СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в серию уроков литературного чтения (обучение грамоте) 1 класса по УМК "Перспектива", объединённые одной темой "Основной период "Страна АБВГДейка"". урок проводится во втором полугодии. Данный урок реализован в 2018-19 уч. году

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте»





Тема

Звук [щ,]. Буква,Щщ.


Образовательная система:

«Перспектива»



Класс:

Первый.



Вид:

Урок-путешествие



Тип урока:

овладение новыми знаниями



Формы организации:

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая



Цель

Научить:

  • различать и обозначать звук [ щ'] буквами Щ, щ;

  • характеризовать звуки [щ'], находить места соответствующих букв на ленте букв;

  • слова со слого-звуковыми схемами;

  • читать тексты с изученными буквами, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Формировать:

  • универсальные учебные действия.


Задачи:


Образовательные:

1. Познакомить с новой буквой и звуком.

3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой.

4. Формировать умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала.

Воспитательные:

1. Формировать потребность и способность к сотрудничеству.

2. Воспитывать взаимоуважение.

3. Воспитывать коммуникативные качества обучающихся.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности.



Информационно -образовательная среда

Ресурсы:


  • Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. Ч 2. - М.: Просвещение, 2011. – 127с.: с ил.- (Перспектива).

  • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  • Электронное приложение к «Азбуке» на СД-диске



наглядность

Иллюстрация «Снегопад», наборы из четырёх цветных домиков у каждой пары и на доске, снежинки с буквами, алфавит, касса букв, картинки разных рыб со слогами, наборы цветных рыбок для рефлексии, картинки двух вёдер.



Аннотация урока


Данный урок входит в серию уроков литературного чтения (обучение грамоте) 1 класса по УМК «Перспектива», объединенные одной темой «Букварный период. «Страна АБВГДейка»». На изучение темы отведено 63 часа. Урок проводится во втором полугодии. 54-ый урок по разделу и 75-ый урок с начала учебного года. Использование разных форм деятельности, частая смена видов деятельности делает положительно -эмоционально окрашенной работу детей на уроке, а игровые моменты активизируют все психические процессы и функции детей.


I. Планируемые результаты изучения темы


Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Отличать на слух всегда мягкий и всегда глухой звук [щ'].

Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой модели слова.

Определять местоположение звука [щ'] в словах.

Соотносить звук и букву.

Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ.

Находить ме­сто буквы Щ на ленте букв.

Читать тексты с необходимыми интонациями и логическими ударениями.

Дискутировать на заданную тему.

Обобщать информацию о зву­ке;


Регулятивные УУД

Ученик научится:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать выполнение учебной задачи урока

Отвечать на вопросы учителя и оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Ученик научится:

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Наблюдать над произнесением звуков. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.

Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Коммуникативные УУД

Объяснять смысл пословицы и поговорки, разные значения многозначных слов.

Формулировать тему высказывания, анализировать варианты ответов, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.

Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

Выполнять правила работы в малой группе, в парах.


Аргументирует мнение

Доказывает необходимость трудиться с помощью примеров из личного опыта и изученных пословиц.



Ход урока:

Этап

урока

Краткое содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы организации деятельности, методы и приёмы работы.

Планируемый результат

Время,

мин

Примечания

Орг.момент

Под звуки спокойной мелодии дети настраиваются на работу.

Учитель говорит:

-Снег порхает и сияет

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает.

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. (Слежу за посадкой)

слушают, настраиваются на работу

коллективная

УУД

Регулятивные действия: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


1

музыка

иллюстрация «Снегопад»

на доске

Актуализация знаний.

Вспоминают отличие гласных

от согласных, твёрдых согласных от мягких.















Обращает внимание на доску.

-Посмотрите, сколько снежинок собралось в хороводе. Метель закружила и запутала их. Подумайте, снежинки с какими буквами упадут на красную крышу, на синюю, на зелёную и на сине-зелёную?

-Проверим. Поднимите руки те, у кого так же как на доске. Молодцы.

-Кто хочет оценить работу в паре?


Задаёт вопрос.

-Чем отличаются согласные от гласных?

