СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом. Научиться пользоваться глобусом,объяснить особенности движения Земли.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"»

Тема. На что похожа наша планета?

Цель: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли;

объяснять особенности движения Земли.

Оборудование: глобус, тарелка, мяч, презентация

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, пластилин

Ход урока

  1. Орг. момент

Эмоциональный настрой

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки показать свое настроение.

– Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло своим одноклассникам.

- Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

1.Актуализация знаний

- Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? ( Что вокруг нас может быть опасным?)

- Какие предметы в доме могут быть опасными? ( Газ, электрические приборы, острые и колющие предметы, огонь, лекарства, бытовая химия)

- Как нужно с ними обращаться, чтобы они стали для нас друзьями? (Осторожно)

- А как правильно нужно переходить улицу? ( По пешеходному переходу, пользоваться светофором).

Игра «Светофор» ( Учитель показывает детям красный круг – дети стоят на месте, жёлтый - руки на пояс, зелёный – идут на месте).

- Да, ребята, помните, что дома обычные вещи могут оказаться опасными, если с ними неосторожно обращаться. На улице особенно важно правильно переходить улицу.

2.Самоопределение к деятельности

( У учителя на столе глобус, тарелка , мяч)

-Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и Мудрая Черепаха.

Послушайте загадку и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка , ни лица.

Знают все - и млад и стар,

Что наш дом - большущий шар. (Земля)

- Кто понял, о чём мы будем говорить на уроке? (О нашей планете).

- Что узнаем на уроке, предположите? (Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется).

3.Работа по теме урока

- Вспомните, что вы знаете о нашей планете? ( Земля – планета, на которой мы живём. Она спутник Солнца).

- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую форму имеет наша планета? ( Учитель показывает тарелку и мяч. Дети высказывают свои предположения).

- Если предположить, что Земля плоская, можно дойти до края Земли? (Да)

- А если Земля – шар, можно ли дойти до края? (Нет)

4. Работа со слайдами

Рассказ учителя по слайдам

Сегодня известно, что Земля имеет форму шара.

В древности представления о Земле были разными.


В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещается небесный океан, а еще выше живут боги.


Древние греки думали, что все небеса населены богами, а людям досталась Земля-Огромный остров.


Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе


Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.


И вот португальский ученый путешественник решил обойти вокруг Земли на корабле. Магеллан снарядил пять судов.

Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном  

и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.  

Три года корабли плыли все вперед и вперед не меняя направления. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт  через три года. Магелан доказал, что Земля круглая.


Также в древности по своим наблюдениям доказали, что Земля имеет форму шара.


В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.


Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение.


Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

Рассмотрите рисунки-схемы на с.49. Порассуждайте с товарищем по парте о том, как движется наша Земля.


Земля-третья планета Солнечной системы.


Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Когда космонавты глядят на нашу планету из космоса, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета е просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты.


Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. И хотя летит Земля очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз.


Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.



5. Физкультминутка

6. Работа по учебнику с. 48-49

Работа в парах

- Какое изображение Земли правильное – 1 или 2? Докажите.

Подскажут доказательства верного предположения рисунки 3-4.

- Скажите, Земля неподвижна или она движется?

Рассмотрите рисунки-схемы. Они помогут вам понять, как движется Земля.

(Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка).

- Ребята, а что держит в руках Мудрая Черепаха с. 49? ( Глобус)

(Учитель показывает глобус).

Глобус – модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонён по отношению к подставке.

7.Моделирование


 Давайте вылепим из пластилина модель Земли. А что такое модель?

Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, вылепим шар из пластилина голубого цвета. А как показать сушу на наших моделях?

Конечно, нужно взять пластилин зелёного, жёлтого, коричневого цвета.

Люди это давно уже изучили и создали глобус.

Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М.Бехайм. Он назывался «Erdapfel» или «Земное яблоко».



8. Работа в тетради на п. о. с. 33

Задание 1. Обведи предметы, на которые не похожа наша планета.

Задание 2. С помощью глобуса раскрась на рисунке нашу планету.

9. Рефлексия

Муравьишка и Черепашка приготовили для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.

- Как называется наша планета?

- Какую она имеет форму?

- Как движется Земля?

- Что такое глобус?

А теперь скажите, ваши предположения подтвердились ?

( Земля имеет форму шара. Фотографии из космоса это подтвердили).

-Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!