СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме: "Органы чувств"; 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с особенностями строения и разнообразием органов чувств, учатся выделять существенные признаки, находить сходство и отличие в их строении и значении для человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Органы чувств"; 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 13 города Евпатории Республики Крым»

(МБОУ «СШ №13»)

ОКПО 00835070, ОГРН 1149102177674, ИНН 9110087071, КПП 911001001

ул. Сытникова, 16, г. Евпатория, Республика Крым, Российская Федерация, 297406,

тел. (3 6569) 2-49-52, 2-49-57, E-mail: [email protected]
















Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Органы чувств

















Разработала учитель начальных классов

Захарова Ирина Викторовна


Урок окружающего мира в 3-А классе МБОУ «Средняя школа № 13 города Евпатории Республики Крым»

Учитель: Захарова Ирина Викторовна


Тема: Органы чувств


Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; показать роль и специфику разных органов чувств; положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.


Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию у детей мыслительных процессов и развитию речи; развивать тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые ощущения.


Воспитательные: прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств; воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью.


Планируемые результаты


Предметные:


Учащиеся знакомятся с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями; учатся выделять существенные признаки органов чувств, находить сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают умением объяснять роль органов чувств.


Метапредметные:


Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов чувств, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Личностные:


Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению органов чувств, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к органам чувств, происходит осознание необходимости бережного отношения к органам чувств, учащиеся формируют правила бережного обращения к органам чувств, развивают умения слушать и слышать другое мнение.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 кл. 1 часть. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но разных цветов; геометрический материал разной формы и величины; игрушки: машинки, мяч; журналы; музыкальная запись; стаканчики с ароматическими веществами; стаканы с солёной, сладкой, кислой, простой водой; яблоко, апельсин, клубок ниток, рукавички.

4 карточки с надписью "лаборант" для руководителя каждой группы.


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок - начался урок. Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем, организм свой изучаем.


Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.


  1. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы начали изучать организм человека.

- Из чего он состоит? (Из органов)

- На доске перечислены некоторые органы человека: легкие, кишечник, желудок трахея, пищевод, бронхи, головной мозг, спинной мозг, нервы.

- Каждая группа выберет слова, относящиеся к определённой системе органов.

- Что такое “система органов”? (Органы, выполняющие общую работу.)

1 группа – органы дыхания,

2 группа – органы пищеварения.

3 группа – органы кровообращения

4 группа – нервная система

- Какая система управляет деятельностью всего организма? (нервная система)


  1. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека.

Я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать.

А). Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)


Б). Между двух светил

Посредине один. (нос)


В). Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит. (глаза)


Г) Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!» (уши)


Д). Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это…( кожа)


Какие отгадки у нас получились? (Дети: язык, нос, глаза, уши, кожа)

- Как вы считаете, как можно назвать эту группу слов одним выражением?

Что это такое? (Дети: Это органы человека)

- Для чего нужны эти органы? (Дети: Они нужны чтобы видеть (например, глаз), слышать, чувствовать)

- Если эти органы нужны нам, чтобы чувствовать, как будет называться тема нашего урока?

(Дети: Тема нашего урока « Органы чувств»)


  1. Открытие детьми нового знания

Сегодня нам предстоит провести исследование.

- Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)

- Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

- Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?  (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод.  Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Продолжаем наше исследование. Каждая группа получит своё задание (на столе предметы для исследования.)

1-я группа получает конверт с листами картона одинакового размера, но  различных цветов.   Что общего и в чём различие предметов?

2-я  - конверт с геометрическими  фигурами  одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

3-я пара – игрушки ( машинки). Рассмотрите игрушки, покатайте.

4-я пара – журналы. Рассмотрите журналы.

- Проведите исследование  своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод.

Выступление представителей от групп:

1-я  приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

2-я - Глазами мы различаем форму и величину предмета.

3-я  - С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.

4-я пара - С помощью глаз мы можем читать журналы и книги.

Вывод:

- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)

С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Физминутка для глаз


2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).

Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)

Учитель включает грамзапись музыки.

-Какая музыка прозвучала? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

(Нам помогли в этом уши)

- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника)


3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами. Проведение опыта: ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос)

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Проведём второй опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук).

-Вы хорошо справились с заданием.

А умение человека различать запахи получило название «обоняние».

Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка).

Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)


4. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. Дети определяют воду по вкусу.

Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык.

-Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса.

Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Рисунок языка перемещается на изображение человечка.)

Физминутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения)


5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в коробке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.

Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи).

Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа - это орган осязания.

-Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название – органы чувств.


Охрана органов чувств

- Нужно ли беречь органы чувств? Почему?

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 126. Прочитайте статью «Органы чувств». О каких правилах гигиены органов чувств говорится в данной статье?

Проверка самостоятельной работы. (Выборочное чтение.)


V. Закрепление нового материала. 

- Для закрепления нового материала, я предлагаю вам заполнить на карточках шутливый разговор органов чувств и вписать названия тех органов, чьи слова вы сейчас прочитаете.

На карточке:

Напиши, какие органы чувства рассказали Серёже о том, кто находится в комнате (впиши в текст названия чувств).

«Серый, маленький, с четырьмя лапками и хвостиком»,- сказало  ____________________.

«Мягкий, пушистый, тёплый»,- подсказало _____________________________.

«Ласково мурлыкает»,- добавил ______________________________.

«Разлил мамины духи»,- наябедничало __________________________________.

____________________ молчал, он знал, что его хозяин кота есть не собирался.


VI. Рефлексия.

 - Наш урок подходит к концу. Перед вами находятся наши весёлые смайлики. Если кто-то из вас сегодня узнал что-то новое о своём организме, то покажите   жёлтый смайлик, если ничего нового вы не узнали, то покажите зелёный смайлик, если урок для вас прошёл зря, то поднимите красный смайлик.

- Сегодня мы поднялись еще на одну ступеньку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что знания, приобретенные на уроке, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.

- Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет»

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Релаксация.

Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове), поблагодарите своих товарищей за сотрудничество (пожмите друг другу руки). Всем спасибо за урок!


VII. Домашнее задание.

Прочитать материал в учебнике на с. 126-129. Узнайте, какие профессии связаны с органами чувств. Нарисуйте их.

А для тех, кто хочет много знать, предлагаю подумать и поискать ответ на такой вопрос: как познают окружающий нас мир люди, которые лишены зрения, слуха?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!