План-конспект урока «Окружающий мир»
А.А.Плешаков УМК «Школа России».
Тема: « Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Цели урока.
систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; дать понятие о витаминах, раскрыть их значение для человека; актуализировать сведения о правилах гигиены, правильного питания.
развитие логического мышления, интереса познания окружающего мира, самостоятельности, навыков работы с информацией;
продолжить работу по воспитанию у учащихся стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые предметные результаты: учащиеся усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов; научатся приводить примеры овощей и фруктов; правила мытья фруктов и овощей перед едой.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: различать способы и результат действия (забота о здоровом образе жизни).
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта).
Коммуникативные: договориться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение.
Личностные результаты: самостоятельность, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Оборудование:
у учителя: персональный компьютер, презентация «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», мешочек, муляжи овощей и фруктов;
у учеников: учебник окружающий мир 2 часть А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики, цветные карандаши, листки с таблицей «Проверь себя», карточки для групповой работы, зелёные фишки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный урок с игровыми элементами.
Ход урока
Орг.момент. (слайд 1)
Я рада видеть вас и ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения. Я желаю вам успехов и удачи!
Актуализация знаний.
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (о здоровье)
-О чём мы говорили на прошлом уроке?
- Зачем мы спим ночью.
- Сейчас вы проверите свои знания. (слайд 2) Выполняя мои задания, вы будете заполнять таблицу. В столбце «Мой ответ» нужно закрасить кружочек в тот цвет, который, на ваш взгляд, соответствует правильному ответу.
(У каждого учащегося листок с таблицей и цветные карандаши.)
1. Какой из этих учеников хорошо выспался? Красный кружок – 1 рисунок. Синий кружок – 2 рисунок. (слайд 3)
2. Чего нельзя делать перед сном? (слайд 4) Красный кружок – 1 рисунок, синий – 2, зелёный – 3.
3. Что нужно сделать перед сном? (слайд 5)
Красный кружок – 1 рисунок, синий – 2, зелёный – 3.
4. Люди какой профессии не спят ночью? (слайд 6)
Красный кружок – 1 рисунок, синий – 2, зелёный – 3.
5. Какое животное ведёт ночной образ жизни? (слайд 7)
Красный кружок – 1 рисунок, синий – 2, зелёный – 3.
- А теперь проверяем себя.(слайд 8) В столбце «Правильный ответ» закрасьте кружочки так, как показано на слайдах «Самопроверки».
- Сравнивайте эти два столбца и заполняйте третий: если ваш ответ правильный, ставьте в столбце «Верно или неверно» знак «+». Если ваш ответ неправильный – ставьте знак «-». (слайд 9)
- В квадратике запишите число верных ответов.
-Поднимите жёлтый смайлик, у кого 5 правильных ответов. Поднимите синий смайлик, у кого 4 или 3 правильных ответа.
-Для чего нам нужен сон? (сон – нужен чтобы быть здоровым)
-Как вы думаете сон укрепляет здоровье?
Мотивация учебной деятельности.
- Как вы думаете кроме сна что помогает укреплять здоровье ? (фрукты и овощи)
Сейчас мы будем собирать урожай и помогут нам в этом загадки.
1.Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …..(капуста) (слайд 10)
2. Круглое, румяное,
Оно растёт на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки (яблоко) (слайд 11)
3.Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун а…. (лук) (слайд 12)
4.Есть в саду зеленом чудо:
Листья ярче изумруда,
Серебристые цветы
И, как солнышко, плоды (апельсин) (слайд 13)
5.Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке,
Крепкие, соленые (огурцы) (слайд 14)
6. На сучках висят шары, посинели от жары. (слива) (слайд 15)
-Молодцы.
-А как мы назовём все эти плоды? (овощи и фрукты)
-А как вы отличаете где овощ, а где фрукт?
(ОВОЩИ РАСТУТ В ОГОРОДЕ, А ФРУКТЫ В САДУ)
-Как вы думаете о чем мы будем говорить на нашем уроке? (овощах и фруктах)
- Какая тем нашего урока?
-«Почему надо есть много овощей и фруктов» (слайд 16)
4. Определение целей урока.
- Что вы уже знаете об овощах и фруктах?
- Что хотели бы узнать?
- Почему надо обязательно употреблять в пищу разнообразные овощи и фрукты?
- Почему вы не смогли ответить на все вопросы? (не хватает знаний)
(Обучающиеся отвечают на вопросы, приходят к выводу, что они не всё знают об овощах и фруктах, не могут объяснить, что такое витамины, как они помогают сохранять здоровье.)
Цели урока фиксируются (слайд 17)
- научиться различать овощи и фрукты
- узнать о витаминах, зачем они нужны организму человека, в каких овощах и фруктах их искать.
