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности

Аргументиро­ванно отвечают на вопросы, рас­суждают, выска­зывают собст­венное мнение.

Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя.

Познавательные УУД

(выделение проблемы).

Коммуникативные УУД

(потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собствен­ное мнение; слушают друг друга, строят по­нятные речевые выска­зывания )









3.Выявление места и причины затруднения

Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя.

Организует обсуждение по вопросам:

- Как вы считаете, нужно ли разделение на муж­скую и женскую работу?

Просмотр видео

- Какая сейчас работа муж­ская, а какая женская?

- Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику? Работа в тетрадях


Организует работу с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.)

- Почему ужин проходит в поле?

- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?

- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?




Отвечают на вопросы по просмотренному видео



Самостоятель­но рассматривают репродукцию картины, анали­зируют получен­ную информа­цию, рассужда­ют, отвечают

на поставленные вопросы.

Личностные

УУД: выража­ют внутреннюю пози­цию обучающегося на уровне положитель­ного отношения к обучению.

Регулятивные

УУД: плани­руют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реали­зации

4.Построение проекта выхода из затруднения

«Включение» в целенаправленную деятельность

Организует работу с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя»

Домостро́й  — Книга, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой священнику Сильвестру.


Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты». Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Дочерей учили рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться.


организует обсуждение по вопросам:

- Кто такой хозяин дома?

- Каким должен быть настоящий хозяин?

- Почему это произведение называется «Домострой»?


-Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (сл.9)

- И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.

-Кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему?

-Каким должен быть настоящий хозяин?

аргументиро­ванно отвечают на вопросы, рас­суждают, выска­зывают собст­венное мнение.





Смотрят слайд, отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы.

Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения.

ПознавательныеУУД: формулируют проблему;самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера.

Регулятивное УУД

(планирование).

5.Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Под мелодию песни «Моя семья» выполняют упражнения

Выполняют движения под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

6.Реализация построенного проекта

Самостоятельное открытие новых знаний


Правила ведения семейного хозяйства.


Организует работу по прочтению текста учебника, с.35, и заполнению схемы «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). (сл.10)

Вопросы:

-Какими качествами должен обладать хозяин дома?

- Что значит рачительность?

1. Перед вами карточки со словами. Выберете те, на которых, как вы считаете, качества рачительного хозяина.


Организует работу со словарём.


2. Прочитайте значение слова в словаре.

3. Сравните со своим выбором.

Выбирают нужную информацию


Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради.

Осуществляют взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД

(Формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение).

Познавательное УУД

(исследование, синтез, сравнение).

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

«Включение» в тренировочную деятельность

Ромашка «Блума»


На лепестках ромашки задания.

  1. Творческие «Что было бы, если…»

  2. Простые «Что? Где? Почему?»

  3. Практические «Как бы я поступил»

  4. «Правильно ли я вас понял, что…»

  5. Объясняющие «Почему?»

  6. Оценочное «Что хорошо, что плохо»

Дети составляют вопросы.

Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные УУД

(устная речь, диалог, сотрудничество в группе).

Личностные УУД

(развитие познавательных интересов).

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция, контроль).

8. Самостоятельная работа

Освоение нового знания

Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства – ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические.

Организует выполнение задания в паре .

Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы


Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Сварить суп



Самостоятельно выполняют, обсуждают.

Взаимоконтроль.


Познавательные УУД

(само­стоятельно осуществля­ют поиск необходимой информации).

Коммуникативные УУД.

9. Включение в систему знаний и повторения


«Включение» в продуктивную деятельность

Предлагает ответить на вопросы.

-Что означает «вести домашнее хозяйство»?

-Каким должен быть настоящий хозяин?

- Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские? Предлагает домашнее задание.

1 уровень: П.4 с.33-37, зад.8 «В классе и дома»

2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист)

3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7(рабочий лист)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные УУД

(понимают значение знаний для человека и принимают его).

Регулятивные УУД

(прогно­зируют результаты уровня усвоения изу­чаемого материала).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Для учителя. Получение данных для корректировки и индивидуализации обучения.

