Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные? Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. "
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Учебник: Плешаков А.А.,«Окружающий мир» 2 класс.- М.: Просвещение, 2012.
Цели: - научить различать группы животных по их характерным признакам и выявлять отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся; осознавать красоту мира природы; определять своими словами самое главное; контролировать свою речь, ее четкость и правильность; развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; познакомить с интересными фактами из жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных.
Ход урока
I. Организационный момент. (Класс разделён на 4 группы.)
Учитель.
«В этом классе все друзья»
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. - Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник)
Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (Сосна)
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
7.Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)
На компьютере появляются карточки с угаданными растениями.
Учитель. - Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?
Дети. - Растения.
Учитель. - На какие группы можно разделить все растения?
Дети. - Деревья, кустарники, травы.
Учитель. - Распределите карточки на группы.
Деревья
Кустарники
Травы
осина
смородина
крапива
сосна
орешник
одуванчик
Учитель. - Больше всего Муравьишка любит забираться на деревья, вот мы о них и поговорим подробнее. На какие группы можно разделить деревья?
Дети. - Лиственные и хвойные.
Учитель. - Приведите примеры лиственных деревьев.
- Приведите примеры хвойных деревьев.
Учитель. - Чем они отличаются лиственные и хвойные деревья?
Дети. - У хвойных деревьев имеются хвоинки - иголочки, у лиственных – листья.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Разгадывание загадок.
Учитель. - Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно разгадать загадки.
1.Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)
2.Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)
3.Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,
А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь.)
4.Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
5.Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)
6.Днём сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой. (Филин.)
7.Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)
8.По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)
Учитель. – Как одним словом можно назвать тех кого мы видим на доске?
Дети. - Животные.
Учитель. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
V. Работа по теме урока.
1.Работа в группах. 1, 2, 3, 4
Учитель. Возьмите конверт – в нём ваше первое задание.
В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;
2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;
3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, крась – это рыбы и т. д.).
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
Ученики читают текст на с.60.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.
(В ходе работы на доске появляется таблица)
Название группы
Отличительные признаки
Насекомые
6 ног
Рыбы
Тело покрыто чешуёй
Птицы
2 ноги Тело покрыто перьями, есть клюв
Звери
4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком
V.Физминутка
VI. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.
1.Создание проблемной ситуации.
Учитель. – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.
Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.
Учитель. - У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?
Дети. - Это лягушка и крокодил.
Учитель. - Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)
Дети. - Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.
Учитель. - Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.
Учитель. - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.
Учитель. - Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)
- Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Посмотрим, как это происходит.
- К земноводным относятся лягушки, жабы и тритоны.
Учитель. - Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)
Учитель. - Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.
Земноводные
4 ноги Тело покрыто кожей
Учитель. - Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
Учитель. - Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).
Учитель. - Заполним до конца нашу таблицу.
Пресмыкающиеся
4 ноги или отсутствие ног. Тело покрыто роговыми чешуйками
2.Чтение текста на стр. 61.
3. Работа с таблицей.
-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.
4.Чтение вывода на стр.63.
а) Сравнение с формулировками учебника стр.63.
5. Знакомство со всемирным фондом дикой природы.
- Кто изображён на картинке? (Панда)
- Что за буквы написаны внизу?
Учитель сообщает:
- ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.
- Как вы помогаете животным?
VII. Закрепление.
1.Выполнение задания учебника на стр. 61.
- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?
Учитель. - С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их.
- Какие отличительные особенности есть у животных этих групп?
VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний.
1. Продолжи высказывание
1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?
2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?
3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.
4. Назовите представителей этих групп.
2.Чтение учителем стихотворения
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
XI. Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с урока?
Х. Домашнее задание.
С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)
(При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных), атлас-определитель «От Земли до Неба», электронное приложение к учебнику.
- Спасибо за урок!