Урок окружающего мира
Тема: «Почему звенит звонок?»
1 класс
Форма урока: Урок-исследование.
Цели:
сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении;
показать разнообразие звуков окружающего мира;
познакомить детей с эхом;
формировать у детей понятия о том, как мы слышим и почему нужно беречь слух.
Задачи: формировать первоначальные представления о звуке, его возникновении и распространении; показать разнообразие звуков окружающего мира; обеспечить опыт исследования.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по окружающему миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем, бережно относиться к природе.
Предметные: научатся объяснять причины возникновения звука.
Метапредметные: овладеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Всё запомнить и узнать.
Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. (Слайд 2)
(На слайде табличка с правилами. Дети озвучивают их).
Не выкрикиваем
Не перебиваем друг друга
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща
II. Сообщение темы и целей урока
На последних уроках мы находили ответы на разные вопросы Муравьишки. Давайте вспомним эти вопросы:
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас ответим на вопросы кроссворда и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке. (Слайд 3)
Вопросы:
Его нет на луне, поэтому там не живут люди.
Как называется движущийся воздух?
Густое, тёмное облако, из которого жди дождя.
Какое слово пропущено: Луна – естественный … Земли.
Дождь, который хлещет по кустам, бьёт без промаху, наклоняет ветки.
Ответы: 1. Воздух. 2. Ветер. 3. Туча. 4. Спутник. 5. Ливень.
III. Работа над новой темой
Вступительная беседа.
Послушайте стихотворение Александра Соколова и скажите, почему не слышна тишина в классе.
В нашем классе
В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадёт,
То резинка пропадёт,
То Потапова под партой,
Чей-то тапочек найдёт.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
«Рты закрыли, сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину».
Я чего-то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
«Тише, тише!» - шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.
Так почему же не слышна тишина в классе?
- Скажите одним словом, что это мы слышим в классе?
(На слайде с кроссвордом выделяется ключевое слово – звуки)
На какой же вопрос Муравьишки мы сегодня будем искать ответ?
Учебник – с.38
2.Работа по учебнику.
- Чем наполнен окружающий нас мир?
- Какие звуки мы можем услышать?
- А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя.
Учитель засекает одну минуту. Дети рассказывают, какие звуки они услышали в классе, в коридоре, на улице.
После этого читается задание на странице 38 учебника. Дети рассматривают рисунок и называют, что изображено.
А теперь попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и всем было понятно, мы с вами немного поиграем.
Игра «Узнай по звуку»
Учитель вызывает ученика и на ушко говорит ему, какой рисунок ему надо оживить голосом. Ученик изображает, класс отгадывает (Лошадь, собака, шмель, лев, комар)
Остальные рисунки отгадываются после прослушивания.
Будильник, трамвай, дятел, часы, птица, барабан (слайды 5-11),
Так почему звенит звонок?
Давайте будем искать ответ на этот вопрос Муравьишки.
3.Практическая работа.
Рабочая тетрадь, с.25
Почему резинка сначала молчала, а потом издала звук?
Что вы увидели в момент щипка?
Вернитесь к рисункам в учебнике. Как художник показал, что предметы, изображённые на рисунках, издают звуки?
Когда предмет начинает мелко дрожать, эта дрожь передаётся по воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.
(слайд 12)
Звук попадает сначала в ушной проход, упирается в барабанную перепонку и та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передает сигнал о своем звуке в головной мозг человека.
-Как вы думаете, что может произойти, если очень громко крикнут в ухо?(Может лопнуть перепонка). Сможет ли тогда человек услышать звуки? (нет). Значит, как нужно относиться к ушкам? (Бережно) -Послушаем стихотворение Э.Мошковский «Доктор».
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по-реже?
Отвечает доктор:
-Еже!
Отвечает доктор гневно:
-Еже, Еже-Ежедневно!
- Чего боятся уши?
- Как надо относиться к ушам?
- Как же мы должны беречь уши?
Правила ухода за ушами
не ковырять в ушах острыми предметами;
регулярно мыть уши;
не допускать попадания в уши грязной воды;
использовать для чистки ушей специальные палочки;
защищать уши от мороза;
оберегать уши от сильного шума;
беречь уши от ударов. (слайд13)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока. Что такое эхо?
Угадай, кто я таков?
На любом из языков
Без запинки говорю!
Что ни скажешь – повторю…(Эхо)
или Я молчу – оно молчит.
Я кричу – оно кричит.
Ну потеха, ну потеха!
Дразнит нас с тобою…(Эхо)
(Слайд 14)
А где живёт эхо?
Как же образуется эхо?
Дети высказывают свои предположения, после этого учитель описывает механизм образования эха.
Звуковая волна натыкается на какое-то препятствие и возвращается обратно, и вы во второй раз слышите свой голос, но только тихий, потому что волна постепенно ослабевает.
(Слайд 15)
2. Работа в Рабочей тетради (с.26). (Слайд 16)
Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо. Ребята, а человек услышит всю фразу или только часть, окончание?
- Что бы вы услышали в ответ, если бы крикнули ОЛЕНЬ? (лень).
Запишите слова в клеточках.
VI. Итог урока
- О чём мы с вами беседовали на уроке?
Прочитайте вывод, который подготовила для вас Мудрая Черепаха. С.39 – учебник.
- Что вам было интересно?
- Что нового узнали?
- Поделитесь с близкими и друзьями открытиями, а я благодарю вас за урок, за вашу активную работу. Вы молодцы, у вас всё получилось.
Это интересно! (Слайд 18)
- А у животных есть уши?
Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. У некоторых живых существ уши видны, так же как и у человека. Но есть необычные. Например, кузнечик. У него на голове вы ушей не найдете, потому что они спрятались на передних ногах. И похожи на маленькие щелочки.
- Уши лягушки находятся на голове, но они похожи на круглые отверстия, затянутые тонкой пленочкой. От звука она дрожит и лягушки слышат эту дрожь.
- У комаров, мух и пчел ушей тоже нет, они слушают усиками.
- У змей тоже нет ушей, но она хорошо слышит сотрясение земли своим телом.
А у какого животного самые большие уши?
(Слайд 19)
Вроде все правильно-огромный гигант, уши в полтора метра, какие могут быть сомнения? А вот и нет!
Уши то у него большие, но и сам он имеет четыре метра роста, да в длину метров шесть. Вот и получается, что, если посмотреть на пропорции, то уши слона составляют всего лишь четвертую часть тела.
(Слайд 20)
Среди каменистых пустынь Монголии и Китая живет таинственное и забавное существо планеты Земля - длинноухий тушканчик. Рост у зверька девять сантиметров, а уши длиной - пять! Это значит больше половины роста! Если перевести эти размеры на наши, людские, то получится, что наши уши доставали бы до колен
(Слайд 21)
Распространяется ли звук под водой? Звук под водой распространяется. Причем в воде звуки распространяются в 5 раз быстрее, чем в воздухе. И намного дальше. Например, киты слышат друг друга даже тогда, когда их разделяет более 100 километров.
(Слайд 22)
А в космосе звук распространяется?
Для того, что бы слышать звук, нужна какая-нибудь среда: вода, воздух. В безвоздушном космическом пространстве звуки не слышны.