Для ученика. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач.


Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…


Оценивает учащихся, обсуждает с учениками.


-Какой смайлик в конце урока вы прикрепите к МЛ?

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Самооценка, взаимооценка.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.





























по теме «Семейное хозяйство»



Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Таблица самооценки.

Активный участник, дающий правильные и полные ответы.


Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания.


Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности.


«5»

«4»

«3»










Приложение 1.


Поучения из «Домостроя»

  В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит Домострой, состоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи.
      Вот что советует Домострой хозяину дома:
            «...Домовладыкам когда час обеда,
            Служащим блюсти чиннаго в нем следа:
            Осмотрети стол, скатерть белу слати,
            Хлеб, соль , тарелы собрати.
            Ножи и вилки с платы разложити,
            Воды принести, руки доле измыты.
            Ястие стави на стол благочинно,
            Сосуды чисты имей неповинно».


      А вот пример наставления юным:
            «Не праздну быти юну подобает,
            Всяк приличну делу внимает,
            В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
            Ремесло свое твори по указе.
            Лицем и сердцем являтися благо,
            Никто же давай знати в себе злаго».


Приложение 2.


Схема «Черты рачительного хозяина»



Рачительный хозяин






Приложение 3.

«Беззаботная жена».

Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на прянич­ках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.

Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:

  • Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.

Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:

  • Купил мне рубаху?

  • Купил, - отвечает муж, - да только гуська. А жена недослышала и говорит:

  • Ну и узка, да изношу!

Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:

  • Где же рубаха? Дай я надену.

  • Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.


«Как старик домовничал».

Один старик все ругал свою жену:

  • Вот, - говорит, - я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь.

А она говорит:

  • Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь.

Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела.

Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал - клушка кричит. Он выбе­жал, видит - понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью».

Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.

Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели. Плохое дело. Жена приедет - что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез в подпечку и сел цыплят высиживать.

Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». При­брала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:

  • Давай сказывай, что ты дома делал?

Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у ее старика ничего с домашними делами не получается.

И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безде­лье ругать

«Мотовило».

Жили муж с женой. А жена была ленивая. Ей ничего не хотелось делать, и до того дошло у них, что у мужа даже рубашки не было. Муж и го­ворит:

- Жена, что же ты не прядешь?

- У меня мотовила нет; поди в лес, сруби дерево, сделай мне мотовила, и я стану прясть!

Муж взял топор и пошел в лес. А она ему сказала, где и какое дерево срубить, сама же по другой дороге побежала, нашла пустое дупло рядом с тем деревом и села в него.

Муж приходит, начинает рубить дерево, а она из дупла и говорит:

- Мужик, не делай мотовила: жена умрет!

Жалко мужику, что жена умрет, он и не стал делать мотовила. А она вперед его успела прибежать домой и легла на печку. Он приходит.

- Муж, что же ты мотовила не сделал?

- Да вот, так и так!

- То-то и дело!

Только через некоторое время мужик опять пошел мотовило делать. А она снова прибежала к дереву другой дорогой и то же прокричала. Так он и в этот раз не сделал мотовила.

И в третий раз то же. Но в четвертый он взял да и срубил дерево.

- Пусть, - говорит, - жена умрет, а сделаю мотовило!

Сделал мотовило, приносит домой, а жена раньше его домой прибежала и легла на печку. Муж и говорит:

-Вот тебе, жена, мотовило!

- Ну, как же я буду прясть. Ведь как сяду, так и умру!

Вот берет она лен - и садится прясть; напряла нитку, другую, а третью начала прясть - и стала у нее рука опускаться, а потом и сама повали­лась; упала и захрипела - начала умирать. Муж и догадался, что она привередничает:

- Жена, не умирай! Я тебя воскрешу!

А она ему ничего не отвечает - дух стал захватываться.

- Жена, никак, ты умираешь?

Как взял муж плеть - как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась! И стали они хорошо жить.








Приложение 4.

Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Сварить суп



Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Прополка грядок



Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Семейный праздник





Физкультминутка


Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

























Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…




Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…



Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…




Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!