Актуализация знаний. | Вспоминают отличие гласных от согласных, твёрдых согласных от мягких. | Обращает внимание на доску. -Посмотрите, сколько снежинок собралось в хороводе. Метель закружила и запутала их. Подумайте, снежинки с какими буквами упадут на красную крышу, на синюю, на зелёную и на сине-зелёную? -Проверим. Поднимите руки те, у кого так же как на доске. Молодцы. -Кто хочет оценить работу в паре? Задаёт вопрос. -Чем отличаются согласные от гласных? | 3 ученика выполняют задание у доски, остальные в группах на местах. Проверяют свою работу. Поднимают руки. 2 человека оценивают работу в группе Отвечают на вопрос. | Индивидуальная и групповая формы. Классификация. Анализ Самооценка | УУД Познавательные: сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Регулятивные: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Выполнять правила работы в малой группе, в парах | 3 | Приложение № 1-домики. Приложение № 2-снежинки. На доске снежинки с буквами и домики с разноцветными крышами (красная, синяя, зелёная, сине-зелёная) |
Целеполагание | Выявление темы и целей урока через проблему. | Уч. говорит. - Ой! Кажется, одна снежинка осталась пустая. Что на ней должно быть? Что делать? На крышу какого домика её поместить? - Предлагаю пока поместить её в наш «уголок вопросов». -Кто догадался, какова тема нашего урока? Тогда попробуйте продолжить мои предложения: -Мы сегодня познакомимся… -Будем давать ему… -Научимся читать… | Слушают. Высказывают предположения о том, что на снежинке должна быть написана буква. Предполагают, что тема: Изучение нового звука и новой буквы Слушают предложения, пытаются продолжить их: с новым звуком и буквой; характеристику; слоги, слова с новым звуком. | Фронтальная форма Диалог коллективно Прогнозирование. Фронтальная форма. Беседа | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Формирование способности принимать учебную цель и задачу. УУД Регулятивные: Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. | 2 | |
Открытие новых знаний. А) Знакомство с новым звуком. Физ минутка Б) Фонетический разбор слова в) Знакомство с новой буквой. | На основе игры знакомятся с новым звуком и новыми буквами. Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха, распознавание нового звука в словах, определение его местоположения, составление звуковой схемы слова | Подходит к доске, делает вид, что прислушивается и шёпотом говорит: -Ребята, снежинка шепнула мне, что узнать эти секреты можно на зимней рыбалке. -Кто был на зимней рыбалке? Какое самое главное правило надо соблюдать? -Надо хорошенько подготовиться. Согласны? Встаньте. Изображает то, что говорит. -Оденемся потеплее, комбинезон, куртку, шапку, сапоги и рукавицы. Идём на водоём. Находим безопасное для рыбалки место. - Сверлим лунку. -Закидываем удочку. -Садимся и ждём. -Кажется, клюёт. Что бы узнать, какая рыба клюнула, отгадайте загадку. -Что знаете об этой рыбе? -Это хищник. Может вырасти в длину до 6 метров. Питается рыбой, головастиками, лягушками, а иногда нападает даже на гусей и уток. -Какой первый звук слышится в слове ЩУКА? - Повернитесь друг к другу в парах и ещё раз произнесите звук [щ']. Понаблюдайте, что происходит с речевым аппаратом? Ведёт беседу. - Что заметили? -Значит, какой это звук? -Попробуйте произнести без перерыва сразу несколько этих звуков. -Какой звук слышите? С голосом его произносим или без голоса? Значит он какой? -Охарактеризуйте звук по твёрдости-мягкости. -Попробуйте произнести его твёрдо. Получается? Сделайте вывод. -Расскажите всё, что узнали про новый звук. Говорит: -Мы у лунки сидеть замёрзли. Встаньте, погреемся. -Я буду говорить, а вы должны узнать, в каком слове есть новый звук и где, в начале, в середине или в конце. Одновременно повторяйте за мной движения. -Мы поймали во-от такую щуку! (Разводит широко руки). -Сняли непромокаемый плащ (Имитирует снятие плаща). - Сели на ящик (Садится на стул). - Снова закинули удочку. -Попалась нам на удочку ещё одна рыба, у которой в названии есть звук [щ']. Отгадайте загадку: С серебристой чешуёй, Не плотва. Какой большой! А копчёный – это вещь! Догадались? Это - …(лещ). - Где можно подробнее о ней узнать? -Чтобы вытащить леща, составьте схему слова ЛЕЩ. -Поднимите руку те, у кого получилось так же как и на доске. - Алина, оцени свою работу у доски. -Которым по счёту в схеме стоит новый звук? Звук [щ'] обозначается буквами Щщ. (ща) (показываю) -Зачем 2 буквы? -На что похожа буква? Показываю картинку и читаю стишок: На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же. Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам. Показ местоположения буквы в алфавите, в кассе букв | Прислушиваются. Поднимают руки. Отвечают: -Не шуметь, не мешать, а помогать. Отвечают Изображают то, что показывает учитель. Хорошо читающий ученик читает загадку: - Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна. Притом - такая злюка! Конечно, это…(щука) Остальные дети слушают и отгадывают. Высказываются. Слушают. Произносят звук [щ']. Произносят звук в парах друг другу, наблюдают и ведут беседу. губы немного вытягиваются, язык преграждает путь воздуху, слышим шипение шипящий, так как слышим при произношении шипение глухой мягкий пробуют нет звук [щ'] мягкий- -непарный 1 ученик говорит, остальные слушают, -Этот звук согласный, шипящий, глухой, мягкий. Повторяют движения, называют слова с новым звуком, определяют его местоположение (в начале, в середине или в конце) Слушают. Смотрят на картинку. Отвечают: В энциклопедии, в интернете. Составляют на местах, 1 ученик у доски, даёт характеристику каждого звука, составляет схему слова, Поднимают руки. Ведут диалог. высказываются 1 ученик показывает у доски | Коллективная форма. Повторение движений за учителем Коллективная форма. Слушание, говорение. Наблюдение, анализ, синтез. беседа работа в парах коллективная форма Синтез, обобщение. Коллективная форма. Аналогия Слушание, говорение. Фронтальная форма. Аналогия. Самостоятельная деятельность. Форма индивидуальная. коллективная форма работы | Коммуникативные действия: Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения УУД Познавательные: Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, распознавать в словах новые звуки,. Познавательные действия Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки. Предметные планируемые результаты: Отличать на слух всегда мягкий и всегда глухой звук [щ']. Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой схеме. Определять местоположение звука [щ'] в словах. Наблюдать над произнесением нового звука. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук Регулятивные: Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме Предметные планируемые результаты: Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой схеме. Определять местоположение звука [щ'] в словах. Дискутировать на заданную тему. Обобщать информацию о звуке; Коммуникативные УУД: Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор. Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию. Осваивать правила выполнения работы в малой группе, в парах Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные планируемые результаты: обозначать звук буквой, Соотносить звук и букву. Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ. Находить место буквы Щ на ленте букв. | 6 3 6 3 | Загадка на доске Приложение №3 Картинка-щука Приложение №4. На картинке изображение леща. На экране проецируются буквы Щщ. Приложение №5 Картинки «На что похожа буква ща» размещаю в уголок «Занимательная азбука» Таблица «Алфавит» Лента букв |
Первичное применение знаний на практике | Чтение слогов, составление слов из данных слогов; чтение получившихся слов | -Прочитайте слоги -составьте из слогов слова (щука, щенок, клещи, роща, щегол, щека ) -прочитайте получившиеся слова -Чем сходны слова? -Прочитайте слова с ударением на первый слог. -Прочитайте слова с ударением на второй слог. Оцените работу ребят. | составляют, читают читают поочередно каждый участник группы отвечают читают высказываются | групповая форма. фронтальная работа | Предметные планируемые результаты: Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ с необходимыми интонациями и логическими ударениями. Дискутировать на заданную тему. Регулятивные: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности. Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение. УУД Личностные: Оценивают поведение героев текста, высказывают и аргументируют свое мнение. | 5 | рыбки со слогами на доске и слоги на партах |
Работа с пословицей | Последовательное соединение слов, составление пословицы, чтение пословицы, объяснение её значения. | А нам с рыбалки домой возвращаться пора. - Внимательно посмотрите на меня. - Повторяйте мои движения. - Замёрзли (Трёт щёки). - Снимаем шапку и шубу. ( Изображает). - Моем руки. (Изображает). - Скорей садимся за стол щи хлебать. -Что такое щи? Соберите пословицу, соединяя последовательно слова по стрелочкам на карточке. Будьте внимательны. -Прочитайте её. - Объясните её смысл. | Слушают. Повторяют движения за учителем. Садятся за парты парами. Суп. Составляют, последовательно складывая слоги в слова, читают: - В парах собирают пословицу. -Щей поел – словно шубу надел. -читают Объясняют смысл. | Слушание. Коллективная форма. Аналогия. Работа в парах. Анализ. коллективная форма работы высказываются | Коммуникативные УУД: Объяснять смысл пословицы и поговорки. Формулировать тему высказывания, анализировать варианты ответов, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор. Осваивать правила выполнения работы в малой группе, в парах | 2,5 | Приложение №7. листки с пословицей на каждую пару |