Тема: Виновен-отвечай
Цели и задачи: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления; воспитать уважение к нормам поведения, установленным в обществе; объяснить, что законопослушное поведение является нормой для большинства людей.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий законопослушное поведение, противозаконное поведение, преступление, ответственность несовершеннолетних, справедливое наказание, характеризовать законопослушное поведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; различать разные виды наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ; исследовать версии о целях наказания; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: составлять план действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование ответственности за свое поведение, осознание необходимости соблюдения правовых норм; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Послушайте отрывок из письма, присланного из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю, и ответьте на вопросы.
...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...
Вопросы к классу
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Виновен — отвечай».
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)
План уроков
Знать закон смолоду.
Противозаконное поведение.
Закон наказывает.
3.Введение в новый материал
Вспомните письмо Миши С. Вы, конечно, поняли, что с бывшим школьником случилась беда. Почему это произошло? Почему государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать даже несовершеннолетних? Обсудим эти вопросы на наших уроках.
Мы будем разбирать сложные, но очень важные понятия: «преступление», «проступок», «наказание», рассмотрим основные признаки преступления и механизм уголовного процесса, ситуации, связанные с нарушением норм права, научимся соотносить их с положениями законодательства. Необходимо обсудить отношение к преступной деятельности, задуматься над линией собственного поведения.
4.Работа по теме уроков
1. Знать закон смолоду
-Послушайте три истории из судебной практики.
1.Утром Петр поссорился с Александром, а вечером подстерег его и нанес смертельный удар. Александр скончался на месте.
2.Мальчишки сделали рогатки и отправились в ближайший парк, чтобы опробовать их на птицах. Но произошло несчастье. Подросток случайно попал из рогатки камнем в глаз друга, и тот остался на всю жизнь инвалидом.
3.Сотрудник полиции после многочасовых переговоров с преступником, державшим в заложниках школьников и учительницу, ради спасения детей убил его выстрелом из снайперской винтовки.
Вопрос к классу
(Ответы учеников.). Вы правы, во всех этих случаях речь идет о нарушении прав.
Вернемся ко второй истории. Мальчишки в полиции плакали и горько раскаивались в содеянном. Они повторяли одну и ту же фразу: «Мы же не знали, что так случится и нам придется отвечать за свои поступки».
Вопрос к классу
(Ответы учеников.). Незнание закона не освобождает от ответственности. Закон надо знать смолоду.
(Ответы учеников.)
2. Законопослушный человек
Задание: работая с п. 2 § 6 учебника составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически.
(Ученики предлагают качественные характеристики законопослушного человека, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

В стране был проведен социологический опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?» Были получены следующие ответы:
1)ничего не удерживает — 4%;
2)затрудняюсь ответить — 3%;
3)понимание необходимости соблюдения социальных норм — 15%;
4)боязнь суда, наказания — 15%;
5)страх потерять работу, достаток, положение в обществе —14%;
6)совесть — 24%;
7)стыд перед близкими - 16%;
8)осуждение со стороны знакомых — 9%.
Задание: используя данные опроса, определите, что заставляет граждан соблюдать законы, и ответьте на вопросы. Свое мнение аргументируйте.
Вопросы к классу
(Проверка выполнения задания.)
Мы выяснили, что законопослушных людей большинство. Люди хотят жить в обществе, в котором царят порядок и справедливость. А с чего начинается осознание необходимости законопослушного поведения?
Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 49 учебника и ответьте на вопросы после него.
Вопросы к классу
Какие действия в первобытном обществе поддерживали порядок?
Что такое табу? Дайте характеристику данного ограничителя прав и приведите примеры его применения.
Что такое талион? Почему этот принцип использовали в древности?
Как современный человек должен относиться к принципу талиона?
(Ответы учеников.)
3. Противозаконное поведение
Иногда мы становимся свидетелями мелких нарушений права.
Задание: изучите иллюстрации на с. 51 учебника, ответьте на вопросы после них и сделайте выводы.
(Проверка выполнения задания.)
Многие привыкли закрывать глаза на малозначительные проступки. Однако, как мы помним из примера о мальчишках, решивших пострелять из рогатки по птицам, от любого ничтожного проступка до грубого нарушения права всего один шаг.
Проблемное задание. Работая в парах, приведите примеры малозначительных проступков и исследуйте их последствия.
(Проверка выполнения задания.)
Если в законе нет запрета на какой-либо поступок, то он не является противозаконным. Например, ни в одном постановлении не указано, что никому нельзя раскрывать доверенную личную тайну. Конечно, товарищ, не сохранивший секрет, с точки зрения морали поступил отвратительно. Но никакой государственный закон при этом нарушен не был. Однако если кто-либо передаст иностранным гражданам сведения, составляющие государственную тайну, то он совершит тяжелое преступление. Потому что закон строго запрещает так поступать.
