УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (ЧТЕНИЯ) В 1 КЛАССЕ
(по программе «Школа России»).
ТЕМА: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Планируемые результаты:
Предметные:
распознают на слух звуки [р],[р'], обозначают их на письме буквами Р,р; находят буквы в словах и предложениях;
характеризуют звуки [р],[р']; прописывают буквы Р в «Прописи»;
составляют рассказ по вопросам/опорным словам;
совершенствуют диалогическую форму устной речи в ходе дискуссии и монологическую в ходе пересказа сказок.
Личностные:
осваивают социальную роль обучающегося, развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения;
приводят примеры справедливого поведения из личного опыта, оценивают поведение героев «Сказки о рыбаке и рыбке».
Тип урока: изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, мультимедийный экран, компьютер, карточки с буквой «Р», счётные палочки, конверты со схемами.
1. Организационный момент
- Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», конверты со схемами, счётные палочки.
2. Актуализация знаний.
Учитель. – Прослушайте стихотворение Н. Тимчака.
У Олесика всегда
С буквой “эр” была беда.
Скажет “рак”-
Выходит “лак”
Вместо “рожь”-
Выходит… (ложь).
Учитель. – Какой звук не выговаривал Олесик?
Дети.– (Олесик не выговаривал звук [р]).
3. Постановка учебной задачи.
Учитель. – Как вы думаете, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся?
Ответ учеников.
Учитель. – На уроке мы с вами научимся не только произносить этот звук, но и читать слова с буквой Р.
4. Формулирование темы урока
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
- Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «р».
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
5. Постановка цели и задач урока учащимися
1)Познакомиться с новой буквой.
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
6. Работа над новым материалом
1) Работа с алфавитом
- Давайте посмотрим на алфавит и постараемся найти эту букву.
Между какими буквами она находится в алфавите?
2) Конструирование буквы Р.
- Сложите эту букву из счетных палочек
3) Выделение первых звуков из слов забор и дверь
Вывод: эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласной буквой ЭР.
4) Работа в группах
- Найдите на картинке с. 64 слова со звуками [р], [р’] (слайд)
5) Работа в парах со схемами
6) Чтение слогов в учебнике «Азбука» (с.65).
- А сейчас, давайте попробуем прочитать слоги в Азбуке.
- Кто хочет прочитать в парах громко?
- Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?
Звук [р] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко.
- Давайте сделаем вывод: звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли?
- Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой?
- Как это можно сделать?
- Слышим звук своего голоса?
Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный).
Физкультминутка
7) Чтение слов, предложений по учебнику
Чтение слов в столбиках за ведущим: рана, ранка, тронул, уколол
Чтение текста «Кактус» учителем.
Ответить на вопросы после текста.
- Сколько предложений в тесте? Почему вы так решили?
Чтение предложений детьми.
Беседа по уходу за кактусами
7. Беседа по развитию речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64-65)
- Что изображено на рисунке?
( Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро)
- Кого вы видите на рисунке?
( Деда, старуху, золотую рыбку).
- Какое явление природы изображено на рисунке?
(Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).
- Какие ещё явления природы вы знаете?
- Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (демонстрация портрета А.С. Пушкина)
- Послушайте отрывок и найдите слова с новой буквой (чтение хорошо читающим учеником).
( Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу).
А кто знает, чем закончилась сказка?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта?
- Как вы поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"?
(Старуха жадная, злая, Жадность – плохое чувство).
-Назовите слово с противоположным значением.
(Жадность – щедрость).
8. Рефлексия учебной деятельности
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
– С какой буквой познакомились?
– Всем ли было легко?
– Какие трудности испытывали?
– Надо ли ещё потренироваться?
– Понравился ли вам урок?