Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Удивительные открытия»
Класс: УМК «Гармония» 3 класс
Учитель: Семенко Е.В.
Пояснительная записка
Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»
проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.
Третий урок в разделе.
На данном уроке обучающиеся знакомятся с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогут увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.
Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводится актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.
Цель: обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.
Задачи:
- формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;
- развивать воображение, фантазию и познавательный интерес к тайнам природы;
- воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.
Тип урока – урок введения нового знания.
Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технологии: системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ, ЭОР.
Оборудование:
Для учителя:
учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, 3 класс;
рабочая тетрадь №1 О.Т. Поглазова, 3 класс;
компьютер, проектор;
электронный микроскоп;
лупа;
толковый словарь С.И.Ожегова;
карточки со словами – понятиями.
Для учащихся:
учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазова, 3 класс;
рабочая тетрадь №1 О.Т.Поглазова, 3 класс;
Сообщение обучающегося по теме: «Изобретение первого микроскопа»;
компьютер;
электронный микроскоп;
лупа;
частицы лука; листья растений;
алгоритм работы с электронным микроскоп
шкала оценивания
сигнальная карточка
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. - Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно? - Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу. | | (регулятивные: саморегуляция) (личностные: самоопределение, смыслообразование) |
Минутка календаря. | -Расскажите о погоде сегодня по плану. 1.Время года. 2.Небо. 3.Осадки. 4. Ветер. 5. Тепло или холодно. -Сравните погоду вчера и сегодня. | На оценочной шкале оценивают себя | Личностные УУД (умение наблюдать, делать выводы). |
Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | -Что такое тело? -Из чего состоят тела? -Из чего состоят вещества? -Чем различаются молекулы разных веществ? -Молекулы, какого вещества покидают одежду, когда она сохнет? - Прочитайте слова на карточках Вещество Тело Молекула Бактерии Микроскоп Лупа Открытие - Значение, каких слов вы могли бы объяснить? Какие слова вам не понятны? Поставим задачу | Тела - это предметы, которые нас окружают (окна, деревья) Тело состоит из веществ. Частиц Молекул и атомов Воды Ставят задачи урока по кар точке: вспомню Я узнаю Научусь На оценочной шкале оценивают себя | регулятивные: целеполагание, планирование регулятивные: прогнозирование |
Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока. | Как вы думаете какая будет тема урока? - Как снять шапку невидимку с окружающего мира? - Как увидеть мельчайшие вещества? - Как вы думаете, какая будет задача урока? | Удивительные открытия Будем делать открытия | Познавательные: постановка и решение проблемы Познавательные : общеучебные Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных познавательные- осознание и произвольное построение речевого высказывания) Регулятивные УУД Формулирование учебных задач |
Открытие нового знания Цель: обсуждение и решение устной задачи. Самостоятельная исследовательская работа (работа с лупой). Физминутка Открытие нового знания(продолжение) Работа с текстом учебника с.65 - 69 Исследовательская работа с использованием цифрового средства фиксации – электронного микроскопа | -Мы будем знакомиться с увеличительными приборами и с открытия, которые были сделаны с помощью их. Сначала ученые придумали увеличительное стекло. Для этого они выточили его выпуклым с двух сторон. Такое стекло называется линзой. Вставили линзу в оправу с ручкой – получилась лупа. Что можно сделать с помощью лупы? - Давайте проведём небольшое исследование. Сделаем вывод. Проблемная ситуация: можно ли увидеть отдельные молекулы рассматривая через лупу? Человек изобрел удивительный прибор. Что это за прибор? Найдем значение данного слова в толковом словаре. Микроскоп линзовый и электронный Электронный микроскоп: 1. Основание 2.Предметный столик с зажимами 3.Рукоятка фокусирования 4.Кольцо регулировки увеличения изображения. 5.