3 ученика выполняют задание у доски, остальные в группах на местах.










Проверяют свою работу.

Поднимают руки.


2 человека оценивают работу в группе



Отвечают на вопрос.

Индивидуальная и групповая формы.


Классификация.








Анализ




Самооценка

УУД

Познавательные: сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Регулятивные:

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Выполнять правила работы в малой группе, в парах


3

Приложение

№ 1-домики.

Приложение

№ 2-снежинки.

На доске снежинки с буквами и домики с разноцветными крышами

(красная, синяя, зелёная, сине-зелёная)


Целеполагание

Выявление темы и целей урока через проблему.

Уч. говорит.

- Ой! Кажется, одна снежинка осталась пустая.

Что на ней должно быть?

Что делать? На крышу какого домика её поместить?

- Предлагаю пока поместить её в наш «уголок вопросов».


-Кто догадался, какова тема нашего урока?


Тогда попробуйте продолжить мои предложения:





-Мы сегодня познакомимся…

-Будем давать ему…

-Научимся читать…

Слушают.




Высказывают предположения о том, что на снежинке должна быть написана буква.





Предполагают, что тема: Изучение нового звука и новой буквы




Слушают предложения, пытаются продолжить их:


с новым звуком и буквой;


характеристику;


слоги, слова с новым звуком.

Фронтальная форма


Диалог










коллективно



Прогнозирование.









Фронтальная форма.

Беседа


Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.











УУД Регулятивные:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

2






















Открытие новых знаний.


А) Знакомство с новым звуком.






Физ минутка




















































































Б)

Фонетический разбор слова






















































в)

Знакомство с новой буквой.



На основе игры знакомятся с новым звуком и новыми буквами.






































































































Развитие фонематического слуха























Развитие фонематического слуха, распознавание нового звука в словах, определение его местоположения, составление звуковой схемы слова
















Подходит к доске, делает вид, что прислушивается и шёпотом говорит:

-Ребята, снежинка шепнула мне, что узнать эти секреты можно на зимней рыбалке.

-Кто был на зимней рыбалке?

Какое самое главное правило надо соблюдать?


-Надо хорошенько подготовиться. Согласны?

Встаньте.

Изображает то, что говорит.

-Оденемся потеплее, комбинезон, куртку, шапку, сапоги и рукавицы. Идём на водоём. Находим безопасное для рыбалки место.

- Сверлим лунку.

-Закидываем удочку.

-Садимся и ждём.

-Кажется, клюёт.

Что бы узнать, какая рыба клюнула, отгадайте загадку.














-Что знаете об этой рыбе?

-Это хищник. Может вырасти в длину до 6 метров. Питается рыбой, головастиками, лягушками, а иногда нападает даже на гусей и уток.

-Какой первый звук

слышится в слове ЩУКА?

- Повернитесь друг к другу в парах и ещё раз произнесите звук [щ']. Понаблюдайте, что происходит с речевым аппаратом?

Ведёт беседу.

- Что заметили?

-Значит, какой это звук?

-Попробуйте произнести без перерыва сразу несколько этих звуков.

-Какой звук слышите?



С голосом его произносим или без голоса? Значит он какой?

-Охарактеризуйте звук по твёрдости-мягкости.

-Попробуйте произнести его твёрдо. Получается? Сделайте вывод.

-Расскажите всё, что узнали про новый звук.






Говорит:

-Мы у лунки сидеть замёрзли. Встаньте, погреемся.

-Я буду говорить, а вы должны узнать, в каком слове есть новый звук и где, в начале, в середине или в конце. Одновременно повторяйте за мной движения.

-Мы поймали во-от такую щуку! (Разводит широко руки).

-Сняли непромокаемый плащ (Имитирует снятие плаща).

- Сели на ящик (Садится на стул).

- Снова закинули удочку.

-Попалась нам на удочку ещё одна рыба, у которой в названии есть звук [щ']. Отгадайте загадку:

С серебристой чешуёй, 
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это - …(лещ).

- Где можно подробнее о ней узнать?

-Чтобы вытащить леща, составьте схему слова ЛЕЩ.






