Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Что растёт на подоконнике?"»
Урок окружающего мира: «Что растет на подоконнике».
1. Организационный момент.
- Встали ровно. Улыбнулись
Мне, соседу, тихо сели.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели…
2. Актуализация знаний
1.) Работа по картинкам на доске
- Какую часть растений использует человек? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)
КАПУСТА МОРКОВЬ ЯБЛОНЯ КРАПИВА СВЕКЛА САЛАТ МАЛИНА ОГУРЕЦ ВИШНЯ РЕДИС ТЫКВА БАКЛАЖАН
2.) Разминка
а) Кустарники имеют один стебель? (нет)
б) У салата человек использует в пищу листья? (да)
в) Малина и смородина – это кустарники? (да)
г) У картофеля человек использует в пищу плод с семенами? (нет)
д) Плод с семенами – это надземная часть растений? (да)
е) Капуста – это корнеплод? (нет)
ё) Листья крапивы и одуванчика можно использовать в пищу? (да)
ж) Все растения имеют корни? (да)
з) Растения –это часть живой природы? (да)
и) Все растения можно использовать в пищу? (нет)
3. Самоопределение к деятельности.
- Муравьишка вновь спешит загадать вам загадки. Отгадайте их.
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка.)
- Эй, звоночки -
Синий цвет -
С язычком,
А звону нет! (Колокольчик.)
Лик пахучий,
А хвост колючий. (Роза)
- К какой группе можно отнести эти растения? (это цветы)
- Где вы видели ромашку и колокольчик? (на лугу)
- А где растут розы? (в саду, на клумбах)
- А где еще люди растут цветы? (дома)
- Как называются цветы, которые выращивают дома? (комнатные)
- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( о комнатных цветах)
- Прочитайте тему урока на стр. 24 учебника. (Что растет на подоконнике?)
4. Работа по теме урока.
- Предлагаю рассмотреть цветы на подоконниках в нашем классе. Есть ли среди них знакомые для вас растения? Как они называются? (ответы)
Рассмотрите внимательно окраску цветов
- Рассмотрите рисунки на стр. 24 учебника.
- рассмотрите внимательно каждое растение и скажите, какие из них есть у нас в классе? Какие есть у вас дома?
БЕГОНИЯ
- Рассмотрите листья бегонии…
Травянистое растение высотой от 15 см до 2 м. Очень разнообразны форма, окраска и размер листьев. На подоконниках выращивают низкорослые бегонии. Большинство бегоний цветут в домашних условиях, но цветки по-настоящему красивы только у бегонии клубневой. Растения этого рода требуют умеренного полива и боятся прямых солнечных лучей через стекло. Размножаются бегонии делением корневища, а также листовыми черенками. Родина бегонии – влажные леса жарких стран.
КАКТУСЫ
- Что напоминает вам кактус? На кого он похож? ( на ежика). Действительно, часто кактус называют зеленым ежиком. Родина этого растения – далекие пустыни Америки. Кактусы растут очень медленно. Благодаря разнообразной форме, опушению, окраске, красивым цветкам, ярким плодам они завоевали большую популярность. Выращивают кактусы в светлых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Летом поливают редко, но обильно, зимой – еще реже. Размножаются кактусы семенами, стеблевыми и корневыми черенками, отпрысками и прививками.
САНСЕВЬЕРА
- А теперь посмотрим на это растение…(сансевьера) Произнесем это трудное название хором. В народе это растение часто называют «щучий хвост». Как вы думаете, почему?
- Это травянистое растение сухих местообитаний, способное сохранять запасы воды в сочных листьях. Высота растения от 15 см до 1 м, в зависимости от вида. Сансевьеры разнообразны по форме – от небольших розеток с короткими заостренными листьями до высоких узколистых форм. Очень разнообразны и по окраске. Сансевьеры цветут – соцветие высотой до 30 см с мелкими белыми цветами, источающими необычный аромат. Под каждым цветком для привлечения насекомых образуются капли сладкого нектара. Сансевьеры очень светолюбивы и плохо растут при недостаточном освещении, совершенно не переносят избыточного увлажнения. Субстрат в горшке, где растет сансевьера, рекомендуется полностью просушивать, и только после этого поливать. Размножаются дочерними розетками.
ГИППЕАСТРУМ
- Как вы думаете, название какого растения означает «кавалер со звездой»? Почему? Как вы это объясните? Произнесем название растения хором…
- Это травянистое листопадное луковичное растение высотой до 60 см. Гиппеаструм ценится благодаря своему цветению. В марте-апреле, еще до распускания листьев, из луковицы появляется цветонос, на котором по очереди раскрываются 3-4 больших цветка – «граммофона2 разнообразной окраски. После цветения развиваются листья, которые опадают в сентябре-октябре. На зиму горшок с луковицей убирают в темное прохладное место и хранят там до марта-апреля. Размножается семенами и детками.
КАЛЛА, или белокрыльник
Угадайте, о каком растении идет речь: имеет крупные листья, цветы похожи на кораблики.
- Родина – Южная Африка. Травянистое растение с клубневидным корневищем и розеткой стреловидных листьев на длинных черенках. Многочисленные мелкие цветки без околоцветника собраны в соцветие-початок, окруженное белым чехлом. Растение теневыносливое. Необходимы обильный полив и частное опрыскивание, особенно в период цветения. Зимой поливают умеренно и содержат в прохладном помещении. Размножают отпрысками, образующими на шишковидном корневище.
ФИАЛКА
- Мы забыли еще одно растение, которое радует глаз множеством скромным красивых цветов.
- Фиалка – символ пробуждения природы. Фиалка олицетворяет невиновность, чистоту и скромность. Этот цветок в большой чести у французов. Среди комнатных растений фиалка занимает особое место. Огромное разнообразие сортов, пышное и долгое цветение, простота выращивания и размножения – все это делает ее любимейшим домашним растением.
5. Физкультминутка
СПАЛ ЦВЕТОК И ВДРУГ ПРОСНУЛСЯ
БОЛЬШЕ СПАТЬ НЕ ЗАХОТЕЛ
ШЕВЕЛЬНУЛСЯ, ПОТЯНУЛСЯ,
ВЗЗВИЛСЯ ВВЕРХ И ПОЛЕТЕЛ.
СОЛНЦЕ УТРОМ ЛИШЬ ПРОСНЕТСЯ,
БАБОЧКА КРУЖИТ И ВЬЕТСЯ.
6. Продолжение работы по теме урока.
1.)Работа по учебнику
- Посмотрите на Мудрую Черепаху на стр. 25. Какой интересный у нее наряд! На кого она похожа? (на путешественника)
- А знаете ли вы, что наши растения – тоже путешественники? Они пришли к нам из разных мест. Кто помнит, где родина кактусов?(в пустыне)
- В пустыне очень жарко, и именно поэтому у кактуса вместо листьев – колючки.
- Рассмотрите фотографии на стр. 25. Определите по фотографиям родину кактусов и бегоний. Докажите правильность своего выбора соседу по парте.
2.) Выполнение заданий в рабочей тетради
- Практическая работа №1, №2
7. Рефлексия
- Оцените свои достижения на уроке
8. Подведение итогов урока.
- Комнатные цветы радуют нас. С ними в комнате становится красиво и уютно. Поселившись в нашем доме, они принося большую пользу: способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом, очищают от вредоносных примесей. Нужно уметь ухаживать за ними, и тогда они будут долго радовать нас своей зеленью и красотой.
- Выполнили мы учебную задачу урока? Узнали ли мы названия комнатных растений? Каких?
Молодцы!!!!!