Игра «Овощи-фрукты»
Движения: и. п.-руки вдоль туловища,«фрукты»-руки вверх, «овощи»-руки на пояс). Учитель называет: огурец, абрикос, кабачок. мандарин, банан, перец, ананас, баклажан.
Выполните задание в «Рабочей тетради» с. 36
(найти овощи и фрукты, которые растут в нашей местности).
Проверка.
-Муравьишка и Мудрая Черепаха приготовили для вас кроссворд. (слайд 18)
-Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий... (виноград)
-С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый...(апельсин)
-В желтоватой корочке
Розовые долечки.
Этот горько-кислый фрукт
Называется... (грейпфрут)
- Желтая лампочка висит.
Скушать нам ее велит. (груша)
-Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (лимон)
-Круглые, румяные,
Мы растём на ветке.
Любят нас и взрослые
И маленькие детки. (яблоки)
-Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт. (банан)
-Круглая и жёлтая
Словно солнце яркое.
Самая вкусная
Сочная и яркая.(дыня)
-Какой фрукт ещё изображён?
Я вам помогу. Отгадайте.
-Чтобы фруктом насладиться,
Нужно будет потрудиться:
Снять рубашку-кожуру,
Словно с дерева кору,
И попробовать хоть раз,
Кто так вкусен? (ананас)
-Какое получилось слово?
- Витамины - необходимые для нормальной жизнедеятельности органические соединения с высокой биологической активностью, которые не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. О том, какие бывают витамины и для чего они нужны в нашем организме, вы узнаете из учебника.
Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах; они полезны для организма человека (слайд 19)
Физ минутка. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Овощи и фрукты».
Я бросаю мяч и называю продукт, вы возвращаете мяч и говорите, назван овощ или фрукт. Остальные, услышав название фрукта – приседают, название овоща – подпрыгивают.
Работа в группах. 4 группы по 6 чел. – 3 группы и 5 чел – 1 группа.
1.Собери пазл. Овощ, фрукт, овощ, фрукт.
2.Собери овощи 1 и 3 группа, 2 и 4 собирают фрукты. (банан, капуста, помидор, яблоко, апельсин, морковь, лук, лимон, свёкла) Проверка.
3.Реши кроссворд. Проверка.
5.Закрепление.
- Как же отличить овощи и фрукты? (слайд 20) (учитель подводит детей к выводу, что овощи растут на огороде, фрукты в саду; (слайд 21) у них разные вкусы – фрукты чаще всего имеют сладкий вкус; а также замечают, что фрукты более прихотливы к природным условиям, большая часть их растёт в странах с тёплым климатом). Вывод (слайд 22)
Работа в парах.
«Рабочая тетрадь» с. 37. Один ученик за партой «варит борщ» вместе с Мудрой Черепахой, второй «варит компот» с Муравьишкой Вопросиком.
Проверка.
Подводится промежуточный итог:
- Какой цели мы достигли, что узнали? (научились различать фрукты и овощи)
- Что ещё должны узнать? (что такое витамины, какую пользу приносят, в каких овощах и фруктах их можно найти)
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
-Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов и других полезных веществ.
Без витаминов человек болеет!
Давайте познакомимся с братьями-витаминами. Откроем учебник стр 54- 55.
- Их зовут: витамин А, В, С.
-Я ВИТАМИН А. (слайд 23)
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я!
Загляните в мою
корзину и назовите в каких овощах и фруктах есть ВИТАМИН А .
-Я ВИТАМИН В. (слайд 24)
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам,
вам нужен я!
Посмотрите теперь в мою корзинку и назовите овощи и фрукты, в которых содержится
ВИТАМИН В.
- Я ВИТАМИН С. (слайд 25)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать,
вам нужен я!
Назовите-ка, ребята,
в каких овощах и фруктах содержится ВИТАМИН С.
Прочитаем диалог Мудрой Черепахи и Муравьишки. (слайд 26)
-Теперь ты понял, почему нужно есть много овощей и фруктов?
-Да, потому что в них…много ВИТАМИНОВ, а без них мы можем заболеть.
-Муравьишка побежал в огород и принёс морковку. (слайд 27)
-Но тут появилась Злючка-Грязючка. (слайд 28)
-Чему она так обрадовалась?
- Но зря она прибежала. Муравьишка знает важное правило.
- Не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! (слайд 29)
Выводы: (слайд 30) 1) для чего нужны нам фрукты и овощи? (фрукты нам нужны чтобы быть здоровым, сильным)
2) Что полозного есть у фруктов и овощей? (у всех овощей и фруктов есть витамины)
6.Рефлексия.
-Для чего нужны витамины?
-Что мы должны обязательно помнить, чтобы не навредить здоровью?
-Достигли целей, поставленных в начале урока?
-Если вам всё понятно сегодня на уроке и нет никаких трудностей, то покажите жёлтый смайлик.
- Если в чём-то затруднялись – зелёный.
-Если многое осталось непонятным – красный.
-Спасибо за хорошую работу. Молодцы.