-Поднимите руку те, у кого получилось так же как и на доске.

- Алина, оцени свою работу у доски.

-Которым по счёту в схеме стоит новый звук?


Звук [щ'] обозначается буквами Щщ. (ща)

(показываю)

-Зачем 2 буквы?

-На что похожа буква?

Показываю картинку и читаю стишок: На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же.

Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.

Показ местоположения буквы в алфавите, в кассе букв


Прислушиваются.









Поднимают руки.


Отвечают:

-Не шуметь, не мешать, а помогать.




Отвечают



Изображают то, что показывает учитель.

















Хорошо читающий ученик читает загадку:

- Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна. Притом - такая злюка! Конечно, это…(щука)

Остальные дети слушают и отгадывают.


Высказываются.


Слушают.









Произносят звук

[щ'].


Произносят звук в парах друг другу, наблюдают и



ведут беседу.

губы немного вытягиваются, язык преграждает путь воздуху, слышим

шипение


шипящий, так как слышим при произношении шипение









глухой



мягкий


пробуют



нет

звук [щ'] мягкий- -непарный


1 ученик говорит, остальные слушают,

-Этот звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.













Повторяют движения, называют слова с новым звуком, определяют его местоположение (в начале, в середине или в конце)













Слушают.



Смотрят на картинку.


Отвечают: В энциклопедии, в интернете.

Составляют на местах, 1 ученик у доски, даёт характеристику каждого звука, составляет схему слова,



Поднимают руки.












Ведут диалог.



высказываются











1 ученик показывает у доски


Коллективная форма.














Повторение движений за учителем












Коллективная форма.


Слушание, говорение.






Наблюдение, анализ, синтез.











беседа















работа в парах






коллективная форма




Синтез, обобщение.




Коллективная форма.












Аналогия













Слушание, говорение.







Фронтальная форма.

Аналогия.


































Самостоятельная деятельность.


Форма индивидуальная.


















коллективная форма работы







Коммуникативные действия:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения












УУД Познавательные:

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, распознавать в словах новые звуки,.







Познавательные действия

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки.














Предметные планируемые результаты: Отличать на слух всегда мягкий и всегда глухой звук [щ'].

Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой схеме.

Определять местоположение звука [щ'] в словах.

Наблюдать над произнесением нового звука.

Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях









Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук



Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
















Предметные планируемые результаты:

Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой схеме.

Определять местоположение звука [щ'] в словах.

Дискутировать на заданную тему.

Обобщать информацию о зву­ке;



Коммуникативные УУД:

Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.

Осваивать правила выполнения работы в малой группе, в парах


Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.



Предметные планируемые результаты:

обозначать звук буквой, Соотносить звук и букву.

Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ.

Находить ме­сто буквы Щ на ленте букв.




6
































































































3




























6







































3






























Загадка на доске















Приложение

№3

Картинка-щука


























































































Приложение №4.

На картинке изображение леща.



























На экране проецируются буквы Щщ.


Приложение №5

Картинки «На что похожа буква ща» размещаю в уголок «Занимательная азбука»




Таблица «Алфавит»

Лента букв

Физ минутка











- Отправляемся на рыбалку по классу в группах. У нас две группы. Задание каждой группе:

-Надо поймать рыбок со слогами и вернуться за рабочее место


группы подходят к доске, снимают рыбок со слогами, написанными на них, и возвращаются на своё место

групповая форма работы

Анализ, сопоставление.


3

Приложение №6

Рыбки со слогами: щу, ще, ще, ща, ща нок, ро, гол, ка, кле, щи, ча

Первичное применение знаний на практике

Чтение слогов, составление слов из данных слогов; чтение получившихся слов

-Прочитайте слоги


-составьте из слогов слова

(щука, щенок, клещи, роща, щегол, щека )


-прочитайте получившиеся слова


-Чем сходны слова?

-Прочитайте слова с ударением на первый слог.

-Прочитайте слова с ударением на второй слог.

Оцените работу ребят.



составляют, читают







читают поочередно каждый участник группы



отвечают

читают





высказываются




групповая форма.









фронтальная работа

Предметные планируемые результаты:

Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ с необходимыми интонациями и логическими ударениями.

