Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе
Тема: Звуки гласные и согласные
Цель: познакомить с особенностями гласных и согласных звуков, учить выполнять звуковой анализ слов, учить различать звуки гласные и согласные; развивать фонематический слух, внимание ,память, речь учащихся; воспитывать навыки культурного общения, интерес к чтению.
Ход урока:
І. Организационный момент
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение будет на протяжении всего урока.
ІІ. Развитие речевого аппарата
1.Дыхательная гимнастика
Упражнения «Свеча -1», «Свеча-2»
2. Артикуляционная разминка
Упражнения «Губы «, «Щечки»
3. Работа над дикцией
Скороговорка:
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Повторение пройденного материала
- На урок к нам пришли гости Медвежонок и Зайчишка.
-Давайте расскажем им, какие виды речи вы знаете? Приведите примеры устной и письменной речи. Из чего состоит наша речь? Послушайте, что я сейчас скажу. Листья тополя пожелтели.
- Кто может составить схему этого предложения? Сколько слов в предложении? Как отделяются слова в устной речи? Что вы слышите, когда произносим слова? Из чего состоят слова? Какие бывают звуки?
2. Постановка учебной задачи
- На какие группы можно разделить все звуки речи? Расскажите об этом Мишке и Зайке.
- Сначала отгадайте загадку. Этим словом названа птица.
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
- Что вы узнали про аиста? Произнесите еще раз это слово. Запишем звуковой состав слова.
ІV. Работа по теме урока
Звуковой анализ (групповая работа)
- Назовите первый звук, а теперь последний. Как вам кажется они одинаково или по-разному произносятся? Еще раз скажите первый звук совсем тихо. Теперь громче, еще громче. Попробуйте закрыть рот и произнести звук. Получилось?
- Нам помогает произнести звук воздух. Когда мы говорим воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Такие звуки ученые назвали гласные. Гласные всегда произносятся с голосом:
А О У Э Ы И
Звуки гласные мои
Их не трудно перечесть
Гласных звуков ровно шесть.
2. Знакомство с согласным звуком
-Теперь произносим последний звук в слове аист. Воздух проходит свободно или есть преграда.
- Звуки, при произношении которых встречается преграда, ученые называли согласными. Согласные звуки всегда в речи идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.
- Тема нашего урока: гласные и согласные звуки.
3. Физкультминутка «Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
V. Первичное закрепление
Игра «Доскажи словечко»
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Воздух участвует, голос поет
Звук получается… (гласный)
А звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Работа в парах.
Ссс… змеиный слышен свист.
Шшш… шуршит опавший лист
Жжж… шмели в лесу жужжат
Ррр… моторы тарахтят.
- Как отличить гласный звук от согласного?
3. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки и схемы к ним стр. 15 «Азбука».
- Соотнесите рисунки и схемы.
4. Игра «Поймай звук»
- Я буду называть различные слова. Если слово начинается на гласный, хлопаете в ладоши. Если на согласный топаете ногами.
(Утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышь.)
А Мишка и Зайка вас проверяют.
5. Работа по учебнику (стр. 16)
-Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят». Придумайте предложения по схемам к иллюстрации.
-Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи – век учись»
VІ. Рефлексия
- Закройте глазки, вспомните, что мы делали сегодня на уроке?
Оцените свою работу. Если было интересно и все получилось поднимите зеленый кружок. Если возникли сомнения – желтый кружок. Если все было непонятным – красный кружок.
- Мы сегодня хорошо поработали. Мишка и Зайка еще к нам придут в гости на урок.