СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

    1-й  урок по теме.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: дидактическая сказка.

    Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

   Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

 

 

    Задачи урока:

Обучающие:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ]  из потока речи.
  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

 

    Развивающие:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
  2. Развитие памяти, мышления, внимания.
  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
  4. Развивать плавное послоговое  осознанное чтение с изученными буквами.

 

Воспитывающие:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
  2. Воспитание познавательного интереса.

 

    Оборудование:          предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

                              индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка.

 

    Литература:        Учебник «Азбука», Москва, «Просвещение», 2011 г.

                             Поурочные планы «Обучение грамоте (чтение)» О.Е. Жиренко, 1 класс, ВАКО, 2011 г.

                            Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина

 

 

 

№ этапа урока, название,

 

Цель этапа

Деятельность учителя

 Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

( форма работы)

1. Мотивация

Подготовить учащихся к работе на уроке

   

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

2.Актуализация знаний

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

 

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

– Проживает ли  буква ш в ленте букв?

 

 

 

 

– Сформулируйте тему нашего урока.

 

 

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

.

 

Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

 

Фронтальная работа

 

Читающий ребенок озвучивает задание для класса.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

 

 

 

- Мы еще не заселяли эту букву.

 

Называют тему урока.

-  Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

 

 

Дети сопоставляя тему урока формулируют самостоятельно цель урока.

 

 

3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики  воспроизведения изучаемого материала

 1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

 

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

 

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз  и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

 Вывод повторяют все хором.

 

 

3.Физминутка с заданием

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием  букв, сточной и заглавной.

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в тетрадях. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?  Верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

 звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.

 

 

 

Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают. 

 

 

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

1.Работа по учебнику. Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

 

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

2.Рассматривание иллюстраций в «Азбуке».

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

 

 Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

3.                                 Физминутка

Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.

 

 

(8 букв)

- Назвать звук[ ш ].

 

Ответы детей.

 

Ответы детей.

- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.

 

 

5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Чтение текста по-цепочке самостоятельное чтение.

 Беседа по содержанию.

 Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.

- Свой ответ подтвердите предложением из текста.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Распространение первого предложения.

Подбор заголовка. Пересказ.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

 

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

 

 

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

6.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Индивидуальная работа по карточкам.

        Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭ

 

 

 

Карточки у каждого ученика.

 

В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.

 

 

7.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся

  • Ребята, наш урок подходит к концу.
  •  - Скажите, что нового узнали на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Где вам новые знания пригодятся?
  • - Какие задания были более интересными?

               - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

 [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения

8.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации

  • Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

 

 

Выбирают портрет Солнышка

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!