СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Имя города, села..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Имя города, села..."»

Учитель: Журавкова Г.В

«СОШ с. Антипино»

УМК «Перспективная начальная школа»


Урок окружающего мира

2 класс


Тема: Имя города, села, поселка


Цели: Ознакомить учащихся с историей возникновения названий городов, сел родного края. Продолжать учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме. Развивать речь учащихся. Прививать эстетические чувства на основе знакомства с народными промыслами. Воспитывать любовь к родному краю.


Оборудование:


  1. Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 ч., автор Федотова О.Н и др., хрестоматия «Окружающий мир» 2 класс, автор Федотова О.Н. и др., тетрадь «Наш мир» № 2, автор Федотова О.Н.

  2. Компьютер с программой Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, экран

  3. Карточки лото «Народные промыслы»



Ход урока


1.Орг. момент


2.Сообщение темы и целей урока


- Изучение какой большой темы мы начали на прошлом уроке?

( В родном краю)

- Вы посылали письмо в клуб «Ключ и Заря». Что вы указывали после имени отправителя и имени получателя? (название города)

-Каждый город, село, поселок имеет свое название, имя. Тема нашего урока: «Имя города, села, поселка»

-Почему городам давали такие названия?

-Какие города дали название изделиям народного промысла?

Все это мы узнаем на уроке.


3.Проверка домашнего задания


-В каком селе находится наша школа?

-Почему село носит такое имя?

-Когда возникло наше село?

-На прошлом уроке у нас была экскурсия по селу. Что вам больше всего запомнилось?


Игра «Перекличка достопримечательностей родного села»

(Дети по цепочке выходят к доске, показывают рисунок, называют, что они нарисовали)

Выставка рисунков «Самое лучшее село»

-Как вы ответили на вопрос текста домашнего задания: «Какое село самое лучшее?» (То, в котором родился, живешь, учишься)


4.Изучение нового материала


  1. Знакомство с историей названия села Мирное


-А какой самый лучший город для Маши и Миши?

-От какого слова произошло название села? ( мир)

-Вспомним, на уроке русского языка мы знакомились с происхождением слова «мир» Еще во времена прапрадедушек и прапрабабушек было два слова «мир»

Слайд № 2

-Что означало это слово? (Мир – отсутствие войны.)

-А это? ( Мiр – вся земля, все вокруг, живущие вместе)

- От какого же слова (1 или 2) образовалось название села? (мiр)

- Что означало слово «Мiрное»? (построенное всем миром)

-Со временем и написание, и ударение стало другим. (Мирное)

2) История появления названий городов родного края

-История появления названий населенных пунктов часто связана с именами их основателей.

Слайд № 3

- Вот город Ярославль основан князем Ярославом Мудрым почти 1000 лет назад.

Слайд № 4

- Город Владимир основан князем Владимиром Мономахом.

Слайд № 5

- А вот город Санкт-Петербург.

-Кто из вас, ребята, был в этом городе?

- А вы знаете, кто основал этот город?

- Город Санкт-Петербург обязан своим именем основателю – царю Петру I

Именно он решил заложить в устье реки Невы новый город, город Святого Петра. Святой Петр – один из учеников Иисуса Христа, проповедника христианства.

- А вы можете рассказать про названия населенных пунктов, связанных с вашей семьей?

(Выслушиваются ответы детей)

Слайд № 6

- Если город стоял на берегу реки, озера, то он часто получал имя по названию реки. Ученые считают, что Москва получила имя по названию реки.

Слайд № 7

- Волгоград получил свое имя по названию реки Волга.

Слайд № 8

- Многие названия связаны с географическим положением или с природой родного края. Село Заречье, деревня Высокое, поселок Сосновый Бор.

- У каждого названия своя история и в этом его ценность.

Физкультминутка


К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль,

Все как один

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.


  1. Работа с учебником


- Откройте учебник на с.96 и найдите в тексте предложения о городе, который тоже получил название по реке.

Слайд № 9

- Чем прославился этот город?

( Город Вологда прославился кружевом)

- Как красивы эти изделия. Они ценятся не только у нас в России, но и за рубежом.

- Многие города, деревни прославились своими народными промыслами.

Слайд № 10

-Что такое народный художественный промысел?

Откроем словарик в конце учебника. Прочитаем.


  1. Беседа о народных промыслах


- Какие вы знаете изделия народного промысла, которые получили имя по названию поселка, села?

(Гжель, Хохлома, Городец, Жостово)

Слайд № 11

- Что изготавливают в Гжели?

(фарфоровую посуду)

- В чем особенность гжельского фарфора?

(Роспись изделий только синей краской)

Слайд № 12

- А где изготавливают металлические подносы с росписью?

(деревня Жостово)

- Чем украшают их мастера?

(узорами из цветов)

- Художник старается сделать поднос понаряднее, поярче.

Слайд № 13

- Чем прославилось старинное село Хохлома?

(деревянной посудой)

- Какими красками пользуются художники из Хохломы?

( черной и красной по золотому фону)

Слайд № 14

- Почему Городецкую роспись называют сказочной?

(Можно увидеть сказочных птиц, диковинные цветы, ярко раскрашенных лошадок.)

- Когда-то, давным-давно, наши деды и прадеды хлебали щи такими деревянными ложками, самовары ставили на красивые подносы. В наше время все изменилось. Этими предметами уже почти не пользуются люди, но их красота продолжает радовать нас. В каждом доме есть предметы народного промысла. Они создают уют, тепло, поднимают настроение.


  1. Кроссворд


Слайд № 15


    1. Какое слово дало название селу, в котором живут Маша и Миша?

    2. Город, прославивший себя плетением кружев.

    3. Какой краской расписывают мастера Гжели свои изделия?

    4. Город, основанный царем Петром I.

    5. Название деревни, в которой изготавливают и расписывают металлические подносы.

    6. Имя князя, основавшего город Ярославль.

- Какое слово получилось в выделенных клетках?









1

 

 















 














2

 

 

 

 

 

 














 

















3

 

 

 

 













 














4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 












5

 

 

 

 

 

 
















 












6

 

 

 

 

 

 













  1. Игра – лото « Народные промыслы»

  2. Итог урока

- Что нового узнали на уроке

- Зачем городу, селу, поселку нужно имя?

Оценить работу детей.

  1. Домашнее задание

Стр. 93 – 97,задание № 74 в тетради













Приложение


Карточки лото



























































































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!