Урок обществознания в 6 классе
«Заседание геральдического совета»
Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета – главные отличительные знаки. Они нужны, как воплощение истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан. Вот почему отношение к символике – это отношение к самому государству.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят символы родной страны, но и понимать их символику.
Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке – заседании геральдического совета.
Активизация:
- постарайтесь быть сегодня активными
- не стесняйтесь высказывать свое мнение
- покажите свое умение выслушивать собеседника
А теперь давайте обратимся к определению слов нашей темы расположенных на стенде
Словарная работа
Заседание - это собрание членов какой-нибудь организации для обсуждения какого-либо вопроса, проблемы.
Геральдика – это наука, изучающая правила составления герба
Совет - совместное обсуждение чего-либо, совещание для такого обсуждения.
Постановка целей
Сегодня мы должны научиться использовать теоретические знания для составления школьного герба
Правила совета
На нашем заседании будут принимать участие
Я, герольдмейстер – буду руководить собранием, и задавать вопросы
Герольды мои помощники, а также активные участники совета, их домашним заданием было самостоятельное изучение истории государственной символики, с которой они нас будут ознакомить в ходе всего заседания.
И две рабочие группы, которые, опираясь на знания полученные, на предыдущем уроке, а, также заслушав исторические справки герольдов в ходе всего заседания, будут отвечать на вопросы, и получать за это геральдические звездочки, а в завершении предоставят нам самостоятельно составленные школьные гербы.
Если все всем понятно тогда считаю наш сегодняшний совет открытым.
Символы государства – непременный признак государственного суверенитета
Какие символы страны вам известны? (флаг, гимн, герб)
Правильно вот это и будет нашим планом для сегодняшнего заседания
Ребята у вас на столах лежат флаги стран мира, найдите, пожалуйста, среди них флаг России и Татарстана и расположите их на доску.
Правильно, молодцы, каждой команде я вручаю по звездочке за ответы.
Что за радуга на небе?
Белый, синий, красный цвет –
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Сообщения герольдов. История Российского флага началась еще в середине XVII века. Впервые белый, синий, красны флаг появился при царе Алексее Михайловиче.
При Петре I он приобрел государственный статус. А 20 января 1705 году Петр даровал флаг торговым судам.
В 1858 году император Александр II утвердил новый государственный флаг черный, желтый и белый. При Александре III государственным флагом вновь признается белый, синий, красный флаг который просуществовал до февральской революции 1917 года. Сама революция проходила под красным флагом.
Флаг СССР просуществовал до 1991 года все меняется все возвращается на круги своя и в 1992 году красный флаг был заменен хорошо известным белый, синий, красный.
В декабре 2000 года президент России В. В. Путин подписал конституционный законы о гербе и флаге принятые государственной думой.
В соответствии с законом Республики Татарстан в1999 году был утвержден государственный флаг РТ.
Итак, ознакомившись с историей герба, проверим усвоение материала наших рабочих групп
Вы правильно и быстро нашли флаг России и Татарстана среди флагов мира, а также ли хорошо вы знаете, что символизирует каждый цвет.
Первой группе я предлагаю объяснить флаг России, а второй флаг Татарстана. За правильный ответ, я вам напоминаю, вы получаете звездочку. Мои помощники будут помогать мне, считая правильные ответы. Пожалуйста, кто начнет.
Белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро;
Синий – веру, верность;
Красный – огонь, смелость, честность, красоту
Зеленый - зелень весны, возрождение;
Белый - цвет чистоты;
Красный - зрелость, энергия, сила, жизнь
А теперь ребята еще раз посмотрите на стол, где лежат флаги стран мира и может, кто-то из вас знает флаг другой страны?
Ребята, а где вы с вами можем видеть флаг? (на зданиях власти, на кораблях, на спортивных соревнованиях). В дни всенародного траура приспускают флаг это свидетельствует о скорби всего государства.
Итак, какой вывод мы можем сделать (флаг говорит о принадлежности к России, обозначает ее территорию). Флаг это наша святыня, и мы должны относится к нему с уважением.
Таким образом, познакомившись с историей флага и проверив ваши знания, можем подвести итог. Слово герольдам.
Теперь мы можем перейти к рассмотрению следующего вопроса нашего заседания.
Внимательно послушайте четверостишье и попробуйте отгадать, о чем пойдет речь дальше
Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна - знак особый.
Сообщения герольдов. Высшим символом государства, наряду флагом, является гимн - торжественное музыкальное произведение.
Государственного гимна Россия не имела в течение долгого времени. Первый официальный Государственный гимн России под названием “Молитва русских” появился в 1816 году при Александре I. Автором стихов был знаменитый русский поэт В.А. Жуковский, автор музыки неизвестен.
С 1833 года официальным гимном Российской империи стал новый вариант “Боже, Царя храни!..”: слова поэта В.А.Жуковского были положены на музыку композитора А.Ф.Львова. Он исполнялся в России до февраля 1917 года
С распадом Российской империи в марте 1917 года “Интернационал” стал официальным гимном страны. Текст песни написан во Франции
В новогоднюю ночь 1944года – по Всесоюзному радио прозвучал новый гимн СССР. Поэт С.В. Михалков написал слова, а А.В.Александров сложил для них музыку.
С 22 марта 2001 года в качестве Государственного гимна Российской Федерации была утверждена музыка А.В.Александрова. Новые стихи сочинил С.В.Михалков.
