Технологическая карта Урока по обществознанию 5класс Тема учебного занятия: Семейное хозяйство Класс: 5 Учитель: Сухорукова Н.А. Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства и совместном труде, формирование УУД. Задачи учебного занятия:
- обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.
- развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
- воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции.
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные: Научатся: характеризовать семейно- правовые отношения, давать определения.
Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные: - познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
- коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;
Используемая технология:
- проблемно-диалоговая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.
Информационно-технологические ресурсы:
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под редакцией Л.Н. Боголюбова,
Л.Ф. Ивановой. - Москва, Просвещение, 2013.
Л.Ф. Иванова Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Просвещение М., 2013.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность. | - Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Отметьте его на Маршрутном листе в графе начало урока. Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Соедините свои ладошки, пусть у нас всё получится! Удачи! У вас на столе есть пазлы, давайте попробуем их собрать. (Получились пословицы) Как вы понимаете смысл пословиц? Какое слово объединяет все эти пословицы? (семья) А что для вас значит ваша семья? Давайте поиграем. Партнёр № 1 берёт лист бумаги, сворачивает его пополам, разрывает на 2 части. 1 лист передаёт партнёру №2. Партнёры №1 и №2 делят лист пополам, передают партнёрам №3 и №4. Теперь каждый разрывает лист на 4 части. На каждом листике нужно написать, что для вас значит семья. Сложить назад в целый лист. Партнёр №1 собирает все листочки, перемешивает, отсчитывает 9 листочков и кладёт их как в игре «Крестики-нолики». Из полученных слов необходимо составить предложение о семье, используя вертикальные, горизонтальные и диагональные стороны полученного квадрата. Нистряну Андрей пишет на листочках о семье и составляет из них домик, читая вслух свои записи. -Какое домашнее задание вы получали? Посмотрим ваши презентации. Ребята, А что характеризует семью? -родственные связи; - совместное проживание; -чувство любви и уважения; - совместное воспитание детей; По-моему, мы назвали не все критерии семьи Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, может, там будет подсказка? Просмотр видео (мультфильм) Акцентирует внимание учащихся на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства. Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор? Предлагает сформулировать цель и тему урока. Как будет звучать тема урока? На доске предложены варианты тем урока. «Семейное хозяйство», «Экономика семьи», «Домашнее хозяйство» Запишем в МЛ Какова цель нашего урока? Подумайте, что бы вы хотели узнать по этой теме. Напишем на листочках , прочитаем и добавим эти листочки к домику Андрюши, сделав крышу.(Узнать, Каким должен быть труд в семье, Как распределить домашние обязанности. | Приклеивают смайлик Собирают пазлы, объясняют смысл пословиц Составляют предложения, домик Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. Узнать, как: вести домашнее хозяйство, распределить семейные обязанности, стать рачительным хозяином? Семейное хозяйство. | Личностные УУД ( мотив к познавательной деятельности) Регулятивные УУД (самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения) |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Осознание проблемы | Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему я показала именно это фрагмент? Как их можно отнести к нашему уроку? Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта. Организует обсуждение и выделение проблемного вопроса. Вопросы: Каким должен быть труд в семье? Предложите свои варианты ответов. Организует беседу по вопросам: Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство? Как у вас распределяются домашние обязанности? Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты? Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие? - Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме? Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности. Вопросы: Что такое потребности? Какие бывают потребности? Помогает учащимся дать объяснение понятию «потребности». Организует работу со словарём учебника с.125 Стр. 19 РТ Заполните таблицу (работа в группе) | Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы. Выделяют проблемный вопрос с помощью учителя. Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя. | Познавательные УУД (выделение проблемы). Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания ) |
3.Выявление места и причины затруднения | Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя. | Организует обсуждение по вопросам: - Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу? Просмотр видео - Какая сейчас работа мужская, а какая женская? - Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику? Работа в тетрадях Организует работу с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.) - Почему ужин проходит в поле? - Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины? - Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность? | Отвечают на вопросы по просмотренному видео Самостоятельно рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. | Личностные УУД: выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению. Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
4.Построение проекта выхода из затруднения | «Включение» в целенаправленную деятельность | Организует работу с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя» Домостро́й — Книга, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой священнику Сильвестру. Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты». Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Дочерей учили рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться. организует обсуждение по вопросам: - Кто такой хозяин дома? - Каким должен быть настоящий хозяин? - Почему это произведение называется «Домострой»? -Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (сл.9) - И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. -Кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему? -Каким должен быть настоящий хозяин? | аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Смотрят слайд, отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы. Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения. | ПознавательныеУУД: формулируют проблему;самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера. Регулятивное УУД (планирование). |
5.Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Под мелодию песни «Моя семья» выполняют упражнения | Выполняют движения под руководством учителя. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
