Урок 2
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.
ОТРАБОТКА ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Звонок невелик, а ребятам велит:
Сядь да учись, трудись, не ленись.
– Здоровье – главная ценность человека. Его не купишь ни за какие деньги. Здоровье надо беречь. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)
– Как, по-вашему, должен выглядеть здоровый человек? Нарисуйте его портрет словами. (Красивый, сильный, ловкий, стройный, крепкий, подтянутый и т. д.)
Игра-кричалка «Полезно – вредно».
– Читать лёжа… (вредно).
– Смотреть на яркий свет… (вредно).
– Промывать глаза по утрам… (полезно).
– Смотреть близко телевизор… (вредно).
– Оберегать глаза от ударов… (полезно).
– Употреблять в пищу морковь, петрушку… (полезно).
– Тереть глаза грязными руками… (вредно).
– Заниматься физкультурой… (полезно).
II. Актуализация опорных знаний.
- Какая бывает речь?
- Почему называется устная и письменная?
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку:
Белый воротник халата,
Бинт в руках его и вата.
Грипп излечит и бронхит
Добрый доктор… (Айболит).
– Сегодня доктор Айболит поможет нам продолжить работу с моделью единицы русского языка – предложением, а также откроет ещё один секрет русской грамоты.
На строке поставлен знак – обрати внимание!
Наш урок зовётся так: «Знаки препинания».
Точки, палочки, крючки – неприметные значки,
А во время чтения требуют прочтения.
IV. Открытие новых знаний.
- Работа по учебнику.
1. – Рассмотрите самостоятельно рисунки на страницах книги. Что вы узнали, «читая» эти рисунки?
– Какой вопрос обычно задает врач? (Что болит?)
– Какое это предложение? (Вопросительное.)
Вопросительную интонацию на письме изображают вопросительным знаком .
Вечно думая над смыслом, Он наклонился, чтобы сесть,
Изогнулся коромыслом. И подмигнул: «Вопросы есть?»
2. – Предложения, которые содержат сообщение, о чём-то повествуют, называются повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.
Такие предложения надо читать спокойно, утвердительно.
Точка – это станция, где отдыхает мысль.
3. – Сказку про Айболита Корней Чуковский заканчивает словами:
Слава, слава, Айболиту!
Слава добрым докторам!
Что заметили? Как надо произносить эти предложения?
А если в предложении Наш славный восклицательный?
Радость, раздражение? Бурным чувствам нет конца.
Тогда в конце не кстати ли Пылкий нрав у молодца!
Вывод: в конце каждого предложения надо ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки.
- Работа над отрывком из сказки К. Чуковского «Айболит».
– Ребята, ещё с детского сада вам знакомы эти строки. Подготовьтесь к хоровому чтению.
– Кто ещё приходил лечиться к Айболиту? (Ответы учеников.)
– Что с ними случилось?
- Чтение отрывков из сказки (можно использовать маски животных).
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
ИТОГ УРОКА:
- Что узнали нового?
- Какими бывают предложения?
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из сказки.