Цель: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу; формировать знания о правилах поведения в природе (лесу). Задачи урока: 1.Образовательные: дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа-определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу; учить определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса 2.Развивающие: совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление, развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи 3.Воспитывающие: воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать аккуратность, любознательность; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в лесу и его последствия; оценивать свой вклад в благосостояние природы, ценить ее красоту. |
Предметные: - Осуществлять рефлексию способов и условий действий; - Ставить, формулировать, решать проблемы; - Осуществлять смысловое чтение; - Анализ информации; - Передача информации (устным и письменным путем). | Метапредметные: -Формулировать и удерживать учебную задачу; - Использовать речь для регуляции своей деятельности; - Предвосхищать результат; - Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. | Личностные: - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - Определять общую цель и пути ее достижения; - Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; -Уважительное мнение к иному мнению, понимание чувств других; - Принятие образа «хорошего ученика»; - Нравственно-этическая ориентация. |
-Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка и Мудрая Черепаха и мы вместе с ними отправляемся на экскурсию. -Только вы должны сами угадать это место, а для этого я вам загадаю загадку: На полянку вы пришли Вот трава, а вот цветы Порхают бабочки вокруг Зовем мы это месть … (луг) -Ребята, что бы мы услышали если бы сейчас оказались на лугу? -А что бы вы увидели? -А что бы вы почувствовали? -Послушайте стихотворение. Что растет? Кошачьи лапки. На лугу растет ромашка, Одуванчиковы шапки, Лютик едкий, клевер-кашка! Подорожник, васильки, Что еще? Граммофончик-вьюнки. Гвоздика, смолка, Еще много разных травок Колокольчик. У тропинок, у канавок, Хвощ – как елка. И красивых, и пушистых, А еще? Разноцветных и душистых! Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и, он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? -Кто-нибудь догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. В конце экскурсии вы должны ответить на этот поставленный вопрос. Подумайте, что мы должны узнать сегодня на уроке. /цели/ | Это луг. Услышали бы: Жужжание насекомых, пение птиц… Увидели бы: Цветы, бабочек, травы Почувствовали бы: Запах цветов, легкий ветерок… (нельзя) -Тема ур.: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек -Цели формируют дети: Познакомиться с растениями луга Познакомиться с насекомыми луга Познакомиться с правилами поведения на лугу. |
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу? Загадка | Отгадка | Стихотворение | На лугу растут сестрички. Желтый глазок, белые реснички. | (ромашки) | На лугу растет ромашка Скромный беленький цветок, Что из желтого кармашка Уронила лепесток. | Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. | (колокольчики) | Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы… А ты? | Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок – Остался стебелек. | (одуванчик) | У тропинки одуванчик Сбросил желтый сарафанчик. Стал пушистым, словно пух: -Братцы! Как же я опух! | Синее небо упало на луг, Синим, пресиним все стало вокруг, На лугу расцвели, у синей реки, Как синее небо, цветки… | (васильки) | Я-синей небесной сини, Полевой простой цветок. От того я – не Василий, А всего лишь – василёк. | -А почему нельзя рвать цветы? -будет пусто и некрасиво; -насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -мама будет ругаться; -посадят в тюрьму. -Правильно будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (-это красивые придуманные истории) -Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут. -И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом. 1. Мальчик: | Цветок на лугу В стакане Я сорвал на берегу. И завял. Сорвал, а зачем- Он день простоял Объяснить не могу. А сколько бы он На лугу простоял? | 2. Цветок: | Не рви меня, пожалуйста, Дай наглядеться волю мне Я только день живу. На солнце и весну. | 3. Мальчик: | Если я сорву цветок, То окажутся пусты Если ты сорвешь цветок, И деревья, и кусты… Если ВСЕ: и Я, и ТЫ- И не будет красоты. Если МЫ сорвем цветы, | -Какой же мы сделаем вывод? -А из каких же цветов тогда можно собирать букеты? -Отгадай загадку: Расту червяком, питаюсь листком, Потом засыпаю, себя обмотаю Не ем, не гляжу, неподвижно вишу. Но теплой весной я вновь оживаю И, как птичка, порхаю. (Бабочка) -Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. -Красота бабочки в легкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек. И если неосторожно схватить бабочку, на пальцах останется цветной