Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Невидимые нити в зимнем лесу.
Цели: 1.Провести за зимними изменениями в природе;
-систематизировать и обогатить знания детей о животных и природных связях;
-познакомит детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом;
2.Развивать интерес к живой и неживой природе;
3.Содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает. Воспитывать бережное отношение к природе,.
Ход урока.
Организационный момент. (настрой учащихся на активную работу и хорошее настроение).
Повторение пройденного.
а) Неживая природа
-Сегодня продолжим разговор о зиме, об изменениях в природе
- А что такое природа?( это все что не создано руками человека)
- Какая бывает природа?
- Чем живая природа отличается от неживой?
- Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?(День длиннее ночи, больше пасмурных дней, вода в водоемах замерзает, воздух холодный, осадки выпадают чаще в виде снега).
- Назовите зимние явления в неживой природе. (гололедица, снегопад, изморозь, оттепель, метель).
- Назовите зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль)
«Зимы и метели под февраль полетели»
- Вы согласны с этим утверждением?
б) Наблюдения за погодой.
- Расскажите какая погода у нас?
-Что вы можете отметить? Если на смену теплу приходит холод, то произошло………….(похолодание)
в) Живая природа. Растения.
-Как зимую деревья?( Деревья сбросили листья, прекратилось сокодвижение).
-А как зимой можно определить название дерева?
Живая природа. Животные.
- Как зимуют звери? (Звери сменили летний мех на зимний, некоторые залегли в спячку, некоторые делают запасы).
г) Индивидуальная работа
- Распределить животных по группам в зависимости от способа зимовки
Спит Делают запасы Находят пищу
лягушка, ёж, мыши, белка кабан, лось, лиса, волк, заяц
медведь
в) Фронтальный опрос.
- А мы поговорим о жизни птиц зимой.
- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?
- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?
- Почему они улетают?
-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона)
- Почему птицы собираются зимой в стайки?
- Расскажите, как зимует синица?
- Как зимует клёст?
- Зима – трудное время в жизни животных. Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время? (Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц).
Физминутка.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Подготовка к введению новой темы.
- Ребята, какой замечательный праздник, наверное, самый любимый всех детей и взрослых, мы недавно праздновали? (Встреча Нового года).
- Что является неотъемлемыми частью и атрибутами этого праздника? (Нарядная елка, подарки…). На слайде появляется ель
- Скажите, а откуда в дома приносили маленькие сосенки и ёлочки? (Из леса).
-А кого мы еще встретим у елочки?
Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает.
(Белка) На слайде появляется белка
- Какая птица зимой птенцов выводит?
(Клёст) На слайде появляется к лест
Среди леса
Кузнецы куют.
(Дятлы) На слайде появляется дятел.
- Существует ли связь между этими животными и елью? (Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу).
Объявление новой темы.
- Тема нашего урока "Невидимые нити".
- Какую цель мы можем поставить перед собой?(Попробуем найти в зимнем лесу невидимые нити).
- Что мы называем невидимыми нитями? (Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду).
5. Постановка проблемы и открытие нового.
- Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.
- С кем же дружит ель? Давайте откроем учебники на с.36 Прочитаем в учебнике рассказ, который называется «С кем дружит ель?»
- Рассмотрите рисунок-схему. Как связана жизнь животных с елью?
Животные питаются семенами ели.
Прячутся среди ветвей ели, под ними.
Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.
Вывод: -Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.
- Сделаем невидимые нити. видимыми.
- Но существует также и связь между животными – «друзьями» ели.
- Прочитайте на с.38., как связана между собой сойка и белка? (Сойка не умеет.........)
- Найдите и прочитайте, как клёст помогает белке? (Белке помогает прокормиться .......)
- Кому ещё помогает клёст? (Но не только.......................................).
-Подумайте, а почему можно назвать их друзьями ели? (Они связаны цепью питания , разносят семена).
- Составьте цепь питания. (Ель-семена-белка, ель- семена-мышь, ель-семна-клёст)
6. Постановка проблемы. Решение.
– Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? (Учитель снимает изображение ели с доски)
- Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.
– А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.)
Региональный компонент.
- Ели помогают не только животным в лесу. Они украшают улицы, скверы наших городов. А ещё они выделяю в воздух фитонциды, вещества убивающие микробы. Неслучайно в нашу республику для оздоровления и укрепления своего организма съезжаются люди со всей России, так как наш край славится хвойными лесами, а голубые ели, растущие на Красной площади в Москве, были выведены в нашей республике.
Вывод: Берегите ели! Вырубая ели, мы лишаем животных дома, крова, корма.
7. Закрепление пройденного.
Работа в парах. С кем дружит ель?
Е ль
- Какие связи мы сегодня изучили? (связи между растениями и животными и связи между различными животными.)
сам. работа стр.21 раб тетрадь
8 .Подведение итогов урока
- Что мы называем невидимыми нитями? (Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду).
- Все кому понравилась, могут «посадить» свою маленькую ёлочку, прикрепив её на доску. (У ребят на партах лежат бумажные елочки, и желающие могут подойти к доске и прикрепить к ней свою ёлочку.)
9. Домашнее задание.
– Прочитать ещё раз текст на с . 36-38. Уметь рассказывать, с какими животными и каким образом связана ель
С кем дружит ель?
Е ль
С кем дружит ель?
Е ль
________________________________________________________
С кем дружит ель?
Е ль