Урок окружающего мира в 1-Б классе
Тема : «Как живет семья? Проект «Моя семья»
Цели: закрепить знания о семье; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать; осуществляют поиск необходимой информации .
Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика строить понятные речевые высказывания.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, наглядность.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка
А у них есть я.
Что это? ( СЕМЬЯ ).
Сообщение темы урока
-Сегодня на уроке мы поговорим о семье.Через ваши рисунки и выполненные проекты познакомимся с семьями одноклассников.
IV. Объяснение нового материала
Беседа
– Как вы понимаете слово семья? Семья – это дом. Семья- это мир, где царят любовь, преданность, дружба.
Семья- это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу люди. Раньше семьи всегда были большими.А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
-Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья».Давайте их послушаем.
Сергей Иванович Ожегов – 1.Семья - группа живущих вместе близких родственников.
Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами.
Дмитрий Николаевич Ушаков – Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников,живущих вместе.
-Дети, значение слова семья трактуется одинаково в разных словарях?
-Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
-Как вы понимаете эти слова?
Физкультминутка:
Раз,два,три,четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Раз,два,три,четыре,пять,
Всех могу пересчитать:
Папа,мама,брат,сестренка,
Кошка Мурка,два котенка
Мой сверчок,щенок и я
Вот и вся моя семья.
-Настоящую дружную семью - очень трудно сохранить. Для этого нужно очень много работать.Не только на работе, но и в семье.Давайте подумаем, кем часто приходится быть дома маме, папе, бабушке, дедушке? А как можно сделать так, чтобы у них было больше свободного времени?
Какие обязанности есть у вас в семье?
Игра «Кто кому кто? (слайд)
3 Игра «Найди пару и соедини стрелочкой» ( на доске)
БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ СЕСТРА
БРАТ ПЛЕМЯННИЦА
ТЕТЯ ДОЧЬ
-В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали,малыши старость уважали, а старики малых жалели. Членов семьи называли домочадцами(словарик).Вместе ели и пили,только не тужили.
В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста.
Поколение (словарик)- это люди одного возраса, живущие в одно время.
Все ученики нашего класса - младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки-старшее поколение.
Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она и вовсе не нужна?
-Дети, когда в семье лад, согласие, как называют такую семью?
Знаете ли вы, как зовут ваших родителей по имени-отчеству?
- А как определяется отчество человека?
По имени своего отца.
Физкультминутка
4. Работа по учебнику (с. 56–57).
А что объединяет всех членов семьи?
Общие дела, интересы, особые отношения.
– Прочитайте, какой вывод сделала Мудрая Черепаха.
Учащиеся читают вывод (с. 57).
V. Работа над проектом «Моя семья»
Я посмотрела ваши рисунки, которые вы выполнили дома.Именно такие семьи нам нужны, такие счастливые.
И наконец вы подготовили проект «Моя семья» ( защита проектов)
Упражнение «Продолжи предложение»
Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены).Ваша задача: закончить предложение.
-Я хочу,чтобы мои папа и мама были...
-Я люблю,когда бабушка...
-Мои мама и папа самые...
-Я люблю своих родителей за то,что...
-Я доверяю своим родителям...
-Я люблю свою бабушку за то,что...
-Я хочу своим родителям пожелать...
Свою семью я считаю...
-Моя мамочка для меня самая...
VI. Итоги урока
Дети, что изображено на ребусе (на доске) 7-Я.Почему 7-я. Правильно, все члены семьи должны быть равноправны. 7-точно таких же как и я членов семьи.
Объясните значение пословицы: «Вся семья вместе,так и душа на месте»
VII. Рефлексия
-Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной.
И вот я представила нашу семью-это наше древо, наша классная семья.
На ваших партах листочки, давайте оценим свою работу на уроке.