СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира, 4 класс»

Урок: окружающий мир

Класс: 4

Тема: Леса России

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира, значении леса в жизни человека;

- познакомить с новыми понятиями и определениями;

-продолжить формировать умения работать с картой природных зон;

- уметь находить и показывать предложенные географические объекты.

Развивающие:

- развивать умение анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;

-развивать навыки работы учащихся в паре через работу с текстом учебника и другими источниками информации;

-развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь; -развивать творческие способности;

-формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-познакомить с правилами поведения при посещении лесной зоны.

-создавать доброжелательную атмосферу на уроке;

- воспитывать чувства патриотизма, ответственности, любви к природе России;

- воспитывать экологическую культуру учащихся;

-повышать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

-осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-самоопределение внутренней позиции школьника (принятие и освоение новой социальной роли);

- привлекательность возможных результатов урока.

Личностная значимость этих результатов;

-осознание своих возможностей в учении, способность видеть свои достоинства и недостатки;

- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому, к способам решения проблем, к достижению результата)

- сформированность морально – этических суждений (способность оценить свои поступки и действия других людей, сформированность основ гражданской идентичности).

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: овладение элементарными практическими умениями и знаниями, использование географических карт.



1.Орг.момент

2. Актуализация знаний и умений.

Повторение

-Какую природную зону мы изучали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)

-Покажите на карте. Где она расположена?

Поиграем в игру «Верно/неверно»


1.зона тундры протянулась с запада на восток по побережью Северного Ледовитого океана (+);

2.природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето (+);

3.главное занятие коренного населения - это земледелие (-);

4.в тундре обитают песцы, лемминги, волки (+);

5.растения тундры высоко тянутся к солнцу (-);

6.дикие северные олени обычно живут стадАми (+);

7.в тундре добывают нефть и природный газ (+);

8. летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек(+).

Тест (взаимопроверка) а, в, б, б, в, б, а, б

«5»- без ошибок

«4»- 1-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2»- 5 и более


3. Самоопределение к деятельности. Поставка учебной задачи.

Работа со стихотворением

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! ( С.Погореловский)


-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня на уроке? (Леса России)

- Автор стихотворения пишет «Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые) 

- Какие учебные задачи ставит перед нами Муравьишка?

Просмотр видео на РЭШ


4.Изучение нового материала.

Работа с картой

- Покажите на карте

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

-Какая она, в сравнении по площади, с другими природными зонами?

-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, с чем это связано?

–Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена  цветом.)

–Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)


Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Я предлагаю Вам поработать по рядам. Каждому ряду необходимо подготовить свое сообщение по заданию на карточках (у каждого на парте). Вы работает в парах на своих местах. При ответе ребята каждой пары ряда будут дополнять друг друга.

Работа в группах: Кто закончит-встаем

Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 69- 72 вверху)

  1. Что называют тайгой?

  2. Природные условия тайги.

  3. Что общего у всех растений тайги?

  4. Какие растения растут в тайге?

Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 73)

1.        Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2.        Природные условия этих лесов.

3.        Что объединяет растения этих лесов?

4.        Какие растения растут в этих лесах.

Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 72, иллюстрация с.70-71)

  1. Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)

  2. Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)

  3. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).

  4. Цепи питания

Физ.минутка

Выступления учащихся.


  1. Итог урока

- Какие учебные задачи ставил перед нами Муравьишка?

- Какие бывают леса?

- Чем отличается природа лесных зон?

6. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.

7. Просмотр слайда «Леса России»https://www.youtube.com/watch?v=r2uDrJYticU

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм-слайд Н.Минеева «Леса России»

-Какие эмоции у вас вызвал этот фильм? А чувства? О чем этот фильм?

-Почему Россию называют страной лесов? (В России самое большое количество лесов).

-Правильно. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны.

Д\з карточка 1 и 2 пункт










1. 1группа (слайд 6)

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут:

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно

Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлы и сухие .

Пихта -отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница -единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки

Кедр. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

Выступление 2 группы.(читают задание)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес

В нем наряду с хвойными деревьями растут и лиственные деревья. Зима в таком лесу мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников и трав.

В таких лесах растут: береза, осина, ольха.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки  

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Здесь растут теплолюбивые растения, они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Клен бывает с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком

Выступление 3 группы

(Примерный рассказ)

«Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких зверей, много птиц, насекомых. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка– таёжная птица. На зиму делает запасы из кедровых орехов. Часть этих орехов она потом не находит , и они на новых местах дают всходы.

Бурундук -похож на белку, но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак бурундука - пять темных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшими деревьями или пнем.

Белка-летяга– родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать на расстояние до 40-50 метров: у неё перепонки между передними и задними лапками.

Соболь - хищник. Его основная добыча- грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда -то соболь был многочислен, но из-за красивого, дорогого меха, их почти совсем уничтожили.

Рысь -хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, влезать на деревья, плавать.


Тест «Зона Тундры»

1. Зона тундры расположена ...

а)  севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. В тундре...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б)  длинная суровая зима и жаркое лето;

в)  длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3. Главное занятие коренного населения тундры - ...

а) рыболовство;

б)  оленеводство;

в) земледелие.

4. Растения тундры ...

а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся ...

а)  верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

6. В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

7. Укажи верную цепь питания:

а)  растения — лемминги — полярные совы;

б)  комары, мошки — полярные куропатки —  песцы;

в)  растения — кречеты —  волки.

8. Тундровый заповедник расположен ...

а)  на полуострове Ямал;

б)  на полуострове Таймыр;

в)  на Кольском полуострове.






















Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 69- 72 вверху)

  1. Что называют тайгой?

  2. Природные условия тайги.

  3. Что общего у всех растений тайги?

  4. Какие растения растут в тайге?

Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 73)

1.        Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2.        Природные условия этих лесов.

3.        Что объединяет растения этих лесов?

4.        Какие растения растут в этих лесах.


Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 72, иллюстрация с.70-71)

  1. Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)

  2. Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)

  3. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).

  4. Цепи питания

Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 69- 72 вверху)

  1. Что называют тайгой?

  2. Природные условия тайги.

  3. Что общего у всех растений тайги?

  4. Какие растения растут в тайге?

Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 73)

1.        Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2.        Природные условия этих лесов.

3.        Что объединяет растения этих лесов?

4.        Какие растения растут в этих лесах.


Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 72, иллюстрация с.70-71)

  1. Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)

  2. Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)

  3. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).

  4. Цепи питания