Почему противозаконное поведение опасно? Ответ прост: такое поведение причиняет вред людям и всему обществу, ведет к нарушению порядка в обществе.
4. Закон наказывает
Задание: работая с п. 4 § 6 учебника, графически отобразите виды правонарушений и их признаки.
— Какие ассоциации у вас вызывает слово «преступление»?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «преступление». Составляется логическая схема.)
Перечень преступлений содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ), проступков - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) и других законах.
В ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ указано следующее.
1.Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2.Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Задание: заполните таблицу, используя перечень преступлений:
мошенничество;
убийство;
похищение;
клевета;
побои;
кража;
грабеж;
оскорбление;
разбой;
доведение до самоубийства;
незаконное помещение в психиатрическую больницу.
(Проверка выполнения задания.)
За совершение любого преступления наступает уголовная ответственность. Согласно УК РФ наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица в целях восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений.
(Демонстрируется схема.)
УК РФ предусматривает несколько видов наказаний, которые суд может назначить лицу, виновному в совершении того или иного преступления.
(Демонстрируется схема (см. с. 72).)
Штраф — денежное взыскание. Может устанавливаться в размере от 5 тыс. до 5 млн р.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного (или в местах, назначаемых органами местного самоуправления), при этом в доход государства удерживается от 5 до 20% его заработной платы.
Согласно ст. 47 УК РФ «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе,
в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью».
При назначении ограничений по военной службе из денежного содержания военнослужащего удерживается в доход государства определенная сумма (не более 20%). Во время отбывания этого вида наказания осужденный не может получить новое воинское звание или быть повышен в должности, а период прохождения данного наказания не засчитывается в срок выслуги для присвоения очередного воинского звания.
Конфискация имущества — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, являющегося собственностью осужденного. Назначается за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые совершены из корыстных побуждений.
Ограничение свободы может быть назначено только лицам, осужденным впервые за совершение умышленного преступления, или лицам, осужденным за преступление, совершенное по неосторожности. Осужденный содержится в специальном учреждении под постоянным надзором, но без изоляции от общества, ему могут быть назначены принудительные работы.
Арест — это строгая изоляция от общества на срок от одного до шести месяцев.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается только военнослужащим, проходящим службу по призыву или контракту в должности рядового или сержантского состава. Этот вид наказания назначается судом на срок от 3 месяцев до 2 лет и означает обязанность осужденного проходить службу в особой дисциплинарной воинской части.
Лишение свободы на определенный срок — изоляция осужденного от общества (направление его в колонию или в тюрьму на срок от 6 месяцев до 20 лет).
Пожизненное лишение свободы назначается только как замена смертной казни, за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека (если суд сочтет возможным не применять к осужденному смертную казнь).
Смертная казнь — исключительная мера наказания, которая может быть назначена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.
Вопрос к классу
- Как вы считаете, что учитывает суд при назначении наказания? (Данные о личности виновного, степень опасности совершенного преступления, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, и т.д.)
Проблемное задание. Изучив дополнительный материал, разберите ситуацию и ответьте на вопрос.
Группа подростков обстреляла камнями машины. В результате автомобилям был нанесен существенный ущерб.
Дополнительный материал
Статья 1074 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный
несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1.Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
2.В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
3.Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Вопрос к классу
— Кто будет нести юридическую ответственность в этом случае (Ответы учеников.)
Разделяют административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность несовершеннолетних. Ознакомьтесь с данными следующей таблицы.
Юридическая ответственность несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет


Задание: изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Согласно УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. К уголовной ответственности привлекают с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, — с 14 лет.
Основание для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности — совершенное преступление.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего-
-назначаются не все виды наказания, предусмотренные уголовным законодательством;
-возможно освобождение от уголовной ответственности с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера;
-возможно освобождение от наказания и помещение в специальное учреждение для несовершеннолетних.
Во время расследования и рассмотрения дел несовершеннолетних в судах:
-обязательно должен принимать участие защитник;
-родители обязаны защищать права и интересы детей при расследовании;
-на допросе должен присутствовать педагог;
-совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте является смягчающим обстоятельством;
-вынося приговор, суд обязан обсудить возможность применения условного осуждения.
Вопросы к классу
-С какого возраста и за что привлекают к уголовной ответственности?
-Что является основанием для привлечения к уголовной ответственности?
-Какие особенности имеют рассмотрение и расследование дел несовершеннолетних в судах?
(Ответы учеников.)
Рефлексия
Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.
Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок - прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Выполните задания рубрики «Проверим себя» на с. 54 учебника
1.Кого называют законопослушным человеком?
2.В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.
3.По каким признакам определяют противозаконное поведение?
4.Какое наказание считается справедливым?
5.Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?
6.Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?
Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 54-55 учебника.
1.Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?
2.Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.
3.Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.
4.Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.
5.Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.
Как вы понимаете утверждение «Незнание законов не освобождает от ответственности»? Справедливо ли это, по вашему мнению?
(Проверка выполнения задания.)