1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквой Д, читать слова с этой буквой.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Организационный момент 2мин. |
Цель этапа (учителя): Психологическая установка на работу | Цель этапа (ученика): Настроиться на работу |
– Давайте настроимся на урок, пожелаем друг другу успехов. Мы продолжаем путешествие по Стране АБВГДейка. Скажите, что нам пригодится в путешествии? Отправляемся. | Учащиеся берутся за руки, образуя круг. Ответы учащихся (Знания, терпение, дружба, желание узнать новое…) Мы умные, мы дружные Мы - внимательные,мы - старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! |
Этап 2 Актуализация опорных знаний. 2мин. |
Цель этапа (учителя): Организовать внимание и внутреннюю готовность; установить правильность и осознанность учащимися полученных знаний; быстро включить учащихся в деловой стиль. | Цель этапа (ученика): Вспомнить изученный материал; проверить, правильно ли усвоен материал; быстро включиться в работу. |
-На какие 2 группы делятся все звуки? -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? Игра «Молчанка». Покажите, как мы готовимся прочитать слог с гласными: (учитель показывает гласные на ромашке гласных, дети без звука показывают губами) Игра «Топотушки». Посмотрим, умеете ли вы слышать и отличать гласные от согласных (учитель называет разные звуки, учащиеся должны хлопать, услышав гласный звук, топать, услышав согласный). | Ответы учащихся: (Гласные и согласные). (Ударные и безударные). (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие). |
Этап 3 Работа над новым материалом 10мин. |
Цель этапа: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. | Цель этапа: (ученика) провести исследование новой буквы. |
-О какой букве идёт речь в загадке? Соглашаешься когда, С нею ставишь букву «а», А когда поставишь «о» ты, Получаешь просто ноту! (Д) Кто догадался, с какой буквой мы будем знакомиться на уроке? (Знакомство с буквой Д) Что вы хотите узнать про букву Д? Какую цель мы поставим себе на уроке с буквой Д)? –Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.) -Давайте выясним, какие звуки слышатся в словах. Игра «Поймай звук». Если вы услышите [д]-встают мальчики, если [д,]- встают девочки. Делло, домино, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка. Какие звуки мы услышали в словах? Какой буквой мы обозначим звуки [д]- [д,]. Что ещё устанавливаем у согласных звуков? (звонкий или глухой). Как мы можем это выяснить? Какой же это звук? (Работа на интерактивной доске) Слайд 1. -Рассмотрите рисунки, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д]. (Дети выходят к интерактивной доске, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д). - Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать) – Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. Слайд 2. -Определите, где находится звук в слове? – Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.) Как можно узнать, звонкий или глухой согласный? Слайд 3. -Составим схемы слов (звезда, помидор, диван,девочка) -Давайте повторим всё, что мы узнали про новую букву. | Учащиеся ставят цель на урок: Познакомиться с буквой Д, узнать, эта буква обозначает звук гласный или согласный, звонкий или глухой, обозначает ли она твёрдый или мягкий согласный, научиться читать слоги и слова с буквой Д. (вместе с ответом детей на доске открывается план урока, изображённый знаками) -Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий. - Буква Д обозначает звонкий согласный звук, твёрдый [д] и мягкий [д,]. |
Этап 4. Физкультминутка. 2мин. |
Цель этапа: предупреждение утомления и переутомления. | Цель этапа: (ученика) отдохнуть. |
Этап 5. Закрепление. 10мин. |
Цель этапа: Формирование навыков чтения путём выполнения упражнений. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. | Цель этапа: (ученика)научиться читать слоги, слова с изученной буквой. |
1.Работа по учебнику с.11-12. -Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? 2. Дифференцированная работа. Работаем в парах. Прочитайте друг другу каждый своё задание. Приготовьтесь ответить на вопросы. Команде Вани: прочитать рассказ, подумать, как озаглавить текст, почему? Команде Ани: чтение слогов, слов. Далее идёт обсуждение и работа с текстом «Дубок»: чтение, озаглавливание текста, работа с лексическим значением слова дубок. 3. Работа по запоминанию зрительного образа буквы Д, д. Найти и вычеркнуть все буквы Д. Сколько букв вы нашли. 4. А теперь встаньте и попробуйте парами изобразить букву, с которой мы сегодня познакомились. Учитель: Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг. | Фронтальная работа с классом. Команда Ани (не читающие учащиеся) начинают читать слоги и слова; Команда Вани (читающие дети) работают с текстом. Дети работают на заранее выданных листочках с подготовленным заданием. Ребята в парах пытаются смоделировать букву Д. |
Этап 6. Защита проекта. 3мин. |
Цель этапа: вызвать интерес к учению; Формировать читательскую активность; Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала. | Цель этапа: (ученика) учиться готовить проекты; Получить новые знания из проектов одноклассников. |
Сегодня на уроке у нас гость. Послушайте. (звуки: дятел в лесу). Он очень хочет с вами познакомиться. Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом. А что вы знает про дятла? Как вы думаете, где можно найти такие интересные сведения про дятла? (интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя). Что мы должны знать и уметь, чтобы подготовить самостоятельно такой проект? (должны хорошо читать, научиться работать с текстом) | Ответы детей, а потом слушаем про дятла подготовленный проект. (интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя). (должны хорошо читать, научиться работать с текстом) |
Этап 7. Подведение итога урока. 2мин. |
Цель этапа: обобщение материала, развитие памяти. | Цель этапа: (ученика) повторить и запомнить всё, о чём говорили на уроке. |
-С какой буквой мы познакомились на уроке? Удалось ли нам открыть тайны буквы Д? Расскажите, какой звук обозначает буква Д. - Давайте попробуем найти новую букву в хорошо знакомых словах. В названии каких месяцев встречается Д?(декабрь) В названии каких дней недели встречается Д?(понедельник, среда) В названии каких чисел встречается Д?(1,2,9,10,11,12,13…) | Учащиеся отвечают. |
Этап 8. Рефлексия. 1 мин. |
Цель этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Цель этапа: (ученика) дать оценку своей работе, проанализировать, всё ли получилось, на что нужно обратить внимание. |
- Продолжите предложение, чем дольше мы путешествуем по страницам наших книг… -Покажите мне своё настроение. Расскажите, что понравилось на уроке, кто нас особенно порадовал. Что не получилось? У кого были затруднения на каком то этапе урока? - Всем спасибо за дружную работу. | Предполагаемые ответы: Тем больше нового узнаём, Тем интереснее. И т.д. Больше хочется узнать и т.д. |
|