2. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Этап подведения итогов урока
Этап рефлексии | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Работа со звуком и его опознавательными признаками. Произнесем звук [Ш] и послушаем, есть преграда при произнесении звука? Правильно. При произношении звука воздух выходит встречая преграду. Значит это какой звук? При произношении звук не поется, шипит. Как этот звук можно назвать? Да его называют шипящим. Раз он согласный звук, что мы можем про него еще узнать? Как решить эту проблему? Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий, а если дрожи нет –глухой. Вывод: Какой же это звук? - Звуковичок нам подкинул еще одну проблему. - Бывает ли звук [ш] твёрдым или мягким? Как узнать, как решить эту проблему? 1. Определение места звука в словах. - Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах? 1 группа - выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук - шуруп, шофер 2 группа – в середине слова – ушки, крыша 3 группа - выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук - шкаф, шмель –Назовите одинаковый звук в этих словах. Как он произноситься во всех словах? -Ребята Шапокляк мне шепчет, что звук [ш] произносится мягко. А может быть и правда, в других словах этот звук произносится мягко? Давайте произнесем в словах звук [ш] мягко: Шуба, шапка, шляпа, шар, Шли однажды на базар. _- Получается звук произнести мягко? - К какому выводу пришли? Вывод: звук [ш] всегда твердый - Чтобы больше не путать звук [ш] с другими звуками поучимся его распознавать среди других звуков. 2. Познавательная игра. Распознавание заданного звука среди других звуков. - Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1 ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2 ряд выполняет прыжки, на конце слова - 3 ряд. Шуршит,шпага,шалун,шалаш,тушили,рубашка,камыш,мышь,малышкарандаш. Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, стужа, башня, басня, шнурок, шелк, миска, свист, штраф, паштет, лыжи, мишка, жила, шила. Подведем итог. А) У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт звука[ ш] (слайд 3) Фамилия: Согласный Имя: [ ш ] Отчество: глухой Характер: Твердый Родители: шум Б) Тест. Буква Ш обозначает гласный звук. Звук Ш глухой. Звук Ш всегда мягкий. Звук Ш согласный. Звук Ш всегда твердый. | Путешествие продолжается и нам пора перейти через речку. Надо построить звуковые мостики. Каждый ряд составит звуковую дорожку слова. Но не забывайте, чтобы составить дорожку надо правильно назвать каждый звук в слове, определить какой он гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий и выбрать камешек нужного цвета. Затем пройти по камешкам коротко и правильно, называя каждый звук в слове. Тот, ряд который правильно составит звуковую дорожку, сможет перейти через речку и продолжить наше путешествие. 3. Звуковой анализ слов. 1 ряд – шуба 2 ряд – шапка 3 ряд – шарф самопроверка (слайд 4) Молодцы! С каждого ряда ученик прикрепляет свои «мостики» через речку. 4. Звуко-буквенный анализ слова «шарик» Речку мы перешли и оказались с вами на полянке. А на этой поляне так много картинок: шарик, шляпа, лягушка, шорты. Назовите изображенные предметы.
- Что общего есть в словах, называющие эти предметы? -Посмотрите ещё раз на картинки и найдите лишнюю. -Отгадайте загадку, отгадку найдите среди данных картинок. Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал. Сделаем звуковой анализ слова “шарик” (в тетради) План звуко-буквенного анализа слова: (слайд 5) Назвать слово, с которым работаем. Разделить слово на слоги. Определить ударный слог (для этого слово произносим и слушаем: какой слог произносится более протяжно и громче, тот и ударный). Произносим первый слог и даём характеристику каждому звуку этого слога. Произносим второй слог и даём характеристику каждому звуку этого слога. Обозначьте звуки буквами. Знакомство с новой буквой. Обозначим звуки в слове “шарик” буквами. - Что необходимо сделать, чтобы вы смогли напечатать это слово? Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в гости к букве. Но настала ночь и мы немного отдохнем. Посмотрим на небо. ФИЗМИНУТКА для глаз. - Какой интересный дом. ( слайд 6) Рассмотрите буквы на одной из стен дома. ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам. - Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой шa. -А чтобы прочитать букву шa, нужно просто назвать звук [ ш ]. 1. Анализ буквы. (слайд 7) На доске записаны две буквы Ш. Одна заглавная, другая маленькая. Почему звук один, а буквы две? - Ребята, а вы догадались, какая буква в домике живет? С чем можно сравнить образ буквы ша? Тут все стены расписные. Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев) (слайд 8) Найдите глазками в классе буквы ша. Кто найдёт – встанет (буквы находятся на стендах, плакатах и т.д.) Заглянем в одну из комнат этого дома и попадем в мастерскую Гнома. - Ну а теперь вы (и Шапокляк с нами ) сконструируйте букву Ш на бумаге. Чтение слогов с новой буквой. Отработка навыка слогового анализа и синтеза слов. Мы прощаемся с жителями этого дома и отправляемся дальше. Хорошо- то как! На синем небе проплывают облака и на них что-то написано. 1.