СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира (технологическая карта)

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 2 класс»

Технологическая карта урока формирования новых знаний в 2 «Б» класс

Дата: 20.03.2020

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 2 «Б»

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Кустарники леса

Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, березы и сосны для человека

Задачи:

Образовательная: познакомить с деревьями леса, сформировать понятие о роли деревьев в жизни человека

Развивающая: развивать речь, мышление, навыки самоконтроля и самоанализа

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, умение работать в классе, самостоятельность, чувство взаимопомощи

Планируемые результаты образования:

Личностные УУД: Определять правила работы в парах; применять навыки делового сотрудничества в группе; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке; выполнять учебные действия; планировать учебное сотрудничество; работать по плану, инструкции; контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; сравнивать результаты своей работы в соответствии с образцом; оценивать результаты своей деятельности; оценивать их весомость приводимых суждений.

Познавательные УУД: Анализировать информацию учебника; выделять необходимые знания для решения задачи; составлять модели-схемы; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, использовать свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить квалификацию, указывая на основание классификации; делать выводы; выделять существенные признаки предмета.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свои суждения.

Тип урока: формирования новых знаний.

Средства обучения: учебник, презентация.




Технологическая карта урока


Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Мотивация к учебной деятельности.


Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

1.Приветствие:

Здравствуйте ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Юлия Александровна

2.Рефлексия настроения:

Учитель спросит- надо встать.

Когда он сесть позволит- сядь

Ответить хочешь- не шуми,

А лучше руку подними!

3.Проверка готовности к уроку:

Ребята проверьте все ли у вас готово к началу урока. Сегодня на уроке нам понадобится учебник, ручка и карандаш.

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.

Самоопределение к деятельности – (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний.

.


Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда именно вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

- Правильно, сегодня мы будем путешествовать по лесу. Каждый из вас сегодня сможет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем! А чтобы заметить и увидеть все чудеса и красоту леса, вам нужно быть очень-очень внимательными.

- Итак, начнем наше путешествие!

- Ребята, представьте, что мы с вами приехали в лес и осторожно идем по лесным тропинкам! Какие звуки леса мы услышим, гуляя по этим тропинкам?

- Скажите, а какие растения мы можем увидеть, гуляя по лесу?

(деревья, травы, кустарники)

- Ребята, говорят, что лес – это зеленый дом, а еще говорят, что дом этот – многоэтажный.

- А почему он многоэтажный?

- Что это за этажи?

- И действительно, в лесу растения растут в несколько этажей, ярусов. Верхний ярус – это деревья, средний ярус принадлежит кустарникам, а нижний – травянистым растениям и грибам.

Заполнение схемы «Ярусы леса»

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание и заполнить схемы «Ярусы леса». Это поможет нам лучше ориентироваться в лесу в нашем путешествии.

Ваша задача – подписать название каждого яруса, этажа леса.

- Проверьте правильность выполнения задания, опираясь на слайд. (слайд 2)

подорожник, калина, можжевельник, берёза, ромашка, лиственница, сосна

Воспроизводят и фиксирует ЗУН достаточные для построения нового способа действий.

Актуализирует нового пробного учебного действия

-Мыслительные операции (обобщ, анализ, синтез, сравнение) -П;

-Контроль, коррекция, оценка –Р.

3. Выявление места и причины затруднения.

Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

А сейчас мы подходим к самой важной и ответственной части нашей экскурсии в лес. Закройте глазки!

- Гуляя по лесным тропинкам и вдыхая аромат весеннего пробуждающегося леса мы вышли на освещенную солнцем полянку.

- Откройте глазки и посмотрите на эту полянку! (слайд 3)

- Что за растения мы видим? (Кусты калины)

- Скажите, ребята, а к какому ярусу леса вы бы отнесли куст калины?

- Сегодня на уроке мы отправимся на изучение второго яруса леса.

Тема нашего урока: Кустарники леса.

Как вы думаете, что сегодня предстоит нам сделать на уроке? (Повторить признаки кустарников, познакомимся с различными кустарниками –обитателями леса).

- Эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса, а в дальнейшем, пригодится на уроке биологии в старшей школе.

Цель нашего урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, березы и сосны для человека


-фиксирование инд. затруднений в пробном учебном действии - Р;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия.

(Слайд 4) Поможет нам в этом план урока:

  1. Что такое кустарник?

  2. Какие кустарники растут в лесу?

  3. Каково значение кустарников в жизни человека?

  4. Каково значение кустарников в природе.

- Читают план урока

Самоопределение – Л;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

-мыслительные операции –П;

-установление причинно – следств. связи -П;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;


5. Реализация построенного проекта.

Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях.

Рассказ о кустарниках леса

- Но, чтобы отправляться глубже в лес на поиски кустарников, важно быть внимательным, иначе в лесу можно заблудиться!

- Что же такое кустарники?

Кустарник — жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга. Продолжительность жизни 10—20 лет.


