СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОДНР НР "Дом и семья в православии"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Дом и семья в православии»  №12  в разделе «Православие в истории и культуре России»,   для 5 класса по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"  по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс/ А.Н.Сахаров, К.А.Коченаров, Р.М.Мухаметшин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.» авторы С.В.Агафонов, К.А.Кочегаров, Москва «Русское слово», 2012.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОДНР НР "Дом и семья в православии"»

Урок по ОДНКНР в 5 классе по теме: «Дом и семья в православии»


Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Горбунова Любовь Николаевна, МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени Андрея Евдокимовича Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»


Цель урока:

  • Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи:

  • Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

  • Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

  • Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

  • Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

  • Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.


Планируемый результат:

Предметные:

  • Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

  • Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

Метапредметные:

  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

  • Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

  • Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

  • Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

  • Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: Открытие новых знаний

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная, индивидуальная и работа в парах;

  • Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

  • Выполнение заданий творческой направленности;

  • Просмотр и обсуждение ЭОР.

Ключевые понятия:

  • «Семья»

  • «Счастливая семья»

  • «Венчание»

  • «Семейные традиции»

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс/ А.Н.Сахаров, К.А.Коченаров, Р.М.Мухаметшин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.» авторы С.В.Агафонов, К.А.Кочегаров, Москва «Русское слово», 2012.

  • Презентация;

  • Раздаточный материал;

  • Рисунки детей на тему «Счастливая семья»;

  • Учебник, тетрадь.

Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.


1 мин.

2

Актуализация. Мотивация.

  1. Карточки № 1

Задание: соотнесите символы и атрибуты с каждой религией


Вопрос: о какой религии мы говорили на предыдущих уроках

Запись на доске: ПРАВОСЛАВИЕ


  1. Посмотрите на слайд: что объединяет эти религии?

( мудрые мысли о ценности семьи)

Запись на доске: СЕМЬЯ

  1. Что является символом семьи?

(ромашка)

Выполняют задание на карточках



- о православии



Чтение отрывков из религий. Ответы детей

1 мин.

3.

Определение темы и целей урока

У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно.

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока.

Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в православии. (в различных религиозных традициях)

У детей на партах РОМАШКИ



Дети называют тему урока и задачи


3

Основная часть:

.

Работа над понятие СЕМЬЯ


2 мин.

3.1

Задачи семьи

Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и запишите их на лепестках РОМАШКИ

Отвечают. Обсуждают, записывают

3 мин.

  • Что такое семья?

  • Сколько лет существует семья?

  • Для чего же человеку нужна семья?

Предположительные ответы учащихся:

  • Семья- это ячейка общества, связанная отношениями между родными;

  • Семья существует 1000 лет;

Кластер «Задачи семьи»
– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный.
Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей)

Мы определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.

Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях.
– Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

Схожи обязанности членов семьи.

Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?

Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в православии и в исламе.

– Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.

Основные ценности семейной жизни

Православие

Ислам

любовь мужа и жены друг к другу;

 

 

ложь;

 

 

любовь родителей к детям;

 

 

измена

 

 

почитание родителей

 

 

гордость;

 

 

богатство

 

 

согласие;

 

 

забота;

 

 

уважение,

 

 

прощение;

 

 

семейные традиции

 

 

– Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Вывод: Семья – это свято для всех!

– А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.

Венчание (сообщение ученицы Шебаловой А.)
Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Крещение (сообщение ученицы Пичугиной Регины)
Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Я тоже родилась в православной семье. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставников.

Работа по вариантам.

Учитель: Найдите в тексте на странице 86 учебника ответ на вопрос:

1 вариант: Что означает венец на головах жениха и невесты? (ответы детей)

2 вариант: Что символизирует обручальное кольцо? (ответы детей)

  (Вступление в брак в православии называется венчание. Венец – это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но это ещё и мученический венец. )

  (Кольцо, как и венец, не имеет конца и означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. )

Учитель: - Отличие православной семьи состоит в том, что по - настоящему любящие друг друга жених и невеста, готовы все претерпеть ради сохранения семьи, даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе (слайд № 3)

Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.

Работа в группах с текстовым материалом.

Учитель: обсудите в группах то, что написано на карточках. С чем вы согласны? С чем не согласны?

1.В православии семью часто называют «малой церковью», потому что в ней существует иерархия(подчинение) как в церкви: главой семьи является Бог(отец), ему подчиняется мать, а дети послушны своим родителям. Между всеми царит любовь.

2.В православии главой семьи является мать, потому что она кормилица, самый близкий человек.

3. В семье отношения между родителями и детьми должны быть основаны на страхе. Дети должны слушаться своих родителей, потому что, когда их слушаешься , они любят тебя и балуют. Это выгодно и родителям, и детям.

4.Родители любят своих детей, чтобы они не бросили их в старости.

5.В семье каждый принимает самостоятельное решение, как ему поступать, что предпринять.

6.Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции, так как в эти дни накрывают обязательно праздничный стол. Все радуются вкусным блюдам и веселью.



Показ слайдов. О святых Петре и Февронии.

Просматривают слайды, отвечают на вопросы.

2 мин.

Слайд 25

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»
Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Слайд 26

Список №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Слайд 27

Список №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Слайд 28

Список №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Слайд 29

Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Слайд 30

Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»


Традиции семьи и семейные ценности легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним.

Найдите пословицы о семье, которая подходит к вашей семье.

v  В семье любовь да совет, так и нужды нет.

v  Из одного кола изгороди не сделаешь.

v  Где любовь, там горя нет.

v  Лягушка – и та хочет, чтобы ее болото было лучше всех.

v  Вся семья вместе, так и душа на месте.

v  От шашки рана заживает, и от пули рана заживает, а языком нанесенная рана не заживает.

v  Добрая семья прибавит разума-ума.

v  Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

v  С милым мужем и зима не стужа.

v  Шутка – половина правды.

v  В родной семье и каша гуще.

v  В своей норке и мышь храбра.

Слайд 32

Рефлексия
Учитель 2:
Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
Учитель 1:
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

– А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом.
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту.
– Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.
– Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

Слайд 33

Домашнее задание
– Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.

Список использованной литературы:

1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. Просвещение, 1990. – 335 с.

2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.- 95 с.

3.Анисимова С.В. Разработка урока, Красноозерский район

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=zxbNVK7KzlM

  2. http://www.maestro-event.ru/content/wedding/

  3. www.diary.ru

  4. www.alexgudov.ru

  5. http://wedding-svadba.ru/venchalnye-kolca/