СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира. Кожа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок усвоения новых знаний и способов действий.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. Кожа.»

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе

Тема урока. Кожа.

Учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир (в двух частях): 4 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / – М.: Вентана – Граф;

Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий.

Результаты:

Личностные: Проявление интереса при ознакомлении с данной темой; формирование адекватной мотивации к учебной деятельности

Метапредметные :

Познавательные: выработать правила защиты кожи и ухода за ней.

Регулятивные: оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.

Предметные: Определить роль кожи в организме человека.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, мультимедийный проектор, Презентация «Кожа»

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Приветственное слово учителя:

Жизнь! Люблю ее безмерно!

В ней лишь ключ к познанью верный.

Холод, зной, восход, закат,

Лед и пламя, свет и тени –

Мудрой жизни проявленье

В них приветствовать я рад. Наим Фрашери

-Эти замечательные строки вдохновляют нас на активное и заинтересованное продолжение познания окружающего мира, в котором столько таинств и открытий нас еще ждет..


Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

УУД

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Повторение

1.Беседа по вопросам:

– Назовите органы выделения.

– Почему организм постоянно освобождается от ненужных веществ?

– Что вы знаете о почках?

2. Опрос по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Задание. Перечислите пять систем человека.

Карточка 2.

Задание. Запишите, что относится

к нервной системе – _____________;

пищеварительной системе – ____________;

дыхательной системе – ________________;

кровеносной системе – __________;

выделительной системе – ____________.

Карточка 3.

Задание. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы ___________, _____________, забирает _____________ и ненужные для организма _______________.

Карточка 4.

Задание. Выберите из перечисленных слов названия органов выделения.

Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, легкие, сердце, кожа.

Фронтальная работа






Работают по карточкам











Личностные: Проявление интереса при ознакомлении с данной темой; формирование адекватной мотивации к учебной деятельности

Коммуникативные: передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Актуализация знаний учащихся

2 мин.

1. Введение в тему урока.

Советов не давай – советов не беру.

Сама учусь всему, свой опыт мне дороже.

Живу, как журавли, как лесовик в бору,

Воспринимая жизнь душой и кожей.

Н. Леонова

– О каких способах познания окружающего мира пишет поэтесса?

– Как можно воспринимать мир кожей? А душой?

– Конечно, автор стихотворения – уже взрослый человек, поэтому она хочет во всем сама разобраться, а вот вам опыт старших товарищей и авторов нашего учебника очень полезен для изучения новых сведений о мире и о человеке.

– Сегодня наш разговор пойдет о ……..роли кожи в системе органов человека.

-Итак, назовите тему нашего урока?

- Откройте учебники на стр. 31-3, рассмотрите материал учебника, сформулируйте цели урока.

Учащиеся читают.

Отвечают на вопросы.









Личностные: умение слушать учителя

Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении данной темы.


Усвоение новых знаний и способов действий

(12 мин)

1) Рассказ учителя по презентации.

о строении и значении кожи.

-Какие основные части человека вы знаете? (Это голова, шея, туловище, руки и ноги).

-Все эти части покрыты кожей. Кожа защищает тело от различных повреждений. Она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары.

Кожа не просто оболочка нашего тела. Она надежный защитник от многих, самых различных опасностей. Вот почему она так же необходима для сохранения жизни, как сердце или мозг.

Давайте возьмём лупу и рассмотрим кожу.

Рассматривая с помощью микроскопа строение кожи, можно увидеть под наружным, очень тонким слоем надкожницы более толстый слой собственно кожи. Его толщина – 1–2 мм. Здесь находятся корни волос, маленькие железки и большое количество различных чувствительных телец. Эти тельца посылают по нервам в мозг срочные сообщения: одни – о возникшей боли, другие – о тепле, холоде, прикосновении к коже. В ответ мозг принимает решения и контролирует их выполнение, чтобы вовремя предохранить организм от всяких неприятностей.

Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в два этажа.

Ночью и днем, в жару и холод температура внутри нашего тела почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение кровеносных сосудов, расположенных в «верхнем этаже». Когда они расширяются, по ним протекает много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам «нижнего этажа», и кожа становится холодной, а потому потеря организмом тепла снижается. В жаркую погоду начинает работать огромное количество маленьких железок, вырабатывающих пот. Попадая по трубочкам на поверхность кожи, он испаряется и тем самым охлаждает кожу.

Вы видите много волосков и мелких отверстий. Через эти мельчайшие отверстия на поверхность кожи постоянно выступают пот и жир. Вместе с потом из тела выделяются различные вредные вещества. Когда бывает очень жарко, человек сильно потеет. Пот испаряется с кожи, и тело человека охлаждается, ему становится легче переносить жару. Жир, выделяемый кожей, смягчает её.

Под кожей есть слой клеток, почти целиком заполненных жиром. Это подкожная клетчатка. Она тоже принимает участие в защите организма. Толщина ее в отдельных местах может достигать нескольких сантиметров. Она оберегает нас от возможных толчков и ударов.

Большое значение имеет надкожница, хотя ее толщина – десятые доли миллиметра. Она не пропускает ни воды, ни растворенных в ней веществ. Микробы заразных болезней могут проникнуть через надкожницу, только если она повреждена. Однако она плохо задерживает солнечные лучи, и можно получить ожог.

Хорошо еще, что благодаря особому свойству надкожницы кожа покрывается загаром, который сильно задерживает ультрафиолетовые лучи. Если солнечная ванна не слишком длительна, ультрафиолетовые лучи, возбуждая клетки надкожницы, заставляют их скорее расти и размножаться. Находящиеся в части клеток маленькие темные зернышки начинают увеличиваться, иногда заполняя чуть ли не всю клетку. Они-то и образуют сплошной коричневый слой загара. Загар мешает ультрафиолетовым лучам проникнуть в глубь кожи.