Чтение слогов разным темпом (написанные слоги перевернуты) Ши, шу, ша, шо, ше (быстро и громко, медленно и шепотом). (Слайд 9) 2. Отыщите в слоговой таблице заданный слог. (Слайд 10) 3. Найдите заданный слог среди других слогов. (Слайд 11) Ши/ шашушишошешишашоши Работа со словом. Дидактические игры. Продолжим наше путешествие. Перед нами футбольное поле. Проведем разминку. (физминутка для глаз). (Слайд 12) - Поиграем в необычный слоговой футбол необычный. Надо забить мячом гол в ворота и у вас получаться новые слова. (Составляют из слогов слова) (Слайд 13) Вдруг начался дождь. Из каждого облака, как капельки дождя, упали буквы. Составь из них слова. (пушка, пшено) (Слайд 14) - А вот буквы попали в сети к пауку. Чтобы их выручить, надо собрать в слово (мошка) ( Слайд 15) Двигаясь дальше по тропинке, мы видим озеро. Кто же тут живет? Это дом Мудрого Гнома. (Слайд 16) Игра «Слово в слове». Слайд 17 В этой игре нужно в слове найти другое слово. Тушили-шили, шутка-утка, шесть-есть. Далее гном «говорит» детям «Здорово!» ( все слова прочитываем, работаем над значением трудных слов) Игра «Найди спрятанное слово». Слайд 18 В данной игре ребята, просматривая буквенный материал, отыскивают «спрятанные» слова: кошка, мышь, мишка. Как назвать одним словом эти слова? Появляется «оценка» гнома работы детей: «Молодцы» Игра «Кот-шутник». слайд 19 На данном слайде две игры. Учителем сообщается игровая ситуация: «У гнома есть котик, который любит пошутить, пряча буквы. В результате этого получаются новые слова» В первой игре: «Угадай, какое слово получилось? Убери одну букву». Сушки-ушки, штопор-топор, шарф-шар. Вторая игра: «Угадай, какое слово было? Добавь одну букву». Шина-машина. - Сколько вместе с Шапокляк в нашем путешествии мы узнали интересного. Вот мы добрались до школы. Найдем нашу умную книгу «Словарь» и прочитаем Шапокляк про ее имя. ( Большой Энциклопедический словарь - ШАПОКЛЯК - "шляпа-хлопок", складная шляпа-цилиндр на пружинах. Толковый словарь Ушакова - шапокляка - складная шляпа-цилиндр на пружинах. Викисловарь - 1. мужской головной убор, складная шляпа-цилиндр на пружинах. 2. молодые щеголи, посещали оперу в шапокляках.) . (Слайд 20, 21) —Так вот почему Шапокляк любит носить такие шляпки, она еще и модница. Но чудо случилось со старухой Шапокляк. слайд 22. Ей понравилось наше путешествие и она стала красивой. И даже подарки принесла. С нами она стала умнее и добрее, ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках. На следующем уроке мы почитаем с предложения с буквой [ш]. Думаю, что в конце урока Шапокляк можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку: Красный, гладкий как арбуз, Цвет любой на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, улетит за облака. -Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим? -Чтобы вы пожелали бы ей на прощанье? -Над какой темой мы работали? Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Над чем ещё надо поработать? Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил? -Встаньте, кто может в слове выделить звук [ш]. – Встаньте, кто запомнил как выглядят буквы Ш, ш. – Встаньте, кто научился читать слоги с этой буквой. – Встаньте, кто научился читать слова с новой буквой/ Завершается урок. Он пошел ребятам впрок? да. Постарались все понять? Да. Учились тайны открывать? да. Ответы полные давали? ( не всегда). На уроке не зевали? нет. Все сумели? Да. Все смогли? да. Мы сегодня ….(молодцы) | Фронтальная работа Произносят звук, делают выводы. Согласный, т.к. при произношении данного звука, воздух выходит, встречая преграды; шипящий т.к. слышится свист и шипение звонкий или глухой практическим путем: положить руку на горло и произнести звук. Делают вывод: звук глухой
звук надо произнести
Работа в группах. Дети по группам выбирают картинки. Проговаривают: в слове шуруп – звук ш стоит на первом месте и т.д Дети произносят все слова интонировано выделяют звук.
ш Твердо
варианты ответов
нет Вывод: звук [ш] всегда твердый
Учащиеся встают , приседают, хлопают если услышат звук [ш]
Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.
Дети проговаривают: согласный, глухой, твердый, шум
Детям раздаются листочки бумаги. Проговариваются высказывания. Если согласен с высказыванием ставят знак +, если не согласны с высказыванием ставят знак.- Самопроверка.
Работа по группам . На отдельных листочках выполняют звуковой анализ слов и крепят свои «мостики» на речку.
Учащиеся проговаривают название предметов. звук [ш] лишняя картинка с изображением лягушки
называют отгадку «шарик»
составляют звуко-буквенный анализ слова, опираясь на схему. Ученик у доски.
мы не можем, т.к. не знаем буквы, которая обозначает первый звук – звук [ш].) познакомиться с буквой, которая обозначает звук [ш].
- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали.
с заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы. Мы попали в гости к букве «ша»
Варианты ответов детей: - На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.
каждому ученику выдается бархатная бумага и шерстяная нитка, ребята на бархатной бумаге составляют букву Ш, рассуждая из скольких элементов состоит буква
Дети прочитывают слоги быстро и громко, шепотом. В слоговой таблице отыскать и показать слог ша, шо, ше. Найти слог –ши-
Индивидуально-дифференцированная работа: Не читающие ребята находят новую букву в наложенных друг на друга буквах. Остальные дети составляют из слогов слова: шатер, лапша, кошка, шахта. Составить из букв слова: пушка, пшено, мошка
отыскивают слова: шили, утка, есть. Дети отыскивают «спрятанные» слова: кошка, мышь, мишка звери
дети убираю одну букву и получают слова: ушки, топор, шар, машина.
Называют отгадку: это – воздушный шарик. потому, что он начинается на букву "Ш", с которой начинается имя старухи мы пожелали бы ей быть доброй и не совершать злых поступков. Мы работали со звуком [ш] и буквами Ш ш. Дети поднимают руки, если считают, что урок они усвоили, жестом оценивают свою работу Дают ответы на вопросы.
| Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.
Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся: умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова. Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.
Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по призна
Умения учащихся распознавать и воспроизводить слоги с буквой Ша
Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.
Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы
|