СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 3 классе . Круговорот воды в природе

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе"»















« Превращения и путешествие воды (круговорот воды в природе)»

Проект урока окружающего мира

(Программа Плешакова А.А.), 3 класс







































Цель:

Формирование у детей представления о круговороте воды, как о важнейшем явлении в природе, связанным со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое).

Задачи:

1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.

2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах,

происходящих с водой.

3. Развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,

4. Создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказы

вать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.

Оборудование:

карточки с надписями о состояниях воды и её свойствах, термины «КОНДЕНСАЦИЯ», «КРУГОВОРОТ», для каждого ученика картинка с изображением природы, листочки с домашним заданием, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, банка с водой, электрический чайник, стеклянная крышка с ненагреваемой ручкой.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- правила посадки;

- эмоциональный настрой:

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймёте обязательно.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня в гостях у нас Капелька. (Слайд 1) Она приготовила вам загадку.

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая?

(Вода)

Учитель.

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали?

Почему вместо отгадки появились буквы? Как называется наука, которая изучает вещества? (химия). Вода в химии записывается с помощью эти букв - этой формула воды Н2О. А почему Капелька пришла к нам?

2. Актуализация знаний.

Учитель.

- Давайте вспомни, что на прошлом уроке мы узнали про воду. А поможет нам Капелька, она вам будет задавать вопросы. А вы отвечайте. (Слайды 2 – 9)

(После каждого ответа вывешивать на доску надпись со свойствами воды)

  • Найди меня. Где я спряталась в твоём классе? (ведро, горшки с цветами, кран, в вазе…)

  • Почему про воду говорят, что она «вездесущая»? (везде существует)

  • Ты налил меня в стакан. Попробовал. Понюхал. Что ты заметил? (не пахнет, нет вкуса)

  • Ты налил меня в стакан. Положил туда ложку и через стакан смог её увидеть. Какое моё свойство помогло тебе в этом? (прозрачность)

  • Ты налил меня в стакан. Сравнил с полоской красного, синего, зеленого цвета и понял, что я…(без цвета)

  • Ты налил меня в стакан. Из стакана перелил в банку, из банки в стакан. Что за свойство я проявляю? (текучесть)

  • Ты налил чай. Положил сахар, размешал его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому моему свойству? (растворяет некоторые вещества)

По мере ответов на доске появляется запись (использовать карточки со словами – (приложение 1)

- Что мы с вами сейчас вспомнили?

СВОЙСТВА ВОДЫ:

*без вкуса

*без запаха

*прозрачность

*бесцветность

*растворитель

*текучесть

*…

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.

- Ребята, как вы думаете, на прошлом уроке всё ли оводе мы узнали? Хотите узнать что-то новое ещё?

Учитель.

- Прочитайте на доске тему нашего урока. Вода – путешественница. Что бы вы хотели узнать оводе сегодня?

Учащиеся.

- Как путешествует вода? Есть ли ещё у воды свойства? Запись вопросов на доску.

Учитель.

- Начнём работу.На парте у вас лежит стихотворение. Прочитайте. Как вы это понимаете? Обсудите в парах, в каком виде встречается вода.

Я и стужа, и туман,

и ручей, и океан…

Я летаю и бегу,

и стеклянной быть могу.

( «Мозговой штурм». Принимаются ответы детей. Делается акцент на рассуждения, раскрывающие понятие «состояния» воды).

- Какие строчки говорят о том, что вода бывает в жидком состоянии? (и ручей и океан, бегу)

- Какие строчки говорят о том, что вода бывает в твёрдом состоянии? (и стеклянной быть могу)

- Что ещё пишет автор о воде?

Учитель.

- Давайте проверим, правильно ли вы назвали состояние воды?

Туман – это тоже какое-то состояние воды? А как оно называется?

Один ученик рассказывает. Остальные дети слушают.

Что такое туман?

Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе.

Учитель.

-О каком свойстве воды говорит это явление? Испарение - прикрепить табличку к свойствам воды.

- А кто-нибудь знает, как называется это состояние? Это состояние называется газообразное.

Вывод: Вода может быть в жидком, газообразном, твёрдом состоянии.

Учитель.

- Ребята, как вы думаете, где еще можно наблюдать воду в жидком состоянии? (Слайд 13) (Моря, реки, океаны, ручьи, дождь…)

Учитель.

- Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Лёд, снег, айсберги). Что такое айсберг? Где их можно встретить?

Сообщение ученика об айсбергах. (Слайд 14)

Ледяные бродяги (по Мезенцеву)

Слово «айсберг» означает «ледяная гора». И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40 – 60 метров. Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной. Откуда же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

Айсберги очень опасны. Известна трагедия, которая случилась в океане с пассажирским лайнером «Титаник» на пути в Америку.

На полном ходу ночью он столкнулся с громадной плавучей ледяной горой и получил пробоину длиной 90 метров.

