СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме"Звуки [д], [д']. Буквы Д, д".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип УЗ: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.

Цели:

1.Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д;

2.Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;

3.Развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Задачи урока.

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквой Д, читать слова с этой буквой. 2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения. 3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи. 4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме"Звуки [д], [д']. Буквы Д, д".»

Урок обучения грамоте

1 класс (1 - 4)


Тип УЗ: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.

Цели:

    1. Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д;

    2. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;

    3. Развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.



Задачи урока.

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквой Д, читать слова с этой буквой.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся



Оборудование: доска, учебник «Азбука» и электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, проектор, компьютер, интерактивная доска, слоговая таблица, звуковые схемы, запись звуков дятла в лесу, дидактический материал.


Место урока в изучении темы (блока): 27 урок в разделе «Страна АБВГДейка»





















Конспект урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Этап 1.

Организационный момент 2мин.

Цель этапа (учителя):

Психологическая установка на работу

Цель этапа (ученика):

Настроиться на работу

– Давайте настроимся на урок, пожелаем друг другу успехов. Мы продолжаем путешествие по Стране АБВГДейка. Скажите, что нам пригодится в путешествии?



Отправляемся.

Учащиеся берутся за руки, образуя круг.

Ответы учащихся (Знания, терпение, дружба, желание узнать новое…)


Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные,мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Этап 2

Актуализация опорных знаний. 2мин.

Цель этапа (учителя):

Организовать внимание и внутреннюю готовность;

установить правильность и осознанность учащимися полученных знаний;

быстро включить учащихся в деловой стиль.

Цель этапа (ученика):

Вспомнить изученный материал;

проверить, правильно ли усвоен материал;

быстро включиться в работу.


  • Расскажите:

-На какие 2 группы делятся все звуки?


-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?

  • Артикуляционная гимнастика.

Игра «Молчанка».

Покажите, как мы готовимся прочитать слог с гласными: (учитель показывает гласные на ромашке гласных, дети без звука показывают губами)

  • Игра «Топотушки». Посмотрим, умеете ли вы слышать и отличать гласные от согласных (учитель называет разные звуки, учащиеся должны хлопать, услышав гласный звук, топать, услышав согласный).


Ответы учащихся:

(Гласные и согласные).

(Ударные и безударные).


(Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).


Этап 3

Работа над новым материалом 10мин.

Цель этапа: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Цель этапа: (ученика) провести исследование новой буквы.

-О какой букве идёт речь в загадке? Соглашаешься когда,

С нею ставишь букву «а»,

А когда поставишь «о» ты,

Получаешь просто ноту!

(Д)

 

Кто догадался, с какой буквой мы будем знакомиться на уроке?

(Знакомство  с буквой Д)

Что вы хотите узнать про букву Д?

Какую цель мы поставим себе на уроке с буквой Д)?

  • –Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука  воздух встречает преграду.)

  • -Давайте выясним, какие звуки слышатся в словах. Игра «Поймай звук». Если вы услышите [д]-встают мальчики, если [д,]-

встают девочки. Делло, домино, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка.

Какие звуки мы услышали в словах?

Какой буквой мы обозначим звуки [д]- [д,].

Что ещё устанавливаем у согласных звуков?

(звонкий или глухой).

Как мы можем это выяснить?

Какой же это звук?

(Работа на интерактивной доске)

Слайд 1.

-Рассмотрите рисунки, найдите слова,  при  произношении которых вы слышите звук [д].

(Дети выходят к интерактивной  доске, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д).


- Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать)

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].

Слайд 2.

-Определите, где находится звук в слове?

– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

Как можно узнать, звонкий или глухой согласный?



Слайд 3.

-Составим схемы слов (звезда, помидор, диван,девочка)


-Давайте повторим всё, что мы узнали про новую букву.

   







Учащиеся ставят цель на урок:

Познакомиться с буквой Д, узнать, эта буква обозначает звук гласный или согласный, звонкий или глухой, обозначает ли она твёрдый или мягкий согласный, научиться читать слоги и слова с буквой Д.

(вместе с ответом детей на доске открывается план урока, изображённый знаками)













-Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.




- Буква Д обозначает звонкий согласный звук, твёрдый [д] и мягкий [д,].


Этап 4. Физкультминутка. 2мин.

Цель этапа: предупреждение утомления и переутомления.

Цель этапа: (ученика) отдохнуть.

Этап 5. Закрепление. 10мин.

Цель этапа: Формирование навыков чтения путём выполнения упражнений.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. 


Цель этапа: (ученика)научиться читать слоги, слова с изученной буквой.

1.Работа по учебнику с.11-12.

-Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились?


2. Дифференцированная работа. Работаем в парах. Прочитайте друг другу каждый своё задание. Приготовьтесь ответить на вопросы.

Команде Вани: прочитать рассказ, подумать, как озаглавить текст, почему?

Команде Ани: чтение слогов, слов.

Далее идёт обсуждение и работа с текстом «Дубок»: чтение, озаглавливание текста, работа с лексическим значением слова дубок.



3. Работа по запоминанию зрительного образа буквы Д, д.

Найти и вычеркнуть все буквы Д. Сколько букв вы нашли.


4. А теперь встаньте и попробуйте парами изобразить букву, с которой мы сегодня познакомились.


Учитель:                                                                      

Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг.



  1. Фронтальная работа с классом.


  1. Команда Ани (не читающие учащиеся) начинают читать слоги и слова;

Команда Вани (читающие дети) работают с текстом.



  1. Дети работают на заранее выданных листочках с подготовленным заданием.


  1. Ребята в парах пытаются смоделировать букву Д.

Этап 6. Защита проекта. 3мин.

Цель этапа: вызвать интерес к учению;

Формировать читательскую активность;

Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Цель этапа: (ученика) учиться готовить проекты;

Получить новые знания из проектов одноклассников.

Сегодня на уроке у нас гость. Послушайте. (звуки: дятел в лесу). Он очень хочет с вами познакомиться.

Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.

А что вы знает про дятла?

Как вы думаете, где можно найти такие интересные сведения про дятла? (интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя).

Что мы должны знать и уметь, чтобы подготовить самостоятельно такой проект?

(должны хорошо читать, научиться работать с текстом)





Ответы детей, а потом слушаем про дятла подготовленный проект.


(интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя).


(должны хорошо читать, научиться работать с текстом)



Этап 7. Подведение итога урока. 2мин.

Цель этапа: обобщение материала, развитие памяти.

Цель этапа: (ученика) повторить и запомнить всё, о чём говорили на уроке.

-С какой буквой мы познакомились на уроке?

Удалось ли нам открыть тайны буквы Д?

Расскажите, какой звук обозначает буква Д.

- Давайте попробуем найти новую букву в хорошо знакомых словах.

В названии каких месяцев встречается Д?(декабрь)

В названии каких дней недели встречается Д?(понедельник, среда)

В названии каких чисел встречается Д?(1,2,9,10,11,12,13…)

                                                       

Учащиеся отвечают.

Этап 8. Рефлексия. 1 мин.

Цель этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Цель этапа: (ученика) дать оценку своей работе, проанализировать, всё ли получилось, на что нужно обратить внимание.

- Продолжите предложение, чем дольше мы путешествуем по страницам наших книг…


-Покажите мне своё настроение. Расскажите, что понравилось на уроке, кто нас особенно порадовал.

Что не получилось? У кого были затруднения на каком то этапе урока?

- Всем спасибо за дружную работу.

Предполагаемые ответы:

  • Тем больше нового узнаём,

  • Тем интереснее. И т.д.

  • Больше хочется узнать и т.д.