СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия» проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся познакомятся с простейшими бактериями и увеличительными приборами,с помощью которых они были открыты.Целью данного урока является:обеспечение условий для расширения знаний учащихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия» проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.»

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Удивительные открытия»

Класс: УМК «Гармония» 3 класс

Учитель: Семенко Е.В.

Пояснительная записка

Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»

проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.

Третий урок в разделе.

На данном уроке обучающиеся знакомятся с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогут увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.

      Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводится актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.







Цель: обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.

Задачи:

- формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;

- развивать воображение, фантазию и познавательный интерес к тайнам природы;

- воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.

Тип урока – урок введения нового знания.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технологии: системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ, ЭОР.

Оборудование:

Для учителя:

  • учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, 3 класс;

  • рабочая тетрадь №1 О.Т. Поглазова, 3 класс;

  • компьютер, проектор;

  • электронный микроскоп;

  • лупа;

  • толковый словарь С.И.Ожегова;

  • карточки со словами – понятиями.

Для учащихся:

  • учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазова, 3 класс;

  • рабочая тетрадь №1 О.Т.Поглазова, 3 класс;

  • Сообщение обучающегося по теме: «Изобретение первого микроскопа»;

  • компьютер;

  • электронный микроскоп;

  • лупа;

  • частицы лука; листья растений;

  • алгоритм работы с электронным микроскоп

  • шкала оценивания

  • сигнальная карточка

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. - Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно?

- Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.







(регулятивные: саморегуляция)


(личностные: самоопределение, смыслообразование)






Минутка календаря.


-Расскажите о погоде сегодня по плану.

1.Время года.

2.Небо.

3.Осадки.

4. Ветер.

5. Тепло или холодно.

-Сравните погоду вчера и сегодня.

На оценочной шкале оценивают себя

Личностные УУД (умение наблюдать, делать выводы).

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.



-Что такое тело?



-Из чего состоят тела?

-Из чего состоят вещества? 



-Чем различаются молекулы разных веществ?

-Молекулы, какого вещества покидают одежду, когда она сохнет?



- Прочитайте слова на карточках

Вещество

Тело

Молекула

Бактерии

Микроскоп

Лупа

Открытие

- Значение, каких слов вы могли бы объяснить? Какие слова вам не понятны?

Поставим задачу

Тела - это предметы, которые нас окружают (окна, деревья)

Тело состоит из веществ.

Частиц Молекул и атомов



Воды








Ставят задачи урока по кар точке:

вспомню

Я узнаю

Научусь

На оценочной шкале оценивают себя

регулятивные: целеполагание, планирование


регулятивные: прогнозирование






  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.





Как вы думаете какая будет тема урока?

- Как снять шапку невидимку с окружающего мира?

- Как увидеть мельчайшие вещества?


- Как вы думаете, какая будет задача урока?


Удивительные открытия





Будем делать открытия



Познавательные: постановка и решение проблемы



Познавательные : общеучебные

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных познавательные- осознание и произвольное построение речевого высказывания)


Регулятивные УУД Формулирование учебных задач

  1. Открытие нового знания

Цель: обсуждение и решение устной задачи.









Самостоятельная исследовательская работа (работа с лупой).




Физминутка





Открытие нового знания(продолжение)
















Работа с текстом учебника с.65 - 69








Исследовательская работа с использованием цифрового средства фиксации – электронного микроскопа






-Мы будем знакомиться с увеличительными приборами и с открытия, которые были сделаны с помощью их.

Сначала ученые придумали увеличительное стекло. Для этого они выточили его выпуклым с двух сторон. Такое стекло называется линзой. Вставили линзу в оправу с ручкой – получилась лупа.

Что можно сделать с помощью лупы?




- Давайте проведём небольшое исследование.




Сделаем вывод.






Проблемная ситуация: можно ли увидеть отдельные молекулы рассматривая через лупу?


Человек изобрел удивительный прибор. Что это за прибор?

Найдем значение данного слова в толковом словаре.






Микроскоп линзовый и электронный



Электронный микроскоп:

1. Основание

2.Предметный столик с зажимами

3.Рукоятка фокусирования

4.Кольцо регулировки увеличения изображения.

