СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Звуки [р]  [р,], обозначение их буквами Р, р"

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 классе»

Пояснительная записка.

Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС «Начальная школа 21 века». Тема урока: «Звуки [р] и [р,], обозначение их буквой Рр».

Методической особенностью урока, является использование проблемного, частично – поискового метода. Важно то, что проблемный, частично – поисковый метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Самостоятельные и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. 
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. 
ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет ресурсы. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Урок с использованием презентации. Презентация состоит из 12 слайдов. Все слайды переключаются по щелчку. С 6 по 11 слайд – по щелчку открываем каждый элемент слайда.























Тема урока: «Звуки [р] и [р,], обозначение их буквой Рр».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи урока:

Предметные умения:

Читать по слогам и целыми словами;

выделять звуки из речи;

различать звуки

Метапредметные умения:

Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать текст

Личностные умения:

- выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений

Методы обучения:

-словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная работа

-парная

-индивидуальная

Средства обучения:

-у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, учебник «Букварь» 2 часть;

-у учащихся – учебник «Букварь», набор звуковых карточек 

Среда, редактор, в котором выполнен продукт: Текстовый редактор Word, ИКТ: Презентация PowerPoint 2007







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя

Регулятивные действия:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить.

Слайд 2

А, О, Н, М, У, Л

-На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные).

Слайд 3

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?



Сколько гласных букв?

Сколько гласных звуков?

Почему?




-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?





Гласные и согласные буквы.


-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. Бывают ударные и безударные.


-Десять.

-Шесть: [а],[о],[у],[ы],[э],[и].

- буквы я, е, ё, ю – йотированные, при произнесении дают два звука.

-Согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

Согласные бывают твёрдые, мягкие и звонкие, глухие)


Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: умение распознавать гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.


3.Выявление места и причины затруднения. Определение учебной задачи.

-Загадываю загадки, в ответе которых есть звуки [р] [р,]

Слайд 4

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».


За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
На небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная…



Сидит на грядке крепко
Оранжевая…

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».


Какой звук слышите в начале слов?

Какая тема урока?


Физминутка




Рыба.








Радуга



Репка



Речка


[ р ] [р,]


Знакомство с буквой Эр

Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные  УУД:

сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение

4.Построение выхода из затруднения.

1.Звуковой анализ слов «рысь», «речка».

-Отгадайте загадку:

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит.. (рысь)

Слайд 5

Чем отличается рысь от других представителей семейства кошачьих?


-Составьте звуко-буквенную модель слова «рысь». Слайд 6

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

Давайте определим, звонкий или глухой это звук?

Приложите пальчики на горлышко. Что вы чувствуете?


-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?


-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

Определите, звонкий или глухой звук?


Сколько звуков в этом слове?


Аналогично проводится анализ слова «речка». Слайд 7


Назовите первый звук в слове.

Какой это звук?


Как его обозначим на схеме?


Назовите второй звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?


Назовите третий звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?


Назовите четвёртый звук в слове.

Какой это звук?


Как его обозначим на схеме?


Назовите пятый звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?


- Какие звуки вы слышали в начале слов рысь и речка?


Какая гласная буква дала мягкую команду?

Какая гласная буква дала твёрдую команду?


- Все ли буквы нам знакомы в этих словах? Почему?

Какова цель нашего урока?




Какой буквой на письме будем обозначать звуки [р ] [р , ]


-Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр».

-Показываю букву. Слайд 8

-Давайте подумаем, на что похожа буква «эр»?


«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

В.Степанов слайд 9

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]

-У кого фамилия начинается на букву Р?

-Определите, твердый или мягкий это звук?








На ушах кисточки.

Дети выкладывают фишки и под каждым звуком букву, которая его обозначает.

-[ р]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.


Дрожь, значит это звонкий звук.



-[ы]

-Гласный, ударный, обозначим красной фишкой.

-[с,]

-Мягкий, согласный звук.

-Зелёной.

Глухой.



Три





[ р,]

- согласный, мягкий, звонкий.

Зелёной фишкой.


[ э ]

–гласный, ударный.

Красной фишкой.


[ ч, ]

- согласный, мягкий, глухой.

Зелёной фишкой.


[ к ]

- согласный, твёрдый, глухой.

Синей фишкой.


[ а ]

гласный, безударный.

Красной фишкой.



[ р ] [р, ]


Е



Ы



Нет.


Познакомиться с буквой Р и научиться читать слова с этой буквой.


Р (эр)






Дети предлагают свои варианты





Карина, Надир, Вероника, Кристина.


Раскалиев, Реброва.

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: самоопределение.



























































5.Первичное закрепление

Чтение слогов. Слайд 10

Прибежал веселый А, прочитали дети – ра.
Прибежал задорный О, прочитали дети – ро.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – ря.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ры.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ри.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – ру.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – рё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – рю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – рэ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ре.

ра – ро – ря – ры – ри

ру – рё – рю – рэ – ре


3. Чтение слов вслух. Букварь с. 66

Физминутка

- Игра "Поймай звук"

Ребята, я буду называть слова, а вы, если в слове услышите звуки

[ р ] [р, ] хлопаете в ладоши, если нет этих звуков топаете ножками.

Рак, книга, ручка, лодка, рука, яблоко, карандаш, редиска, школа

Составляют и читают слоги на экране.
























Дети читают слова.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.


6.Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Работа по учебнику. Работа в парах.

Составление слов по схеме. С.67

Слайд 11



Дети самостоятельно составляют слова, затем проверяем по слайду.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

7.Включение в систему знаний

Чтение предложений. С.67

Чтение текста читающими детьми и учителем.

С.Баруздин. Как Алёшке надоело учиться.



Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

8.Рефлексия

С какой буквой сегодня познакомились?

Какие звуки обозначает буква Р?

Что было интересного на уроке? Возникали ли затруднения?

Смогли ли вы их преодолеть?

Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Оцените свою работу при помощи смайликов.

Слайд 12

Дети поднимают смайлики и ведется устная характеристика работы каждого ученика.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:
- смыслообразование.









Используемая литература.

1.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Н.А. Касаткина. Волгоград.

2.http://zoo.rin.ru/cgi-bin/zoon…

3.http://borilla.ru/oboi/ryba_v_reke

4.baby.ru›blogs/post/58097483-273254















Приложение.1

Физминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак. Разжимают и кладут на пояс, читая при этом стихотворение:

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай – и на бочок,

Правой вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз,

Тук – тук, тук – тук, тук -тук!

Сделаем большущий круг!





Приложение 2. Презентация к уроку









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!