налет из чешуек – пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие, когда вы ловите бабочку крылья ломаются и она не может перелететь с цветка на цветок и погибает. Многие названия бабочкам даны не случайно, из-за окраски. Бабочки питаются сладким нектаром, а иногда пыльцой которая находится внутри цветка. -Бабочка – это насекомое. -Назовите отличительные признаки насекомых -Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на стр.46. Подумайте, какие у них могут быть названия. -Рассмотрите рисунки ниже. 1 ряд – описывают рисунок слева 2 ряд – рисунок справа 3 ряд – посмотрев на эти рисунки, составляет правила поведения на лугу. -Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем? -Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. -Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? -Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом, на с. 47. Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 30. № 1 и № 2 (Соедини стрелками…, отметь галочкой знакомые цветы) Тест: (правильное утверждение ставим +, если не правильное -) -Кто не допустил ни одной ошибки- раскрасьте середину цветка желтым цв.! -Кто допустил одну или две ошибки –используйте зеленый цвет! -А кто три и больше –оставьте серединку чистой! | (учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети и читают стихи об этом цветке) ( дети выбирают правильные ответы в паре)
Срывая цветы мы губим красоту (дети делают вывод) Собирать букеты можно из садовых, которые выращивают люди ( крылья. 6 ног …) Придумывают названия бабочкам Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди. Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают её. Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку. (они не могут жить друг без друга) Читают вывод в учебнике
Пришел на луг, нарви большой букет цветов (-) Не ловите бабочек,они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+) Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+) На лугу можно шуметь и кричать,там ведь никого нет,поэтому я никому не буду мешать(-) Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (-) |
Слайд: солнце вышло из-за туч -Солнышко не случайно показалось нам. Где оно блещет? -Кого оно согревает там своим теплом? -Важны ли они друг для друга? Какими должны быть ваши действия по отношению к ним? Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Красоту увидишь в нем. В какой зеленый дом мы отправимся? Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес? Прежде чем мы окажемся в лесу, услышим друг друга и все звуки, которые нас окружают. Что для этого нужно сделать? Предлагаю взять ее в лес. Скажите, зачем? А теперь закройте глаза. Представим, что мы на лесной поляне. Постарайтесь запомнить, что вы видите и слышите. Откройте глаза. Расскажите о своих представлениях и сравните их с реальной картиной. -Вам удалось увидеть и услышать всю красоту природы. Каждый ли может это сделать? Что для этого необходимо? В лес пришёл ты не шути! Тихо там себя веди! А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей? Тогда давайте попробуем воспроизвести песни птиц, которыми они нас радуют. Разделимся на 3 группы. По рядам. Как поёт воробей? | («Чик-чирик!) | (Группа детей становится певцами-воробьями.) | А как можно догадаться, что нас посетил дятел? | (Он стучит по дереву своим клювом «Тук-тук») | Группа детей будет нам аккомпанировать так, как это делает красивая птица. | Как поёт кукушка? | («Ку-Ку») | 3 ряд становится кукушками | Я, ребята, буду дирижером! Я буду указывать на ряд, чьи голоса я хочу услышать. А, если я подниму руки, то тогда поют все вместе. Приготовились, начали. -У вас получился настоящий лесной концерт. Обратите внимание на учебник: стр. 46. Дети, изображенные там все это время слушали вас. Удалось ли им это? Что им помогло дослушать ваш концерт? (тишина) Тогда давайте расскажем им о правильном поведении, дадим советы и рекомендации. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | (На лугу) (Цветы, насекомых...) (Мы не должны рвать цветов, ловить насекомых) (Дети высказывают свои предложения) (Создать тишину) (Она тоже нужна в лесу)
(Нужно соблюдать тишину) |
-Пришло время ответить на главный вопрос Муравьишки: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян. Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края. Надеюсь, что все участники нашего разговора запомнили как нужно вести себя в лесу. И теперь лесные обитатели могут жить спокойно, ведь, придя домой, вы расскажите своим родителям, друзьям о чём? Насекомые, животные и птицы. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они. На планете мы останемся одни. -Скажите, сохранилось ли у вас радостное настроение? Докрасьте свои цветы (лепестки) красный или синим цветом. Где кр.-да, син.-нет. -Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока? -Спасибо за работу! | ( Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам). (В лесу нужно соблюдать тишину) |