СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 8 классе "Сфера духовной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает общее представление о структуре данной сферы, ее взаимосвязи с культурой отдельной личности и возможности культурного развития человека в обществе. Содержание материала позволяет систематизировать имеющиеся у восьмиклассников  знания о сущности духовной культуры

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 8 классе "Сфера духовной культуры"»











Учебный предмет «Обществознание»

8 класс



Тема урока:


«Сфера духовной культуры»















«Культура – это итог достижений отдельных лиц и всего

человечества во всех областях в той мере, в какой эти

достижения способствуют духовному совершенствованию

личности и общему прогрессу».

А. Швейцер


Цель урока – систематизировать полученные учащимися знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении обществознания в 6-7 классах.

Задачи:

1) воспитание уважения к материальным и духовным ценностям, моральным и нравственным ориентирам в жизни человека;

2) развитие умений объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задания, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии;

3) систематизировать полученные знания о способах развития духовной культуры, путях приобщения человека к культуре.


Формы работы: индивидуальная, групповая.


Методы работы: эвристическая беседа, проблемный метод.


Виды деятельности: работа в группах, определение понятий, решение проблемных заданий.


Приемы деятельности учителя:

1.Организация работы учащихся с текстом учебника.

2. Организация групповой работы и дискуссии.

3. Обсуждение проблем и значимости содержания урока для личности подростка.

4. Организация проверки усвоения знаний.

5. Обучение решению проблемных заданий.


Оборудование урока:

1.Обществознание. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение,2014

2. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

3. Презентация к уроку.


План урока:

1.Культура. Виды культуры.

2. Мировоззрение.

3. Мораль и нравственность.

4. Наука. Этика науки.

5. Религия.

6. Современная культурная жизнь России.


Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Притча.

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у одной бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

- Да.

- И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них 4 пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них бухта, которой невидно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них – целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына.

А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Вопрос обучающимся: как вы думаете, о чем эта притча? (ответы учащихся)


Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни вы получите все! Но вот купить что либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, но если наша душа не наполнена, у нас нет ничего!

Давайте разберемся в особенностях духовных ценностей.


1.Культура. Виды культуры.

Духовность – то, что отличает нас от мира животных. Надо много трудиться, чтобы достичь ее.

Мы с вами неоднократно сталкивались с понятием «культура».

1)что подразумевается под этим?

2) каковы виды культуры? Приведите примеры.

3) почему выделение материальной и духовной сторон культуры весьма условное?

Давайте теперь назовем компоненты духовной сферы общества.

Перечислите, пожалуйста, важнейшие элементы человеческой духовности.


Какие объекты составляют духовные ценности?

А теперь проблемный тренинг.

Напишите на листочке бумаги самое дорогое, то, что приносит радость, дарит смысл жизни.

Теперь сомните листочки. Снова разверните.

- Что вы почувствовали, когда смяли листок?

- Что вы почувствовали, когда вновь развернули?

Это и есть ваши ценности. То, что вы боялись потерять, но не потеряли.


Поработаем в группах.

Попробуем понять разницу между понятиями: «патриотизм» и «гражданственность». Создайте в группах портрет «патриота» и «гражданина» (можно использовать текст учебника «Обществознание» с. 41).


2. Мировоззрение.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

1) вспомните, что мы называем мировоззрением?

2) какие типы мировоззрения выделяем?

3) какую роль играет мировоззрение в жизни человека?


3. Мораль и нравственность.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды является мораль.

1) что же такое мораль?

2) каковы ее задачи?

3) назовите основные моральные требования

4) что такое нравственность?

Ведь недостаточно просто знать моральные нормы, важно руководствоваться ими в повседневной жизни.

Нравственная культура личности различна у разных людей. Как вы думаете, почему?


Точка зрения: «Иногда кажется, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком. Отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».

К. Тосси

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие качества представляют для вас наибольшую ценность? (ответы учащихся)

4. Наука. Этика науки.

Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждался вопрос о моральной ответственности ученых за свою научную деятельность. Мнения разделились. Одни утверждали, что ученые должны быть свободны в своем творчестве и никто не должен ограничивать их творческую деятельность; другие придерживались противоположного мнения – ученые несут ответственность за свою деятельность, поэтому в их творчестве должны действовать моральные и этические ограничения.

- На чью сторону вы бы встали? Почему?


5. Религия.

1) что такое религия?

2) в чем особенность религии?

3) мы говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Но религии отличаются друг от друга.

- Как найти общий язык?

Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести.

- Что подразумевается под понятием «свобода совести»?

Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни.

- Существует мнение, что повышение числа верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов (венчание, крещение).

- А как думаете вы?

На протяжении нескольких лет в Российской Федерации идет дискуссия о необходимости введения религиозного образования и воспитания школьников.

Выскажете свое мнение об этом процессе.


6. Современная культурная жизнь России.

Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких-либо ограничений.

Во всем многообразии захлестнувшем Россию, встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных подделок заполнили культурное пространство.


Давайте попробуем оценить два отрывка с точки зрения их значимости для развития личности и общества.

Посмотрим фрагмент передачи «Галилео» и отрывок из фильма ужасов.

Просмотр фрагментов и обсуждение с учащимися.


Назовите другие программы, которые помогают развивать (вредят) личности?


Рефлексия.

Сегодня на уроке мы еще раз раскрыли наиболее значимые области духовной культуры и обсудили ряд вопросов, актуальных для современной России.


Скажите, насколько значимыми для Вас являются обсуждаемые сегодня проблемы?


Уверена, что полученные знания создадут основу для изучения в старших классах многообразия проявлений духовной жизни, а также станут ориентирами в вашей повседневной жизни.

Домашнее задание. Написать эссе на тему с. 37, 75, 82 учебника (на выбор учащегося).



Литература.

1.Обществознание. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. - М.: Просвещение,2014

2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобр. учрежд. Под ред. Л. Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2013.

3. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова и др. / авт. сост. С. Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 20013.

4. Обществознание. 11 класс. Профил. уровень /[Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение,2013







Скачать

© 2015 8494 716

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!