Кожей мы непосредственно соприкасаемся с окружающей средой. В коже имеется огромное количество нервных окончаний, с помощью которых мы воспринимаем тепло, холод, прикосновения.

В середине XVII века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» – олицетворение «золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался.

Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Он сильно замёрз: золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась. Мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX веке, опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма.

2. Вопросы и задания для обсуждения:

– Рассмотрите рисунок-схему «Строение кожи» на с. 31 учебника.

– Из каких частей состоит кожа?

– Как называется первый слой кожи?

– Что находится во втором слое? Из чего состоит третий слой?

3. Гигиена кожи.

- Необходимо соблюдать гигиену кожи. Навыки личной гигиены не только помогают сохранить крепкое здоровье, но и заряжают бодростью, повышают настроение.

К основным требованиям личной гигиены относится прежде всего чистота тела.

Кожа выполняет ряд сложных физиологических функций. Она защищает организм от вредных воздействий внешней среды: механических, физических, химических и от проникновения микробов. Кожа постоянно самоочищается вследствие слущивания поверхностного слоя клеток (эпителия). Кожа участвует в газообмене организма: поглощает кислород и выделяет углекислоту. Кроме того, кожа участвует в теплорегуляции организма. Поддержание определенной температуры тела обеспечивается главным образом благодаря разветвленной в коже сосудистой сети. При повышении температуры внешней среды сосуды кожи расширяются, увеличиваются приток крови и отдача организмом тепла; при этом увеличивается и потоотделение. При низкой температуре окружающего воздуха (или воды) сосуды кожи суживаются, приток крови уменьшается, теплоотдача понижается.

На поверхности кожи оседают пылинки, скапливаются отторгнувшиеся чешуйки поверхностного слоя. Это благоприятная питательная среда для микробов. Чешуйки, кожный жир и пыль, смешиваясь, превращаются в грязь, которая, собираясь в складках и порах кожи, затрудняет нормальную работу сальных и потовых желез, препятствует выделению пота и кожного сала.

В свою очередь грязь вызывает раздражение кожного покрова, нередко служит источником различных гнойничковых заболеваний.

Чтобы кожа была здоровой, необходимо выполнять определенные гигиенические правила.

Вода и мыло открывают поры сальных и потовых желез, смывают микробы, а также разложившийся жир и пот. Кожа очищается, улучшается кожное дыхание. Во время мытья кожу растирают и слегка массируют – это улучшает кровоснабжение. Душем и ванной можно пользоваться ежедневно. Чтобы не вызывать пересушивания кожи, лучше употреблять туалетное мыло (банное, детское, ланолиновое, косметическое и др.).

После мытья руки рекомендуется вытирать насухо, чтобы не образовались трещины. Хорошо смягчает кожу рук любой жирный крем: «Питательный», «Атласный», «Ланолиновый» и др.

Теперь вы знаете, что через поры кожи выделяются жир, пот. К ним легко прилипают пыль и другая грязь.

– Что тогда происходит с кожей?

– Как надо поступать в таких случаях?

Мыть кожу очень важно, так как на грязной коже поселяются микробы, в том числе и такие, которые вызывают разные заболевания человека. На 1 квадратный см грязной кожи насчитывается до 40 тысяч микробов. Достаточно небольшой царапины для попадания микробов в организм. Значит, кожа защищает внутренние части тела человека от попадания в них микробов. Необходимо заботиться о коже. После мытья надо сухо вытереть кожу мягким полотенцем. Нельзя сразу выходить на улицу, особенно в ветреную погоду: кожа быстро высыхает, морщится, начинает шелушиться. Иногда на такой коже образуются трещины.

4. Первая помощь при обморожении и ожогах.

Сильную боль вызывают ожоги и обморожения кожи. Обожжённые места надо смазать спиртом или одеколоном, а при сильных ожогах немедленно обратиться к врачу. При обморожении кожи поверхность её белеет. В этих случаях надо осторожно растереть обмороженные участки мягкой шерстяной тряпочкой или чистой варежкой. При сильном обморожении надо обратиться к врачу.


Работают по презентации


Слушают учителя, участвуют в беседе.




















Познавательные: выработать правила защиты кожи и ухода за ней.

Регулятивные: оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.


Физкультминутка

(3 мин)

Музыкальная для глаз

Выполняют движения

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке


Закрепление новых знаний и способов действий

(15 мин)


1. Работа по тексту учебника.

Задание. Прочитайте тест в учебнике на с. 32 о том, как надо заботиться о коже.

– Что необходимо делать, чтобы закалить кожу?

2)Работа в тетради

ср. 14 З.37,38 (самостоятельно)

2) Работа в парах. 3.39





Работают самостоятельно.

Работают в парах.

Самооценка.

Взаимооценка.


Коммуникативные: умение работать с тетрадью и учебником.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.



Итог урока


2 мин.


Что нового узнали?

- Назовите тему и цели урока.

- Как вы думаете, мы цели достигли?

-С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? Что они означают?

Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам.

Рефлексия деятельности.

2 мин.

Продолжите фразу:

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Лесенка

-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?


Дети оценивают свою деятельность


Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

1 мин.


Стр. 30-33 зад.1 подготовить рассказ о значении кожи



Записывают домашнее задание в дневник.





Личностные: осознание необходимости учения.

Коммуникативные: умение подробно и полно ответить на поставленные вопросы

Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!