– формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | Психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу. | Слушают заданные установки учителя | Коммуникативные, регулятивные |
2. Актуализация знаний | Организует беседу с учащимися: - Прощаться с пустыней не будем спешить- О ней сейчас будем говорить. Пустынь в России немного у нас, О географическом положении послушаем рассказ. | Учатся понимать на слух. | Познавательные, коммуникативные |
3. Проверка домашнего задания | Организует проверку домашнего задания | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. | Познавательные, коммуникатив ные, личностные |
4. Постановка цели урока | Организует работу всего класса в разгадывании кроссворда для определения темы урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач. Слайд 3 - 1.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок? (лиственница) 2.У этого растения твердый каменистый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, листья похожи на вязальные спицы (саксаул) 3. Дерево из зоны лесов (дуб) 4.Короткое название ледяной зоны (Арктика) 5 Красивая грациозная антилопа из пустыни (Джейран) 6. Ягода из тундры (морошка) 7. Растения, живущие в толще воды ( планктон) 8. Лед кругом, а эти птицы не боятся простудиться(пингвин) 9. Редкая хищная птица, которая охотится на леммингов( кречет) 10. Жалит пчелка, к сожаленью. И ужилить змейка может, это строчное растенье, ты не тронь- ужалит тоже (крапива) | Работают группой, формулируют тему урока («Отгадай кроссворд») и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками; | Регулятивные, познавательные |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Организует беседу с учащимися: - Что же друзья, пора в дорогу! Ждут с нетерпением нас: Чудный берег, море пляж. Но мы отправляемся не отдыхать, А зону субтропиков России изучать. Слайд 4 - Обратимся к карте- помощнице(стр. 60-61 учебника). Что же она нам расскажет? Слайд 5 - В субтропической зоне России кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее - днем или вечером? - Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Климат здесь умеренный. Солнце посылает сюда почти прямые лучи. Оно за лето нагревает море, а затем море отдает побережью тепло зимой. Посмотрите на карту. Какие горы находятся прямо у самого побережья? - Да, это высокие молодые горы. Они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому в этой зоне умерено жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю много влаги, и она же задерживается горами. - Что же означает слово «субтропики»? (дети открывают «Толковый словарь» и находят ответ на поставленный вопрос) | Выдвижение гипотез. Актуализация личного опыта. Учатся строить высказывания в устной форме. Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. Отличают известную информацию от неизвестной. Учатся понимать на слух. | Регулятивные, познавательные |
6. Физминутка | | | |
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Организует работу в статичных парах для определения темы урока. Организует обмен мнениями по вопросам выступления учащихся. -Предлагаю поделиться на 3 группы по цвету квадратика, которые получили в начале урока. Зеленый цвет- это группа ботаников, желтый – это зоологи, а красный цвет – экологи. Присоединяйтесь, ребята! (Учащиеся рассаживаются по группам) -Об удивительном многообразии природы субтропиков можно судить, изучив природу Черноморского побережья Кавказа, особенно в тех местах в горах, где леса охраняются. Предлагаю узнать о таком заповеднике, собрав пазлы. ( Вызываются 3 желающих с каждого ряда). Слайд 6 -Давайте, заслушаем ботаников. (Учащиеся рассказывают сообщения, заранее подготовленные о растениях, о «Дендрарие») -Спасибо, послушаем выступления зоологов. - А сейчас заслушаем экологов. - Очень стыдно за поведение людей, которые не задумываются о природе. -Спасибо, за работу. | Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Подготовленные учащиеся читают сообщения, остальные слушают и задают вопросы. | Познавательные, коммуникатив- ные, личностные |
8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез -Откройте ТПО на стр. 37, № 59. прочитайте задание. - Какие растения Черноморского побережья рассматривали на уроке? Запишите их в таблицу. Побуждает к выполнению самостоятельной работы. - Используя текст учебника на стр. 116-117, заполните графу «Животные» | Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами. Ребята работают самостоятельно. | Познавательные, личностные Регулятивные, личностные |
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Подводит к оценке усвоения с материалом. -Наше путешествие- исследования по природным зонам России подошло к концу. Давайте попробуем соотнести животных и растений, обитающих в различных зонах. Слайд 7 - Спасибо за работу, справились. | Выполняют упражнение | Регулятивные, |
10.Объяснение и понимание домашнего задания | Объясняет домашнее задание. -Ребята, откройте дневники. Запишите задание на дом: стр. 177-181, чтение и ответы на вопросы. И еще одно творческое задание: придумать правила безопасности поведения на море, составить памятку для отдыхающих на море «Как правильно загорать» | Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению | Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
11. Рефлексия | Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению - Какие трудности были сегодня на уроке? - Остались ли вы довольны своей работе на уроке? -Спасибо за работу на уроке …(перечислить активно работающих на уроке). Урок окончен! | Заполняют листы самооценки, продолжают фразы | Регулятивные |
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
http://www.mestagde.ru/article/a-15.html
http://strangeworlds.at.ua/news/mnogovekovye_ldy_arktiki_polnostju_rasstajali/
http://hvac.livejournal.com/476522.html
http://www.tutopt.ru/ad27595.htm&tellafriend=1
http://www.turclubplushiha.ru/old/index.php?option=com_
http://www.zhivotnye-belarusi.ru/redkue_guvotnue_belorussii/ris/
http://900igr.net/fotografii/biologija/ZHivotnyj-mir-Rossii/017-Lesnaja-zona.html
http://www.nextonmarket.com/products/566702
http://ru.depositphotos.com/search/arbusto-st100.html
http://900igr.net/kartinki/geografija/Zona-stepej/056-Nazovi-zhivotnykh-stepi.html
http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=1450
http://www.akzia.ru/politics/30-03-2006/1479.html
https://www.google.com/url?q=http://videouroki.net/look/superfizmin/ped-kopilka.
http://anyamashka.ru/photo/animashki/spasibo/animacija_kartinka_spasibo
http://smayli.ru/smile/detia-861.html
http://smayli.ru/smile/transporta-914.html