План конспекта урока
Фамилия: Васильева
Имя: Ирина
Отчество: Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ № 3 г. Невинномысска
Должность: учитель начальных классов
Регион: Ставропольский край
Тема и номер урока в теме: Урок 9. «Невидимые нити в зимнем лесу»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Цель урока:
провести наблюдения за зимними изменениями в природе;
систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.
Задачи урока:
Образовательная:
обобщить знания детей о зиме;
показать связь живой и неживой природы;
на основе личных наблюдений учить делать выводы;
учить детей вести диалог, сравнивать, отстаивать свою точку зрения;
Развивающая:
развитие логического мышления, памяти, воображения, сравнения, сопоставления;
развитие познавательного интереса к предмету;
развитие творческих способностей;
развитие чувства ответственности.
Воспитательная:
прививать любовь к природе;
-вырабатывать сопереживание ко всему живому.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение материала
Формы работы: групповая, фронтальная
Материалы используемые на уроке: презентация к уроку в электронном виде;
учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2 класс; игротека (2задания) (в электронном виде); рабочая тетрадь Плешакова А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте дети! “Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать.
Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи – за работу!
В добрый час!”
- Верно, а на каком уроке мы изучаем то, что находиться вокруг нас?
(Окружающий мир).
- Вам нравится этот предмет?
- Поднимите руку кому нравиться.
- Чем?
- Да, тем, что мы узнаем много нового, интересного, полезного, изучаем растения и животных их жизнь, среду обитания.
2. Сообщение темы урока
-О чём мы сегодня на уроке будем говорить, вы узнаете из загадки:
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я? (ЗИМА)
- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, о изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.
- Послушайте ещё одну загадку о зиме и отгадайте:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом-
Всё закрылось серебром.
(ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ)
3.Проверка домашнего задания.
- Что мы называем «невидимыми нитями?
- На какие группы мы их разделили?
Связь живой и неживой природы, растений и животных, животных и животных, влияние человека на окружающую среду.
Живая и неживая природа.
4. Работа по теме урока
Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.
Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
И сейчас мы посмотри, как зима отразилась на жизни растений и животных.
-Как зимуют деревья?
-Здесь мы можем видеть связь живой и неживой природы.
- А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы?
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит дозревание почек. Оказывается и зимой под снегом растения тоже растут, но очень медленно. Это мы можем заметить у раннецветущих растений.
- Как звери готовятся к зиме?
- Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? (доклад учеников о каждом животном)
-Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?
Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою.
У опуши в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать птенцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда – то
Ярко – красные. ( Показ птиц из презентации)
- Какие ещё птицы зимуют в наших краях? (показ)
-Какие прилетают зимовать с севера? (показ)
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый, проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.
(показ рыб)
Обобщение ответов детей открывается схема из презентации к уроку.
Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из – под коры деревьев. Щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лакомство.
-Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
Невидимые связи в зимнем лесу – беседа.
- Связаны ли между собой растения и животные?
- Как?
(Открывается из презентации урока картинка ели и её жителей)
Вот перед нами красавица ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.
Для лесных животных ель – кормилица и защитница.
Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.
В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнезда вьют, птенцов выводят. Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные
По стволу, плодам, семенам
Сделать кормушки, ложить туда корм.
Связаны. Растениями животные питаются, белка делает себе дупло, в котором хранит на зиму запасы и зимует в ней.
5. Поиграем
Первое задание.
-Выбери животных, которых можно встретить зимой:
Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
Второе задание.
-Рассели животных:
белку , медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка – по домикам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
белка, лиса, заяц, куница, ворона, волк, лось.
Белка, хомяк.
Медведь, еж, барсук, бобр, хомяк.
Лось, лиса, волк, кабан, заяц.
6. Подумаем
- Какие связи мы изучали на уроке?
- Выбери правильные ответы:
а) связи между неживой и живой природой;
б) связи между растениями и животными;
в) связи между различными животными;
г) связи между природой и человеком.
7.Закрепление урока. Обобщение.
- Почему мы назвали ель кормилицей?
- Жизнь, каких животных зависит от ели?
Для лесных животных ель – кормилица и защитница.
Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнезда вьют, птенцов выводят.
8. Сделаем вывод.
- Что мы узнали о невидимых нитях в зимнем лесу?
зимнем лесу множество невидимых нитей. Например, ель предоставляет многим животным пищу и укрытие. Разные животные невольно помогают друг другу добывать корм.
9. Работа в рабочей тетради.
- Как связаны между собой ель и лесные животные?
- Вырежи картинки из Приложения и наклей их в схему № 1.
- В схему № 2 впиши названия животных. Проведи стрелки.
10. Оценивание.
Молодцы ребята, Спасибо вам большое за урок, мне было очень легко с вами работать. Я надеюсь, в будущем вам пригодятся знания, полученные на этом уроке.