СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Звуки [т], [т’], буквы Т, т», УМК «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Звуки [т], [т’], буквы Т, т», УМК «Школа России»»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Звуки [т], [т’], буквы Т, т», УМК «Школа России»


Составитель: Фокина Надежда Олеговна, учитель начальных классов, первая кк.



Тема

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление об антонимах и многозначных словах

Личностные результаты

Проявляют понимание и уважение к ценностям культуры, формировать навык самостоятельного чтения;

Универсальные учебные действия (метапредметные)

- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- познавательные: учиться читать и записывать информацию, используя новые звуки [т], [т’] и буквы Т, т;

- коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке с одноклассниками и учителем; отвечать на вопросы учителя.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; антонимы, многозначные слова

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику «Азбука», презентация, видео артикуляционная гимнастика

Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран, учебник, диск – приложение к учебнику, наглядный материал: схемы слов, лента букв; для учащихся: учебник, планшеты «Пиши-стирай» в крупную клетку и строчку, синяя ручка, маркеры стираемые для планшета, фишки синего, зеленого, красного цветов, смайлики для рефлексии.

Литература, диски, интернет-источники:

1. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений, В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина]. – М.: Просвещение, 2021. – 127 с.: ил. – (Школа России).

2. Игнатьева, Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука» / Т.В. Игнатьева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 478 с. – (Серия «Учебно – методический комплект»).

3. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого и др.

4. Различные интернет ресурсы: Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-chasy-dlya-detej-24-luchshix.html




Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

– Давайте проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Повторение.


Фронтальная

На доске: А с К Ы о У н И

– Прочитайте буквы.

– Внимательно посмотрите на буквы и найдите ошибку, допущенную на доске.

– Действительно, мы проверяли по словарю, в русском языке нет слов, которые начинаются на ы (исправляем ошибку).

– На какие группы можно разделить буквы?

– Прочитайте заглавные буквы; строчные.

– А на какие группы их можно разделить как звуки?

– Назовите гласные. Докажите, что это гласные звуки.

– Назовите согласные, называя как твердый звук. Докажите, что это согласные звуки.


б) Артикуляционная гимнастика. https://www.youtube.com/watch?v=JhI5S8jw1L4




- буква ы не может быть заглавной








- заглавные и строчные



- гласные и согласные


Работа над классификацией букв.






















Артикуляционная гимнастика.

III. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Мы день не спим,

Мы ночь не спим

И день и ночь

Стучим, стучим.

- что это?

– Как тикают часы? Слайд





- часы

– Тик-так…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

– [т], [т’]

– Будем знакомиться со звуком [т] и буквой его, обозначающей на письме

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

- давайте рассмотрим два предмета.

Машина эта непростая, Машина эта — боевая! Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом.

- Что это? (танк)


На экране (ЭП) – предметная картинка с изображением танка

- Чёрные полоски,

От носа до хвоста,

У этой рыжей кошки, Суровый нрав всегда!

(тигр)

На доске – предметная картинка с изображением тигра(ЭП)

– Выполним слого-звуковой анализ слова танк.

–Какой звук вы слышите в начале слова?

–Это согласный звук (произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый.


– Выполним слого-звуковой анализ слова тигр.


- Выделите первый звук [т’]. Согласный мягкий. На схеме этот звук входит в слияние и обозначен зелёным цветом. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий

Рассматривают схемы-модели слов танк, тигр; вместе
с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

А теперь немного поиграем.

- поиграем мы в две игры «Мягкий или твердый».

1.Надо с помощью стрелки мышки перекинуть человечков-слоги на мягкое кресло или на столешницу тумбочки. Если все правильно, они останутся на местах. Если нет, то вернутся обратно на полку. (ЭП) Подходим по очереди.

2. – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’]зеленую карточку.

Кит, тетерев, антилопа, бегемот, петух, тюлень, дятел, утка. Слайд

С помощью мышку распределяют слоги на свои места.

Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′]

Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах. Определяют твёрдость
и мягкость согласных в словах

Фронтальный. Игра

3. Знакомство с буквой Т

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

– На что похожа буква Т?

  1. Т в антеннупревратилась

И на доме очутилась

  1. Молоток стучит:

«Тук-тук,

Букве Т я старый друг!»

3) Гриб на букву Т похож.

С тонкой ножкой,

Ну и что ж!

Потрудись-ка ты

немножко:

Палка – шляпка, палка – ножка!

. Слайд

– а теперь попробуем написать на наших планшетах печатную букву Т т. для этого просмотри ролик как пишут букву Т (ЭП)

Находят букву Т
на «ленте букв».



Высказывают свои предположения.

Рисуют на клетках букву Т т

Находят букву Т на «ленте букв». Рисуют на клетках букву Т т

Фронтальный. Устные ответы, рисование-моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

– Прочитайте слоги. (ЭП) Как они образовались?

– Прочитайте слова (ЭП)



Хором читают слоги.

– Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.


Читают слоги-слияния
и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Коллективный.

Чтение слогов
и слов, устные ответы

5. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

– Кто изображен на рисунке? Слайд

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Слайд

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Называют животных
и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения. Называют знакомые сказки А.С. Пушкина

Фронтальный. Устные ответы

6. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– послушайте отрывок из поэмы. Слайд

– На каком дереве была «златая цепь»?

– Как автор называет кота?

– Что делает кот?

– Найдите в тексте буквы Т.

– В какой части слова они находятся?

Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку

– Буква Т стоит в начале, в середине
и в конце слов

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Т
в словах текста

Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы

7. Работа с текстом
(учебник, с. 53)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте текст, соблюдая интонацию. Слайд

– Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?


Читают текст.


– Имена людей пишутся с большой буквы.


Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного.

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Громко тикают часы

(ходьба сидя),

Тик-так, тик-так

(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).

В школу нам пора идти

(ходьба сидя),

Тик-так, тик-так

(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).

Мы учебники собрали

(наклон назад, прогнувшись,

руки развести в стороны),

Тик-так, тик-так

(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).

В школу дружно зашагали

(ходьба на месте),

Тик-так, тик-так

(наклоны головы)

Выполняют движения сидя за партами под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение слов по слогам (учебник, с. 54)

Фронтальная. Словесный, практический. Объяснение учителя, чтение

– а теперь немного еще раз почитаем, по слогам.

– Прочитайте слова (ЭП)


Слушают объяснение учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов по слогам

Читают слова по слогам. Определяют лексическое значение слов

Фронтальный. Устные ответы, чтение

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Вы замечательно потрудились!

- Понравился вам урок?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- А какие задания были трудными?

- Какие новые слова вы узнали сегодня на уроке?

- у вас на партах лежат смайлики, вам надо выбрать смайлик, который подошел бы к вашему настроению к концу нашего урока

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!