III. Работа над новой темой. 1) Работа в парах (на парту дается карточка со словами) - Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (СУП, ЖИРАФ, ПЛОВ) - Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (МАК, ЖУРНАЛ, МИР) – Исключите 1 слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. ( ЖИРАФ, так как в нём 2 слога, а в остальных по 3 слога. Линейка и фломастер - это учебные принадлежности. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали. – Какое слово можно исключить из второй группы? ( ЖУРНАЛ, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 1 слогу. Кубики и куколка – это игрушки. ЖУРНАЛ, так как начинается со звука (Ж), а остальные слова со звука (К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали. ПРОВЕРКА Оцените свою работу 2) - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. 3) Тема сегодняшнего урока – «Знакомство с новой буквой и звуком, который она обозначает» Цель: «Изучение новой буквы и звука, который она обозначает». - Какие учебные задачи нам надо выполнить, чтобы достичь цели урока? (слайд – план урока) Дать характеристику новым звукам, Познакомиться с новой буквой, Научиться читать слоги и слова с этой буквой. ФИЗМИНУТКА «ЗВЁЗДЫ» Играет музыка, по её остановке нужно быстро соединиться в созвездия по 3 звезды, по 5 звезд Даю задание, пока группы находятся у доски. Тихо, тихо, тихо По классу нашему пройдём. И у парты тихо, тихо Соберемся впятером. 4) Работа в группах (по 5 человек) Какую работу нам надо выполнить? (звукобуквенный анализ с помощью фишек) Звукобуквенный анализ слов ЖИРАФ и ЖУРНАЛ . Дети в группах составляют схему слова, дают подробную характеристику 1-ому звуку. Выбирают нужные карточки, характеризующие звук согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. 2 группы остаются у доски составлять модели, заменяя звуки на буквы, и характеристику слов: ЖИРАФ и ЖУРНАЛ. Остальные группы составляют на партах в команде, а потом сверяют свои схемы с доской (эксперты) и сигнализируют карточками, согласны или нет. Расскажите. согласный, твердый, звонкий. ПРОВЕРКА – Сравните звук [ж] в словах ЖИРАФ и ЖУРНАЛ. Он мягкий или твердый? ВЫВОД: звук [ж] – всегда твердый. Оцените свою работу 5) Подбор слов со звуком [ж], расположенным в начале слова, в середине и на конце. Соберем в корзинку слова со звуком Ж (по цепочке) 1 ряд – Ж стоит вначале слова, 2 ряд – Ж в середине слова, 3 ряд – Ж находится в конце слова. Оцените свою работу (слайд - план урока) - Какую учебную задачу выполнили? (дали характеристику новым звукам) 6) Знакомство с буквой Ж, ж Кто знает, как правильно называется новая буква? Как она выглядит? ФИЗМИНУТКА Покажите новую букву с помощью своего тела (пальчиков) Показ карточки с новыми печатными и письменными буквами Ж, ж . Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? – Замените фишки в схемах слов на букву ж. - Какое место займет на ленте букв новая буква. Приклеиваю на ленту букв новую букву Ж . (слайд - план урока) - Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с новой буквой) III. Первичное закрепление. Работа с учебником с.122 1) Чтение слогов с буквой Ж,ж в Букваре на стр.122 – Прочитайте слоги. – Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного. – Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? - Почему? (Звук [ж] – всегда твердый.) – Прочитайте слова по столбикам, по строчкам – Прочитайте слова-названия животных. (Жук, уж, жаба.) – Прочитайте слова-действия. (Последний столбик.) 2)На слайде записаны скороговорки. – Прочитаем скороговорки сначала медленно, потом быстрее. В живом уголке жили ежи да ужи. У Жоры – уж, у Розы – ёж. У ежа – ежата, у ужа – ужата. – Прочитайте про себя группу слов, данных в учебнике: ёж-ежи-ежонок-ежата. – Какие из них встретились в скороговорках? – Хором произнесите слово, которое не подчеркнули. (Ежонок.) – Сравните число звуков и букв в этом слове. (Букв – 6, а звуков – 7, так как буква е в начале слова обозначает два звука.) 3) Отгадайте загадки на стр.122. (Еж, снег.) – Что интересного в этих загадках? (В загадках есть одинаковые слова «лежали» – «лежал», «побежали» – «побежал». Но отгадки совершенно разные.) (слайд - план урока) - Какую учебную задачу выполнили? (чтение слогов и слов с новой буквой) Оцените свою работу IV. Включение в систему знаний и повторение. 1) Работа с текстом Чтение рассказа «Жаба и Жук». – Каким был Жук? А Жаба? 2) Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать». 1) Закрась те части рисунка, в которые вписана буква ж. (Жук.) 2) Прочитай рассказ, составь предложения. Подчеркни слоги с буквой ж. 3) Чтение рассказа Г. Юдина «Поэты». – Прочитайте последнее предложение. – Вы согласны, что мышонок Мыша много знает? Подтвердите свой ответ. Оцените свою работу VI. Итог урока. - Какая была тема? Цель? - Как вы считаете, мы достигли цели? - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какой звук обозначает эта буква? - Дайте характеристику звуку. Оцените свою работу |