СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные? Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные? Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. "»

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные? Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. "

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Учебник: Плешаков А.А.,«Окружающий мир» 2 класс.- М.: Просвещение, 2012.

Цели: - научить различать группы животных по их характерным признакам и выявлять отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся; осознавать красоту мира природы; определять своими словами самое главное; контролировать свою речь, ее четкость и правильность; развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; познакомить с интересными фактами из жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным и природе.



Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных.


Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделён на 4 группы.)

Учитель.

«В этом классе все друзья»

II. Актуализация знаний.

1Проверка домашнего задания.

Учитель. - Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:

  1. Две сестрицы летом зелены,
    К осени одна краснеет,
    Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)


  1. Растёт зелёный кустик,
    Дотронешься – укусит. (Крапива)


  1. Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)


  1. Очень густо он растёт,
    Незаметно он цветёт.
    А когда приходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (Орешник)


  1. Высока, стройна, душиста,
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена. (Сосна)




  1. То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.


7.Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)

На компьютере появляются карточки с угаданными растениями.

Учитель. - Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?

Дети. - Растения.

Учитель. - На какие группы можно разделить все растения?

Дети. - Деревья, кустарники, травы.

Учитель. - Распределите карточки на группы.

Деревья

Кустарники

Травы

осина

смородина

крапива

сосна

орешник

одуванчик

Учитель. - Больше всего Муравьишка любит забираться на деревья, вот мы о них и поговорим подробнее. На какие группы можно разделить деревья?

Дети. - Лиственные и хвойные.

Учитель. - Приведите примеры лиственных деревьев.

- Приведите примеры хвойных деревьев.

Учитель. - Чем они отличаются лиственные и хвойные деревья?

Дети. - У хвойных деревьев имеются хвоинки - иголочки, у лиственных – листья.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Разгадывание загадок.

Учитель. - Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно разгадать загадки.

1.Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)

2.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)

3.Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь.)

4.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

5.Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)

6.Днём сидит он как слепой,

А лишь вечер – за разбой. (Филин.)

7.Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)

8.По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)

Учитель. – Как одним словом можно назвать тех кого мы видим на доске?

Дети. - Животные.

Учитель. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)

V. Работа по теме урока.

1.Работа в группах. 1, 2, 3, 4

Учитель. Возьмите конверт – в нём ваше первое задание.

В больших конвертах подготовлены рисунки животных:

  • 1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;

  • 2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;

  • 3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.

  • 4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.

– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

На доску вывесить результат работы каждой группы.

– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, крась – это рыбы и т. д.).

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.

Ученики читают текст на с.60.

– Что узнали о животных данной группы?

– Отличительный признак данной группы?

На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.

(В ходе работы на доске появляется таблица)

Название группы

Отличительные признаки

Насекомые

6 ног

Рыбы

Тело покрыто чешуёй

Птицы

2 ноги Тело покрыто перьями, есть клюв

Звери

4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком


V.Физминутка


VI. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель. – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.

Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.

Учитель. - У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?

Дети. - Это лягушка и крокодил.

Учитель. - Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)

Дети. - Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.

Учитель. - Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.

Учитель. - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.

Учитель. - Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)

- Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Посмотрим, как это происходит.

- К земноводным относятся лягушки, жабы и тритоны.

Учитель. - Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)

Учитель. - Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.

Земноводные

4 ноги Тело покрыто кожей


Учитель. - Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

Учитель. - Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).

Учитель. - Заполним до конца нашу таблицу.

Пресмыкающиеся

4 ноги или отсутствие ног. Тело покрыто роговыми чешуйками

2.Чтение текста на стр. 61.

3. Работа с таблицей.

-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.

4.Чтение вывода на стр.63.

а) Сравнение с формулировками учебника стр.63.

5. Знакомство со всемирным фондом дикой природы.







- Кто изображён на картинке? (Панда)

- Что за буквы написаны внизу?

Учитель сообщает:

- ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.

- Как вы помогаете животным?

VII. Закрепление.

1.Выполнение задания учебника на стр. 61.

- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?

Учитель. - С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их.

- Какие отличительные особенности есть у животных этих групп?

VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний.

1. Продолжи высказывание

1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?

2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?

3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.

4. Назовите представителей этих групп.

2.Чтение учителем стихотворения

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

XI. Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите с урока?

Х. Домашнее задание.

С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)

(При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных), атлас-определитель «От Земли до Неба», электронное приложение к учебнику.

- Спасибо за урок!