| Актуализация | Словесный. | - Вспомним тему прошлого урока. - Как называются большие просторы нашей Родины? (Западно- Сибирская и Восточно- Европейская равнины) - Какие горы есть в России? (Уральские, Кавказскаие, Саяны, Алтай) - Назовите крупные острова и полуострова России. (Сахалин, Новая Земля, Камчатка, Таймыр) - Назовите крупные озера и реки России? (Каспийское море, Байкал, Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга) - Какой была первая кара России? - Молодцы! | |
| Самоопределение к деятельности | Наглядный, словесный | Ребята, посмотрите на экран, что вы видите( на слайде картинки- песок, золото, уголь, нефть, вода, соль), какое общее название мы можем им дать? О чем пойдёт речь на уроке? Верно, о полезных ископаемых. Но тема нашего урока звучит немного иначе: КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ. О чём мы узнаем на уроке? Давайте составим план нашего урока Узнать, что такое полезные ископаемые, и какие они бывают. Выяснить, кто такие геологи, и какими способами добываются разные полезные ископаемые. | Песок, золото, уголь, нефть, вода, соль Полезные ископаемые О полезных ископаемых Потому что природные ископаемые являются кладом нашей Земли. Ведь они помогают нам в повседневной жизни и они нам нужны. |
| ОНЗ | Словесный Наглядный | Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое полезные ископаемые? (на слайде появится определение) Прошло не мало лет….рассказываю Давайте посмотрим на слайд, в каких состояниях они бывают (твердые, жидкие и газообразные ) На стр.83 прочитайте 1 абзац и приведите примеры жидких п.и.; какое п.и .находится в газообразном состоянии? Ребята, почему же называют полезные ископаемые- кладовыми земли? Потому что они нам нужны в промышленности, в сельском хозяйстве. Добывают железную руду, из неё выплавляли сталь и чугун. А из этого делают сковородки чугунные, кастрюли и тд. Песок и глина помогают нам в строительстве домой и тд. Рассказываю про значение п.и. А кто-нибудь знает, кто находит полезные ископаемые и где их находят? Да, правильно это геологи, Давайте посмотрим на первый абзац, назовите мне слова, которые находятся под звездочкой. Откроем словарь на стр.174 и прочитаем кто такие геологи и что такое скважины Один из учеников читает 1 абзац на стр 83. Где чаще всего скрыты нужные породы? ( глубоко под землёй) А что такое месторождение? Месторождением называют места, где скопление п.и. находят в большом количестве. Стр 84 рассказываю детям про геологов, про различные приборы. Ребята, а как мы на картах можем найти полезные ископаемые? (у них есть определенные условные знаки, с помощью которых можно узнать, где и какие добывают разные виды полезных ископаемых) Слайд с условными знаками - Найдем их на карте. Откройте форзац учебника. И мы с вами сейчас будем находить полезные ископаемые и отмечать их название на физ.карте. Какими поземными ископаемыми богата наша родина. На экране у вас будет подсказка, какие ископаемые вам нужно найти. Дети работают в парах и вместе с учителем. Ребята, мы с вами узнали, кто такие геологи, как обозначаются полезные ископаемые, а как же их добывают? Кто-нибудь из вас знает? Рассмотрим рисунки на стр.85-86. Сама рассказиваю где и что добывают (карьеры, шахты, скважины и т. д.) Мы узнали с вами, где добывают полезные ископаемые? | грунтовые воды, нефть из которой производят керосин, бензин, пластмасса песок, глина, металлические руды, уголь природный горючий газ глубоко под землёй (у них есть определенные условные знаки с помощью которых можно узнать где добывают разные виды полезных ископаемых Сделай это фронтальной работой, сократишь время. Да, в карьеры и в шахтах для добычи грунтовых вод и нефти |