№ этапа урока, название,
|
Цель этапа
|
Деятельность учителя
Методы, приемы, средства
|
Деятельность ученика
( форма работы)
|
1. Мотивация
|
Подготовить учащихся к работе на уроке
|
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки!
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?
Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.
|
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
- Тучка Солнышко собою закрывает.
-Да!
|
2.Актуализация знаний
|
Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся
|
- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.
- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.
– Проживает ли буква ш в ленте букв?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
.
Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.
|
Фронтальная работа
Читающий ребенок озвучивает задание для класса.
- В каждом слове встречается звук [ ш].
- Мы еще не заселяли эту букву.
Называют тему урока.
- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.
Дети сопоставляя тему урока формулируют самостоятельно цель урока.
|
3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
|
1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.
(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).
Наблюдение
- Подберите слова, в которых встречается звук
[ ш].
.
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором.
3.Физминутка с заданием
4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием букв, сточной и заглавной.
- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!
5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в тетрадях. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.
- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].
6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке
Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.
|
Работа в парах.
Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:
звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.
Варианты ответов детей:
- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.
Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают.
Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.
Работа в парах - взаимопроверка.
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
|
4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала
|
Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию
|
1.Работа по учебнику. Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.
- Сколько букв ш нашли в тексте?
- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?
Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.
- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?
2.Рассматривание иллюстраций в «Азбуке».
- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].
Значение каких слов вам не знакомо?
- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!
3. Физминутка
|
Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.
(8 букв)
- Назвать звук[ ш ].
Ответы детей.
Ответы детей.
- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.
|
5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
|
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
|
Работа с книгой
Чтение текста по-цепочке самостоятельное чтение.
Беседа по содержанию.
Выборочное чтение.
- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.
- Свой ответ подтвердите предложением из текста.
- Как вы понимаете слово кисти «горели»?
-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?
Распространение первого предложения.
Подбор заголовка. Пересказ.
|
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
- Речь идет об осени.
Читают 4 предложение.
- Краснели, алели, пылали.
-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.
|
6.Этап применения знаний и способов действий
|
1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
|
Индивидуальная работа по карточкам.
Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.
(Сколько из них сточных, заглавных?)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭ
|
Карточки у каждого ученика.
В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.
|
7.Этап подведения итогов урока
|
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
|
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- - Скажите, что нового узнали на уроке?
- - Чему научились?
- - Где вам новые знания пригодятся?
- - Какие задания были более интересными?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?
|
Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук
[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения
|
8.Этап рефлексии
|
Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации
|
- Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!
|
Выбирают портрет Солнышка
|