Водонепроницаемые отсеки начали быстро заполняться водой.

Темный океан казался пассажирам страшнее, чем медленно погружающийся в воду лайнер. Радист передал в эфир сигнал бедствия « SOS», Но помощи не было. Через два часа к месту трагедии подошел пароход и взял на борт спасшихся пассажиров и моряков. Рядом на поверхности мирно покачивался гигантский айсберг.

Учитель.

- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман.Пар.)(Слайд 15)

Вывод: В каком состоянии может находиться вода?(Жидкое,газообразное, твёрдое).(Слайд 16)

Учитель.

- Давайте вернёмся к новому свойству воды, которое мы узнали сегодня. Как оно называется?Испарение. Капелька вам покажет, как это происходит.

Рассказ Капельки по слайду(читает ученик).

Прошел дождь, на земле появились лужи. Солнышко засветило. Вскоре лужи стали меньше. А потом и вовсе исчезли. Почему? Какое свойство воды помогло? (Испарение).

Учитель.

- Попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.

Учитель.

- Наша Капелька попала в чашку.

4. Новый материал.

*Демонстрационный опыт.

Учитель.

- Возьмём чашку и нагреем воду.Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(отвечают дети - …газообразное состояние, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается куда?… (вверх). Вода закипает. Учитель вызывает еще одного ученика для наблюдения. Он сообщает, что капли падают обратно в чашку.

Учитель.

- Достигая холодной крышки, он охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название КОНДЕНСАЦИЯ– переход вещества в жидкое или твёрдое состояние из газообразного.(термин прикрепить на доску).

- Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? Падают вниз. Затем опять вода закипает, становится паром, поднимается вверх… и вот так наша Капелька в чашке, что делает? Путешествует.

- Ребята, а как вы думаете, а в природе, возможно, такое путешествие Капельки?

** Практическая работа

Учитель.

- У вас на столе рисунок элементов природы (водоем, солнышко, облако) Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, Капелька начинает своё путешествие, и при помощи стрелок покажите путешествие Капельки в природе.

- Давайте проверим, правильно ли вы сделали?

- Кто нам покажет это путешествие у доски?

(Слайд 18)

Учитель.

- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

- А теперь давайте посмотрим на этот процесс. Греет солнце. С поверхности воды и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар там охлаждается и образует множество капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

- Как бы вы назвали это путешествие воды? Круговорот воды в природе. Объясните слово «круговорот» какие слова спрятались в слове круговорот? Круг и ворот – вращение. Вращение по кругу. (Слайд 19)

Учитель.

- Подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли? Почему?

Ответы детей.

- Нет. Она возвращается.

***Работа с учебником.

Учитель.

- Страница 54. Прочитать абзац. Что интересного узнали о воде?

- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.(Дети будут отвечать и да, и нет) Давайте поразмыслим логически. Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить).

- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.

- Высыхает? (Да) Значит, вода испаряется и в мороз. Только медленнее.

- Запомните. В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)

Вывод. Круговорот воды бесконечен.

5. Итог урока.

Учитель.

- Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.

- Ребята, посмотрите на тему нашего урока. А как по-другому её можно сформулировать?

- Посмотрим на вопросы, которые мы составили с вами в начале урока. На все ли вопросы мы ответили?

- Что нового узнали о воде?

Учитель.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и определить тему нашего следующего урока.

Просто о воде

1.Вода… Разве это не счастье

В зной прохладу ее ощутить?

Оказавшись у жажды во власти,

Силу чистой воды оценить.

2.Разве это не счастье, скажите,

Когда в ритме мирской суеты

Вы у моря беспечно лежите,

Наслаждаясь мерцаньем воды?

3.Когда пылью окутает город

И в полях засыхают хлеба,

Каждой каплею дождик нам дорог.

Разве это не счастье – вода?

4.А осенней промозглой порою,

Когда душу съедает печаль,

Мы, опять же, спасаясь водою,

Пьем горячий живительный чай.

5.Так давайте ценить это чудо,

Чтоб с водою в гармонии жить.

А она с благодарностью будет

Нам любовью за это платить!

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на следующем уроке? Правильно, мы с вами будем говорить об охране воды. И поэтому Капелька приготовила вам вот такое домашнее задание.

6.Домашнее задание от Капельки.

Капелька вам приготовила домашнее задание.

Домашнее задание. (Слайд 25)

  1. Подсчитайте дома с родителями, сколько вы в своей семье в среднем тратите воды за сутки.

  2. Предложите план экономии воды в вашей семье.















Приложение

Свойства

воды


  • без запаха


  • без вкуса


  • прозрачная


  • бесцветная


  • растворитель


  • текучесть


  • ?


  • испарение


круговорот


конденсация


Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.


Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.


Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.



Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.



Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.


Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.



Я и стужа, и туман, Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан… И ручей, и океан…

Я летаю и бегу, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. И стеклянной быть могу.































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!