Кнопка включения подсветки Какие открытия позволил сделать микроскоп? Чтобы убедиться в том, что все живое состоит из клеток рассмотрим строение кожицы лука. . Сделайте вывод. Что вы узнали, работая с микроскопом. Оцените свои умения работать по алгоритму на шкале оценивания. | Знакомятся с устройством лупы Можно разглядеть мелкие детали предметов, части растений, грибов и животных, частицы камней. Работа в парах: Рассматривают через лупу - буквы в книге - кожу на руке - края листочков растений Вывод: с помощью лупы мелкие детали предметов увеличиваются. На оценочной шкале оценивают себя Делают зарядку При рассматривании через лупу молекулы остаются не видимы. -Был изобретен микроскоп. -Зачитывают значение слова в словаре. Сообщение обучающегося по теме: «Изобретение первого микроскопа». 1. Знакомятся с устройством линзового микроскопа, выполняя задание в тетради № 8 с. 24 2. Находят на электронном микроскопе его основные части Работа с текстом учебника. Микроскоп позволил разглядеть молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах. Открыты простейшие: амебы, инфузории. Открыты вездесущие невидимки – бактерии. Открытие – все живое (растения, животные, человек) состоит из клеток. Вывод: мы убедились, что кожица лука состоит из клеток. На оценочной шкале оценивают себя после работы с алгоритмом. | познавательные: анализ объекта Коммуникативные : управление поведением партнёра |
5. Решение проблемы. | - Какие же открытия сделал человек с помощью увеличительных приборов? -Откройте учебник на странице 79. -Первое открытие Движение молекул воды -Что учёные увидели под микроскопом? -К какому выводы они пришли? -Как двигаются молекулы в твёрдых, жидких и газообразных веществах -От чего зависит скорость движения молекул? -Что вы узнали о движении молекул? -Второе открытие Простейшие -Что учёные обнаружили в капле воды? -Как сначала назвали эти существа? -Как называются они в настоящее время? -Третье открытие Бактерии -Где обитают бактерии? -Какую роль они играют в природе? -Какие бактерии опасны для человека? -Четвёртое открытие Клеточное строение организмов -Что увидели учёные под микроскопом, рассматривая части растений и животных? -К какому выводы они пришли? -Какие открытия были сделаны с помощью увеличительных приборов? | | Познавательные УУД(моделирование в виде динамической схемы источники загрязнения воды; поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием). Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками) Регулятивные УУД(развивать способность принимать и сохранять учебную задачу) |
6. Включение нового знания в систему знания и повторения. Цель: каждый для себя должнен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Проверить ваши знания помогут задания в тетради. Беседа о бактериях (полезных и болезнетворных) | Выполняют задания № 9 с. 24 и № 10 с. 24 Осуществляют взаимопроверку. | Познавательные : общеучебные |
7. Итог урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности Д/з | - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Где применим новые знания? - Всё ли мы узнали о бактериях? - Какую задачу поставим на следующий урок? С каким настроением закончим урок, покажите сигнальными карточками. Р.Т. № 9, 11, 13. Оценивание за работу на уроке. Молодцы! Спасибо за урок! | вспомнил Я узнал научился вспомню Я узнаю научусь | Личностные : действие нравственно-эстетического оценивания усвоенного материала Коммуникативные - использование критериев для обоснования своего суждения Регулятивные : прогнозирование |
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Самоанализ урока окружающий мир, проведённого учителем начальных классов Семенко Е.В.
Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»
проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.
Третий урок в разделе.
На данном уроке обучающиеся познакомились с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогли увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходил с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.
Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводилась актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.
Целью данного урока является: обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.
Были определены задачи педагога:
1. Образовательные:
формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;
2. Развивающие:
развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
3. Воспитательные:
воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.
формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: с русским языком (работа со словарём).
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
Познавательные УУД(моделирование в виде динамической схемы источники загрязнения воды; поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием).
Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками)
Регулятивные УУД(развивать способность принимать и сохранять учебную задачу)
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.