6.Реализация построенного проекта | Самостоятельное открытие новых знаний | Правила ведения семейного хозяйства. Организует работу по прочтению текста учебника, с.35, и заполнению схемы «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). (сл.10) Вопросы: -Какими качествами должен обладать хозяин дома? - Что значит рачительность? 1. Перед вами карточки со словами. Выберете те, на которых, как вы считаете, качества рачительного хозяина. Организует работу со словарём. 2. Прочитайте значение слова в словаре. 3. Сравните со своим выбором. | Выбирают нужную информацию Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради. Осуществляют взаимоконтроль. | Коммуникативные УУД (Формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение). Познавательное УУД (исследование, синтез, сравнение). |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | «Включение» в тренировочную деятельность | Ромашка «Блума» На лепестках ромашки задания. Творческие «Что было бы, если…» Простые «Что? Где? Почему?» Практические «Как бы я поступил» «Правильно ли я вас понял, что…» Объясняющие «Почему?» Оценочное «Что хорошо, что плохо» Дети составляют вопросы. | Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Коммуникативные УУД (устная речь, диалог, сотрудничество в группе). Личностные УУД (развитие познавательных интересов). Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль). |
8. Самостоятельная работа | Освоение нового знания | Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства – ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические. Организует выполнение задания в паре . Выполняем задание по образцу: Домашние дела | Затраченные ресурсы | Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи | Сварить суп | | | Самостоятельно выполняют, обсуждают. Взаимоконтроль. | Познавательные УУД (самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации). Коммуникативные УУД. |
9. Включение в систему знаний и повторения | «Включение» в продуктивную деятельность | Предлагает ответить на вопросы. -Что означает «вести домашнее хозяйство»? -Каким должен быть настоящий хозяин? - Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские? Предлагает домашнее задание. 1 уровень: П.4 с.33-37, зад.8 «В классе и дома» 2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист) 3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7(рабочий лист) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные УУД (понимают значение знаний для человека и принимают его). Регулятивные УУД (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала). |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Для учителя. Получение данных для корректировки и индивидуализации обучения. Для ученика. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач. | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Оценивает учащихся, обсуждает с учениками. -Какой смайлик в конце урока вы прикрепите к МЛ? | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Самооценка, взаимооценка. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
по теме «Семейное хозяйство»
Лист самооценки
ученика _______________________
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
Таблица самооценки.
Активный участник, дающий правильные и полные ответы. | Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания. | Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности. |
«5» | «4» | «3» |
Приложение 1.
Поучения из «Домостроя»
В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит Домострой, состоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи.
Вот что советует Домострой хозяину дома:
«...Домовладыкам когда час обеда,
Служащим блюсти чиннаго в нем следа:
Осмотрети стол, скатерть белу слати,
Хлеб, соль , тарелы собрати.
Ножи и вилки с платы разложити,
Воды принести, руки доле измыты.
Ястие стави на стол благочинно,
Сосуды чисты имей неповинно».
А вот пример наставления юным:
«Не праздну быти юну подобает,
Всяк приличну делу внимает,
В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
Ремесло свое твори по указе.
Лицем и сердцем являтися благо,
Никто же давай знати в себе злаго».
Приложение 2.
Схема «Черты рачительного хозяина»
Рачительный хозяин |
Приложение 3.
«Беззаботная жена».
Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.
Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:
Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:
Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:
Где же рубаха? Дай я надену.
Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
«Как старик домовничал».
Один старик все ругал свою жену:
Вот, - говорит, - я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь.
А она говорит:
Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь.
Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела.
Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал - клушка кричит. Он выбежал, видит - понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью».
Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.
Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели. Плохое дело. Жена приедет - что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез в подпечку и сел цыплят высиживать.
Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». Прибрала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:
Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у ее старика ничего с домашними делами не получается.
И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать
«Мотовило».
Жили муж с женой. А жена была ленивая. Ей ничего не хотелось делать, и до того дошло у них, что у мужа даже рубашки не было. Муж и говорит:
- Жена, что же ты не прядешь?
- У меня мотовила нет; поди в лес, сруби дерево, сделай мне мотовила, и я стану прясть!
Муж взял топор и пошел в лес. А она ему сказала, где и какое дерево срубить, сама же по другой дороге побежала, нашла пустое дупло рядом с тем деревом и села в него.
Муж приходит, начинает рубить дерево, а она из дупла и говорит:
- Мужик, не делай мотовила: жена умрет!
Жалко мужику, что жена умрет, он и не стал делать мотовила. А она вперед его успела прибежать домой и легла на печку. Он приходит.
- Муж, что же ты мотовила не сделал?
- Да вот, так и так!
- То-то и дело!
Только через некоторое время мужик опять пошел мотовило делать. А она снова прибежала к дереву другой дорогой и то же прокричала. Так он и в этот раз не сделал мотовила.
И в третий раз то же. Но в четвертый он взял да и срубил дерево.
- Пусть, - говорит, - жена умрет, а сделаю мотовило!
Сделал мотовило, приносит домой, а жена раньше его домой прибежала и легла на печку. Муж и говорит:
-Вот тебе, жена, мотовило!
- Ну, как же я буду прясть. Ведь как сяду, так и умру!
Вот берет она лен - и садится прясть; напряла нитку, другую, а третью начала прясть - и стала у нее рука опускаться, а потом и сама повалилась; упала и захрипела - начала умирать. Муж и догадался, что она привередничает:
- Жена, не умирай! Я тебя воскрешу!
А она ему ничего не отвечает - дух стал захватываться.
- Жена, никак, ты умираешь?
Как взял муж плеть - как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась! И стали они хорошо жить.
Приложение 4.
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Сварить суп | |
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Прополка грядок | |
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Семейный праздник | |
Физкультминутка
Ветер дунул свысока – Поднимаем руки вверх.
Разогнал все облака. Через стороны опускаем руки вниз.
На деревья посмотрел – Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
Поиграть вдруг захотел. Хлопаем в ладоши.
Дунул слева, дунул справа, Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
И деревья закачало. Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
17