Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема урока: « Буквы Ц,ц , обозначающие согласный твердый звук [ц]» .Программа: «Школа России».
Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука. М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- познакомить учащихся со звуком [ц] и буквами Цц, продолжить работу по формированию фонетического слуха, научить читать слова с новой буквой, развивать технику чтения, продолжать работу над дикцией учащихся;
- развивать внимание, память, мышление, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;
- прививать любовь к чтению.
Ход урока:
I. Включение в учебную деятельность
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаем всем вам!
-На уроках наши глазки внимательно смотрят (и всё видят)
-На уроках наши ушки внимательно слушают(и всё слышат)
-На уроках наша головка хорошо думает (и всё запоминает)
Звучит музыка « Цирк»
II Постановка целей и определение темы урока
Я приглашаю вас сегодня на цирковое представление.
Слайд № 1
- Что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк? (купить билеты)
ПРАВИЛА
Во время представления нельзя громко разговаривать, вскакивать с места.
Во время перерыва нужно гулять спокойно, не бегать, не толкаться, не кричать.
Вести себя так ,чтобы никому не причинять неприятности.
Сегодня все, купив билет мы побываем в цирке.
Медведь ведет мотоциклет, а цапли пассажирки.
Вот двое братьев-медвежат цепочку натянули,
И обезьяна-акробат качается на стуле.
Буква «Пэ» пустилась в пляс
И плясала целый час.
Буква «Пэ» домой вернулась,
Раз- два- три! Перевернулась,
Прыг да скок на табурет
Где она? Была и нет!
Превратилась в букву «ЦЭ»
Ножкой маленькой в конце.
III. Актуализация знаний.
- Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить…. заплатить своими знаниями об изученных буквах.
Слайд №2
Чем отличаются звуки и буквы?
На какие 2 группы делятся буквы алфавита?
А,О,У,Ы – что знаете об этих гласных?
Я,Е,Ё,И,Ю – что скажете об этих гласных?
Я,Е,Ё,Ю – что это за гласные?
Ш, Ж – что скажете об этих буквах?
Ч Й- что скажете об этих буквах?
Ь – что знаете об этой букве?
(Отвечая на вопросы, дети получают «билеты в цирк»)
- Прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно соблюдать любому зрителю:(читает ученик)
Во время представления нельзя громко разговаривать, вскакивать с места;
во время перерыва нужно гулять спокойно, не бегать, не толкаться, не кричать;
вести себя так, чтобы никому не причинять неприятности.
IV. Работа по теме урока.
- Звенит звонок, занавес открывается, представление начинается!
Слайд № 3
(появляется КЛОУН (игрушка))
КЛОУН: - Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление начну я представление!!!
- Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна? Как вы думаете, почему у него такое имя?
- Клоун Цыц очень любит издавать глухой свистящий звук, т.е «цыкать», поэтому его так прозвали.
- Какой звук повторяется в имени клоуна?
Какая буква будет самым главной артисткой в цирке?
Сегодня все, купив билет мы побываем в цирке.
Медведь ведет мотоциклет, а цапли пассажирки.
Вот двое братьев-медвежат цепочку натянули,
И обезьяна-акробат качается на стуле.
Цели урока:
Что вы хотите узнать о новой букве?
На доске слова помошники:
Читать, узнавать, пересказывать, рассуждать
Произнесите это звук еще раз, охарактеризуйте его.
(Звук [ц] – согласный, глухой и всегда, твердый, как [ж] [ш], ).
Игра на экране с буквой Ц
Вывод:
КЛОУН: - Сегодня! Сегодня! Сегодня!
В цирковом представлении принимают участие только дрессированные животные.
Слайд № 4,5
- Я подскажу: только те животные, в названии которых есть звук [ц]. (Дети называет животных, дети аплодисментами приветствуют артистов). Это … (куница, гусеница, цыпленок, лисица, медведица, волк, заяц, лошадь)
- Цирковые артисты – животные пригласили вас, чтобы познакомить с буквой, которая живет в ЦИРКЕ.
2.Знакомство с буквой
__Печатание буквы Цц
- На что похожа буква Ц?
Буква «Пэ» пустилась в пляс
И плясала целый час.
Буква «Пэ» домой вернулась,
Раз- два- три! Перевернулась,
Прыг да скок на табурет
Где она? Была и нет!
Превратилась в букву «ЦЭ»
Ножкой маленькой в конце
О букве Ц расскажет стих .
(ученик читает стишок)
Как мы произносим звук [ц] во всех слогах? Прочитаем слоги.
КЛОУН: - Я предлагаю вам поиграть. «Игра с мячом»: я называю первый слог, а вы заканчивайте слово с буквой Ц:
Цап..(ля), цве..(ты), цып…(ленок), коль… (цо), за …(яц), пти…(ца), молод..(цы).
V. Физ.минутка.
АНТРАКТ – краткий перерыв между отделениями (т.е частями) концерта или циркового представления.
Раз, два, три, четыре — Руки в стороны и с силой к
Буду всех сильнее в мире, плечам.
Буду в цирке выступать. Изобразить движения клоу-
Бегемота поднимать. на, бегемота, обезьянки и др.
VI Продолжение работы по теме урока
3.Формирование навыка чтения
Следующий артист - ЦЫПЛЕНОК предлагает вам прочитать рассказ.
Азбука С.50 (4 предложение, разбор, схема)
Чтение с доски : три, стир, ску, гла, дий, ский,
Гастролёр
Канатоходец
Жонглёр
Азбука с. 52
-Чему обучили медведя?
А черепаху?
Что умел слон?
4.Работа парами
КЛОУН
Я приготовил задание для друзей (листочки 1 ,2 вариант)
1. Прочитай слоги, составь слова с соседом по парте
ция
цы
цо
ля
це
цо
2. .Прочитай текст с соседом по парте
Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шел туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Аленке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, все увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк.(« Девочка на шаре» Драгунский В. Ю. )
КЛОУН Цыц:
- Наше представление заканчивается. Аплодисменты артистам цирка и «До новых встреч!!!» - Слайд № 7
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- А вы поняли, почему буква Ц «живет» в цирке?
- Чем вам запомнился наш поход в цирк?
- Чем полезен был урок для вас?
- Я думаю, что аплодисменты сегодня заслужили не только животные - артисты, но и вы – зрители. Сегодня мне помогали …., я благодарю за работу на уроке ……, молодцы сегодня ……. Аплодисменты всем вам!!!
-Оцени себя (цветопись)