Автором музыки Государственного гимна Республики Татарстан является выдающийся татарский композитор Рустэм Яхин.
А теперь давайте проверим компетентность наших рабочих групп
Первое задание тестовое, то есть из четырех вариантов ответов, вы должны выбрать, только один правильный подчеркнув его. Проверяют правильность герольды, т.е. выполненное задание сдаете на проверку герольдам, а мы с вами обратим внимание на экран и проверим себя.
1. Музыку к гимну Российской Федерации написал 3. Слова к гимну РФ написал
А) С. Михалков А) С. Михалков
Б) Р. Яхин Б) Р. Яхин
В) Александров В) Александров
Г) слова отсутствуют Г) слова отсутствуют
2. Музыку к гимну Татарстана написал 4. Слова к гимну Татарстана написал
А) С. Михалков А) С. Михалков
Б) Р. Яхин Б) Р. Яхин
В) Александров В) Александров
Г) слова отсутствуют Г) слова отсутствуют
Второе задание касается определения правил поведения граждан при исполнении гимна из приведенного списка вы должны выбрать правильные ответы и обвести их. Работы также сдаете герольдам
1. Гимн слушается стоя
2. Гимн слушают сидя
3. Мужчины снимают головные уборы
4. Во время звучания гимна все разговаривают
5. Гимн слушают молча
А кто из вас ребята знает гимн России, наизусть.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Пр: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Давайте попробуем подвести итог (музыкальное воплощение страны, атрибут государства, знак независимости) – это музыкально-поэтическое воплощение государства, это его атрибут, знак независимости
Слово предоставляется герольдам для оглашения результатов тестов
Теперь мы можем перейти рассмотрению следующего вопроса.
Чтоб отразить России широту
От Балтики до Сахалина.
Гербу вручили силу, красоту
Двуглавого орла – степного исполина.
Сообщения герольдов. Гербы возникли в XI-XII веках в Западной Европе в среде рыцарства. Со временем гербы перестали быть только чисто военными знаками, а пользование гербом стало исключительным правом.
В 1472 году в результате женитьбы Ивана III на Софье, племяннице византийского императора Константина XI, в русской геральдике появился двуглавый орел с опущенными крыльями и с короной на каждой голове.
Впоследствии в герб Ивана III вносились изменения, так в 1625 году, у орла появляется третья корона, между двумя уже существовавшими. С XVII века орел держал в когтях скипетр и державу и высоко поднял крылья.
Очередное изменение государственный герб претерпел в 1883 году: На золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми третья большая с двумя развевающимися концами ленты ордена святого Андрея Первозванного. Государственный орел держит золотой скипетр и державу. На груди орла герб московский.
В марте1917 года, после отречения Николая II с орла снимаются царские регалии, он опускает крылья.
А после Великая Октябрьская революция. Пришел и совсем новый герб: без орла, но зато с серпом и молотом на фоне земного шара.
В декабре 2000 года на нашем гербе снова появился двуглавый орел
Мы как истинные патриоты своего государства не должны забывать о том месте, где мы родились. О своей малой родине.
Государственный герб Республики Татарстана представляет собой крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.
Изучая в этом году историю средних веков, вы познакомились с рыцарством - на турнире, несмотря на то, что лицо рыцаря было закрыто, герольд объявлял имена рыцарей, глядя на герб. Что мог герб рассказать о своем владельце? (Например, по форме герба могли судить о том – откуда родом рыцарь.)
Сейчас мы проверим, можете ли вы определить – откуда происходил тот или иной герб, глядя на его форму.
Я вам раздаю конверты, где лежат формы гербов, а на доске вы видите название страны, которые положили начало этим гербам. Вы должны определить и сопоставить форму с названием страны и по завершению прикрепить их к доске.
За данное задание команда может получить пять звезд – за каждое правильное сопоставление. Проверяем правильность выполнения на электронной доске.
Второе задание касается заполнения пробелов в схеме фигур гербов. Выполненные задания прошу сдать моим помощникам на проверку. Герольды вам слово. (Геральдические, естественные, мифические)
Молодцы. История гербов и правила их составления играют важную роль в геральдике, и мы с этим справились.
И так мы с вами рассмотрели 3 вопроса касающихся геральдики, а в завершении проверим, как вы теоретические знания сможете использовать на практике, попробуйте составить герб школы. Но прежде еще раз повторим, что для этого необходимо учесть. Составные части герба – форма, цвет, фигуры. Что касается фигур, то давайте рассмотрим варианты символов школы (книга, глобус, колокольчик, карандаш)
Итак, приступайте к работе. Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на партах.
В конце урока все гербы будут размещены на доске, а представители ваших групп должны будут представить ваш герб (защитить его).
Защита работы
Все мы с вами знаем, что уже год в нашей школе действует сайт созданный нашими старшеклассниками. В этом году он занял первое место в республиканском конкурсе образовательных учреждений. На сайте объявлен конкурс «Герб моей школы», лучшая сегодняшняя работа будет представлена на конкурсе от вашего класса
Символы государства имеют собственную историю. При звуках гимна начинает взволнованно биться сердце. Спортивные болельщики решительно раскрашивают лица в “государственные” цвета. У победителей соревнований нередко наворачиваются на глаза слезы, когда вверх взмывает флаг их родной страны.
Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к ее символам. Без их почитания, без знания их истории, без понимания, заложенного в них смысла невозможно личностное становление юного гражданина России.