СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Гласный звук [э], буква Э,э

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Гласный звук [э], буква Э,э»

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Гласный звук [э], буквы Э, э.

Емельянова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №26", г. Калуги, 2023 г.

Цели:

- познакомить учащихся с гласным звуком [э], буквами Э, э;

- развивать речь, память, внимание, логическое мышление;

- формировать навыки чтения, умение рассуждать и слушать; работать с предложенным текстом;

- пополнять словарный запас учащихся;

- развивать межпредметные связи.

Оборудование:

- два домика: синий и зелёный для букв;

- фигурки девочек – гласных букв в красных платьях;

- снежинки с буквой Э;

- цветок здоровья;

- индивидуальные карточки разноуровневые;

- учебник «Азбука» (Горецкий) 2 часть.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде –

На уроках и в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Работа над пройденным материалом.

- Посмотрите и назовите буквы, которые здесь спрятались.

(дети называют буквы, а я прикрепляю магнитиками на доску эти буквы:

Ч, Т, И, Г.Ц.

- Какая буква здесь лишняя и почему?

_ Буква И, так она гласная, а остальные буквы – согласные).

_ Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука

(Я, Е, Ё, И.Ю).

_ А теперь назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука

(А, О, У, Ы).

3. Самоопределение к деятельности.

- Внимательно посмотрите на доску: здесь два домика – синий и зелёный.

- Как вы думаете, какие буквы живут в синем домике?

(Твёрдые согласные)

- А в зелёном домике?

(Мягкие согласные).

Послушайте внимательно сказку:

- Стоял ясный зимний день. Но к вечеру погода испортилась. Подул сильный ветер, пошёл снег, началась метель. Гласные буквы увидели домики и побежали к ним, но туда пускали только своих.

-Поставьте каждую букву около своего домика. Чтобы легче было справиться с этим заданием, вспомните, какие согласные бывают твёрдыми, а когда – мягкими.

(ученики получают фигурки девочек в красных платьях – гласных букв и по одному выходят к доске).

- Посмотрите, здесь осталось место ещё для одной гласной буквы, именно с ней мы сегодня и познакомимся.

4. Работа по новой теме:

- А теперь послушайте загадку и попробуйте её отгадать:

Живёт без тела, говорит без языка

Никто его не видит, но всякий слышит.

(Эхо)

- Правильно, это эхо.

Эхо – это отражение звука от предметов, отзвук

- А когда и где вы могли слышать эхо?

-Давайте разделим слово эхо на слоги.

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- Какой первый слог? (э)

- Какой второй слог? (хо)

- Сколько звуков в первом слоге? (один).

- Давайте протяжно произнесём звук [э] и определим, гласный — это звук или согласный.

— Это гласный звук, потому что он тянется, поётся и выдыхаемый воздух проходит через рот свободно)

- Слышали вы раньше этот звук?

(слышали в слоге-слиянии и обозначали буквой – е).

- Назовите второй слог (хо)

_ Сколько звуков в этом слоге? (два, они образуют слог-слияние).

- На какой слог падает ударение? (на 1 слог)

- Составим схему этого слова.

Игра «Узнай звук»

- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай звук».

- Если вы услышите в слове звук [э], то хлопаете в ладоши, а если его в слове нет, то сидите тихо.

Слова: поэт, юбка, эврика, ива, этот, стул, экватор, кубик, электричество.

- Итак, звук [э] в начале слова и после гласных обозначается гласной буквой Э, э

(показ на карточке).

- На что похожа буква э? Сейчас послушаем.

Буква Э на С дивится

Словно в зеркало глядится

Сходство есть наверняка,

Только нет вот языка.



Над лугами в синеве

Пролетает буква Э

Это ласточка весной

Возвращается домой.

- Из каких элементов состоит печатная заглавная буква Э?

(из большого полуовала и короткой палочки посередине).

Высота буквы – две клеточки.

- А строчная буква э?

(из маленького полуовала и короткой палочки в середине).

Высота буквы – одна клеточка.

Пальчиковая гимнастика

- Возьмите все простой карандаш и напечатайте 5 заглавных букв, а строчных на 2 меньше. Подчеркните по линейке самые красивые буквы.

- Сколько вы напечатали заглавных букв? (5)

- А сколько напечатали строчных букв? (3)

- Как узнали? (5-2=3).

- Сколько всего букв напечатали? (8).

- Как узнали? (5+3=8).

- Молодцы!

5. Физкультминутка

Ветер дул, дул, дул

И деревья все нагнул.

Деревья все качаются,

Качаются, качаются.

И волшебные снежинки

Полетели как пушинки.

- Как вы думает, какая буква напечатана на «волшебных» снежинках? (буква э).

- Давайте добавим снежинку с буквой э во все слова.

_то, _таж, _хо, _эскалатор, по_т, _скимо.

- Прочитайте получившиеся слова.

6. Закрепление. Работа по учебнику.

- Откройте учебник «Азбука» с. 56-57 и прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

Чтение детьми стихотворение.

а) жужжащее чтение

б) чтение по «цепочке»

в) чтение одним учеником.

- О каких строителях говорится в стихотворении?

- Как вы понимаете слово: «измазаться»? (испачкаться, загрязниться).

- Чем они могут испачкаться?

- Из чего дети построили домик?

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

- А теперь давайте рассмотрим рисунки на с. 56.

Люди всегда мечтали о том, что смогут из одного места в другое добираться быстро.

- Что им для этого помогало в сказках? (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы).

- Посмотрите, какое сказочное средство передвижения вы здесь видите? (ковёр-самолёт).

- Перечислите воздушные средства, созданные человеком, которые вы здесь видите.

  • Воздушный шар;

  • Дельтаплан (лёгкий безмоторный летательный аппарат с обтяжным каркасом, с подвесной системой и ручкой, за которую держится спортсмен).

  • Аэробус – двухпалубный самолёт для одновременной перевозки большого количества людей, их багаж, размещаемого самими пассажирами в багажных отсеках.

  • Самолёт.



На доске появляется картинка с изображением Икара

А теперь послушайте легенду «Как люди научились летать»

- А теперь закройте глаза и посмотрите на «Листок здоровья».

- Какие бы вы взяли цвета, чтобы нарисовать ясный зимний день?

- Прочитайте стихотворение о космических ракетах Якова Акима на с. 57.

Выразительное чтение.

- Что вы знаете о космических ракетах?

- Кто первым полетел в космос?

7. Самостоятельная работа. (по вариантам)

8. Рефлексия.

Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал(а)…………………….

- На уроке мне больше всего понравилось…….

_ Если вам было на уроке всё понятно и всё получалось, то покажите солнышко с улыбкой.

- А если вам было трудно и не всё получалось, то покажите солнышко без улыбки.

Молодцы! Спасибо за активную работу на уроке.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!