- Кустарники очень разнообразны. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

1. Можжевельник (слайд 5) (стр. 55)

Послушайте информацию о можжевельнике, слушайте внимательно, потом будут вопросы.

- Зачем в бочку кладут ветки можжевельника?

- Где ещё применяют ветки можжевельника?


2. Барбарис (слайд 6)

- Давайте прочтем информацию о барбарисе в учебнике. Откройте стр. 55. Читать будем по цепочке. Будьте внимательны, чтобы затем ответить на вопросы.


Вопросы для закрепления:

- Почему барбарис называют колючей красотой?

- Для лечения каких органов используют барбарис?

- Что изготавливают из ягод барбариса?



3. Рассказ о кустарниках калина и шиповник:

(Слайд 7) - Шиповник - многолетнее, дикорастущее растение. В народе его называют дикой розой. Шиповник представляет собой не высокий куст от 1,5-2,5 м в высоту с свисающими ветвями, покрытыми крепкими шипами. Молодые побеги зеленовато-красные с шипами и щетинками. Цветки розовые или бело-розовые в диаметре до 5 см. Цветёт шиповник в мае-июне.

Использование - еще в древние времена использовали свежую зелень шиповника, растирая ее с сахаром и лечили этим составом различные кожные заболевания. Шиповник очень богат витамином С, его используют для лечения простудных заболеваний.

- Что представляет собой куст шиповника? (1,5-2,5 метров)

- Чем покрыты ветви шиповника? (шипами)

- Как вы думаете для чего этому растению шипы?

- Как использует человек шиповник?

(Слайд 8) - Калина - это лекарственное растение, она содержит много витаминов и широко используется в медицине. Как в народной, так и в официальной. Чаще всего для этого берут яркие плоды или кору или веточки этого растения. Кора незаменима как жаропонижающее средство, а также она хорошо помогает простудных заболеваниях.

- Где широко используется калина? (медицине)

- При каких заболеваниях помогает кора калины? (при простудных)


4. Анализ иллюстраций учебника «Строение и плоды кустарников.

- Давайте закрепим информацию о кустарниках. Откройте стр. 54 Рассмотрите изображения кустарников, их цветов и плодов.

- Чем похожи ветки, листья, цветки и плоды этих кустарников? Чем они отличны друг от друга?


5. Рассказ о строении почки (слайд 9)

- Сейчас наступила весна. Что происходит с растениями деревья и кустарники ранней весной? (Набухают почки)

- Давайте рассмотрим строение почки и убедимся, что там формируется молодой лист.

- Ребята, как вы думаете почему я не принесла настоящую веточку кустарника с почкой?




















- отвечают на поставленные вопросы










- отвечают на поставленные вопросы































- отвечают на поставленные вопросы














- отвечают на поставленные вопросы





- отвечают на поставленные вопросы

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;


6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Беседа по вопросам:

- Ребята, давайте обобщим все сказанное на уроке.

-Почему лес называют домом?

-Что находится на втором ярусе леса?

-Какие кустарники мы с вами сегодня изучили?

- Как используют человек эти растения?


- отвечают на вопросы

- Использование знаково- символических средств – П ;

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других – К

- Построение логической цепи рассуждений и доказательств - К.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

  1. Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

- Давайте вспомним правила поведения в парах.


У вас на партах лежат конверты, достаньте от туда всё содержимое и разложите перед собой. Ничего не делайте, послушайте задание.

На этих квадратах изображен кустарник ваша задача собрать пазл. И по окончанию задания сказать, что за кустарник изображен и описать его.

2. Работа в группах

- Сейчас будем работать в группах, разгадывая кроссворд.

- Давайте вспомним правила поведения в группах:


- Вы разделитесь на группы по 4 человека. Ваша задача разгадать кроссворд. Первая группа верно разгадавшая кроссворд получит отметки 5.

- Скажите, пожалуйста, как разгадывать кроссворд?

- Итак, ребята, каждая первая парта повернитесь на 2. Третьи парты к 4. Стулья переносить не обязательно.

Решают (в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма





















Решают (в группах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)



- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

-контроль и оценка способов своей деятельности –Р

8.Рефлексия деятельности

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

  1. 1. Рефлексия настроения

- Ребята, хорошо ли мы поработали, нам поможет наш план. (Слайд 10)

  1. Что такое кустарник?

  2. Какие кустарники растут в лесу?

  3. Каково значение кустарников в жизни человека?

  4. Каково значение кустарников в природе?

Что нового узнали на уроке?

Что было для вас непонятным?

Что особенно запомнилось?

  1. 2.Оценивание.

- Сегодня на уроке многие работали хорошо, активно. Многие заслуживают за свою работу отметки «5».


3. Д/з

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

- Рефлексия способов и условий действий – П;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сотрудничества - К



Учитель ____________________ Королёва Е.А.

Методист ___________________ Орлова С.П.