Дискутировать на заданную тему.



Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.











Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.


УУД Личностные:

Оценивают поведение героев текста, высказывают и аргументируют свое мнение.


5

рыбки со слогами на доске и

слоги на партах

Работа с текстом

Упражнение на экране «Прочитай текст. Выбери к нему картинку»

-Посмотрите на экран. Послушайте задание.

Прочитаем текст по цепочке.

Какие особенности отличают щуку от других рыб?

Какими словами точнее всего характеризуются повадки щуки? Прочитайте.

Какие рыбы должны её боятся?

Какие рыбы ещё водятся в наших реках?

Какая картинка из трёх предложенных подходит к прочитанному тексту.

Молодцы




читают

Наблюдение, анализ, синтез.

беседа

читают поговорку



беседа







высказываются; проверяют правильность своего предположения

коллективная форма

5

упражнение на СД –диске «Электронное приложение к учебнику «Азбука»»

интерактивная доска




Работа с пословицей



Последовательное соединение слов, составление пословицы, чтение пословицы, объяснение её значения.

А нам с рыбалки домой возвращаться пора.

- Внимательно посмотрите на меня.

- Повторяйте мои движения.

- Замёрзли (Трёт щёки).

- Снимаем шапку и шубу.

( Изображает).

- Моем руки. (Изображает).

- Скорей садимся за стол щи хлебать.

-Что такое щи?

Соберите пословицу, соединяя последовательно слова по стрелочкам на карточке. Будьте внимательны.

-Прочитайте её.

- Объясните её смысл.

Слушают.





Повторяют движения за учителем.






Садятся за парты парами.



Суп.

Составляют, последовательно складывая слоги в слова, читают: -

В парах собирают пословицу.


-Щей поел – словно шубу надел.

-читают

Объясняют смысл.

Слушание.




Коллективная форма.

Аналогия.










Работа в парах.



Анализ.







коллективная форма работы

высказываются

Коммуникативные УУД:

Объяснять смысл пословицы и поговорки.

Формулировать тему высказывания, анализировать варианты ответов, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

Осваивать правила выполнения работы в малой группе, в парах


2,5

Приложение №7.

листки с пословицей на каждую пару

Итог урока.


Подводят итоги работы на уроке.

Ведёт беседу.

- Что мы поместим на пустую снежинку в «уголке вопросов»?

- Какую букву?

- Какой звук она обозначает?

- Значит, на какую по цвету крышу ляжет эта снежинка? Докажите.




-Справились ли мы с задачей урока?






-Какая рыба нам сегодня попалась?


- Поднимите руку те, кто считает, что рыбалка была удачной. Почему?


Ведут беседу с учителем.

- Букву.



- Щ

- [щ']


- На зелёную.




Мягкие звуки обозначаем на схеме зелёным цветом.

Да, узнали звук и букву, научились читать слоги и слова с новой буквой.



- Щука, лещ.



Поднимают руки.



Высказываются


Фронтальная форма.

Бесед










УУД Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


3


Рефлексия

С помощью цветовых сигналов проводится рефлексия.













просмотр мультфильма

Идите все ко мне. Если вам всё было понятно на уроке и вы со всеми заданиями справились, то возьмите себе на память из моего ведёрка ЗЕЛЁНУЮ рыбку.

- Если вы всё поняли, но ошибались, то возьмите СИНЮЮ рыбку.

-Если совсем ничего не поняли, то КРАСНУЮ.

- А я хочу похвалить вас за активную работу на уроке (называю имена) и подарить вам мультфильм с участием наших героев-рыбок.


Анализируют свою деятельность на уроке и выбирают нужную рыбку.


















просмотр мультфильма

Индивидуальная форма.

Самоанализ и самооценка.













Анализ и оценка учителя

Предметные планируемые результаты:

Обобщать информацию о зву­ке;

УУД Регулятивные:

Отвечать на вопросы учителя и оценивать свои достижения


1

















2

Приложение №8

ведёрко с разными по цвету рыбками: зелёные, синие и красные рыбки по количеству детей в классе.









демонстрируется

мультфильм





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!