5.Кнопка включения подсветки

Какие открытия позволил сделать микроскоп?









Чтобы убедиться в том, что все живое состоит из клеток рассмотрим строение кожицы лука.



.


Сделайте вывод.

Что вы узнали, работая с микроскопом.

Оцените свои умения работать по алгоритму на шкале оценивания.



Знакомятся с устройством лупы



Можно разглядеть мелкие детали предметов, части растений, грибов и животных, частицы камней.

Работа в парах:

Рассматривают через лупу

- буквы в книге

- кожу на руке

- края листочков растений


Вывод: с помощью лупы мелкие детали предметов увеличиваются.

На оценочной шкале оценивают себя

Делают зарядку


При рассматривании через лупу молекулы остаются не видимы.

-Был изобретен микроскоп.


-Зачитывают значение слова в словаре.


Сообщение обучающегося

по теме: «Изобретение первого микроскопа».


1. Знакомятся с устройством линзового микроскопа, выполняя задание в тетради № 8 с. 24

2. Находят на электронном микроскопе его основные части











Работа с текстом учебника.

  1. Микроскоп позволил разглядеть молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах.

  2. Открыты простейшие: амебы, инфузории.

  3. Открыты вездесущие невидимки – бактерии.

  4. Открытие – все живое (растения, животные, человек) состоит из клеток.






Вывод: мы убедились, что кожица лука состоит из клеток.


На оценочной шкале оценивают себя после работы с алгоритмом.


познавательные: анализ объекта







Коммуникативные : управление поведением партнёра



















5. Решение проблемы.


- Какие же открытия сделал человек с помощью увеличительных приборов?

-Откройте учебник на странице 79.

-Первое открытие Движение молекул воды

-Что учёные увидели под микроскопом?

-К какому выводы они пришли?

-Как двигаются молекулы в твёрдых, жидких и газообразных веществах

-От чего зависит скорость движения молекул?

-Что вы узнали о движении молекул?

-Второе открытие Простейшие

-Что учёные обнаружили в капле воды?

-Как сначала назвали эти существа?

-Как называются они в настоящее время?

-Третье открытие Бактерии

-Где обитают бактерии?

-Какую роль они играют в природе?

-Какие бактерии опасны для человека?

-Четвёртое открытие Клеточное строение организмов

-Что увидели учёные под микроскопом, рассматривая части растений и животных?

-К какому выводы они пришли?

-Какие открытия были сделаны с помощью увеличительных приборов?


Познавательные УУД(моделирование в виде динамической схемы источники загрязнения воды; поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием).

Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками)

Регулятивные УУД(развивать способность принимать и сохранять учебную задачу)

6. Включение нового знания в систему знания и повторения.

Цель: каждый для себя должнен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверить ваши знания помогут задания в тетради.



Беседа о бактериях (полезных и болезнетворных)

Выполняют задания № 9 с. 24 и № 10 с. 24

Осуществляют взаимопроверку.



Познавательные : общеучебные


7. Итог урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности




Д/з

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где применим новые знания?

- Всё ли мы узнали о бактериях?

- Какую задачу поставим на следующий урок?

С каким настроением закончим урок, покажите сигнальными карточками.

Р.Т. № 9, 11, 13.


Оценивание за работу на уроке.

Молодцы! Спасибо за урок!

вспомнил

Я узнал

научился


вспомню

Я узнаю

научусь





Личностные : действие нравственно-эстетического оценивания усвоенного материала


Коммуникативные - использование критериев для обоснования своего суждения



Регулятивные : прогнозирование


Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Самоанализ урока окружающий мир, проведённого учителем начальных классов Семенко Е.В.

Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»

проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.

Третий урок в разделе.

На данном уроке обучающиеся познакомились с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогли увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходил с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.

       Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводилась актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.

Целью данного урока является:  обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.

Были определены задачи педагога:

1. Образовательные:

  • формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;

  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

  • воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.

  • формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;

  • умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: с русским языком (работа со словарём).

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

Познавательные УУД(моделирование в виде динамической схемы источники загрязнения воды; поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием).

Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение

организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками)

Регулятивные УУД(развивать способность принимать и сохранять учебную задачу)

 

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата. 

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.