СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом. Групповая форма работы.

Просмотр содержимого документа
«жизнь древних славян»

Семикаракорский район, хутор Вислый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Висловская средняя общеобразовательная школа»





Муниципальный конкурс профессионального масерства

«Мой лучший урок»





Конспект урока

окружающего мира

«Жизнь древних славян»









Учитель начальных классов

МБОУ Висловская СОШ

Куприк Елена Владимировна











2017 год

Цель урока: формирование у обучающихся представления о жизни древних славян через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Обучающая:

  • Приобщение к культурному наследию и традициям наших предков;

Раскрыть значение истории своего народа

Развивающая:

  • развитие устной и объяснительной речи, развитие умения находить самостоятельно необходимую информацию.

Воспитательная:

  • воспитание уважения к старине, своим предкам, положительной мотивации учения.

Формируемые УУД:

Личностные

  • умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

Познавательные

  • извлекать информацию, представленную в виде текста, и представлять её в другом виде;

  • осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные

  • формулировать тему и цель урока;

  • работать по плану.

Коммуникативные

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других;

  • договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Тип урока: изучение нового материала







1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.

Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы начать нашу работу с хорошим настроением.

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Посмотрите, у вас на столах лежат предметы быта. (глиняный кувшин, лапти, подкова, веретено, деревянная ложка) СЛАЙД 2

- Как вы думаете, кому они могут принадлежать?

Подсказка: Нашим предкам, современникам или потомкам? (предкам)

- Так к кому мы отправимся в путешествие? (К нашим предкам).

А знаете ли вы, кто были наши предки? Как их называли? Давайте прочтём текст. СЛАЙД 3

Читает 1 ученик:

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что в прошлом прославленных предков наших, воинов и богатырей, часто другие народы звали на войну, как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.

Найдите в этом тексте однокоренные слова.

(Славились, слава, прославленных, славно )

- Вставьте корень этих слов в схему ……. ян е

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Какое получилось слово? (Славяне)

О ком мы сегодня будем говорить? (О славянах)

Какова тема нашего путешествия?

«Жизнь древних славян»



3. Организационный момент

- Древние славяне жили общинами. У нас тоже будет 4 соседские общины. Выберите в каждой общине старейшину (руководит работой всей общины), чтеца (читает нужные материалы), летописца (ведет необходимые записи), творец (поддерживает порядок, творческое настроение в общине).

( На столах беджики с надписями. Дети распределяют обязанности и прикрепляют карточки) 0,5 мин.

Представление членов общин.

- Повторим правила работы в группах. (Ответы детей)

Летописцам раздают листы путешественников для записи необходимой информации.

4. Планирование информационного поиска

- Итак, кто такие славяне? Где мы можем найти ответ на наш вопрос? (В словарях, в книгах, в сети Интернет…)

Чтецы каждой общины работают отдельно со словарями, находят информацию о славянах)

В это время…

- Что вы знаете о древних славянах? (ответы детей)

- Что хотите о них узнать?

Запишите свои вопросы в листах путешественников.

Ученики зачитывают вопросы.

Где жили ? Как одевались? Чем занимались? Как выглядело жилище?



5. Поиск новых знаний

- Первый этап нашего путешествия - это поиск новых знаний.

Чтецы зачитывают информацию о славянах, которую они нашли в словарях и энциклопедиях.



Старейшины, возьмите из конвертика на столе лист жёлтого цвета. На листе для каждой общины своё задание. Даны вопросы, на которые вы должны ответить, прочитав ниже текст. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Когда община справится с заданием – затейники должны 3 раза хлопнуть в ладоши.

Чтец читает вопросы и текст. Все слушают и находят ответы на вопросы.)

(работа занимает 4 мин.)

Выступление общин.

1община: Где поселились славяне? По берегам каких рек и морей расселились славяне? Какие племена древних славян существовали? Как выбирали место для жилья? (ответы детей)

Рассказ сопровождается показом на карте мест расселения славян. СЛАЙД 6

(Слайд: изображение деревни) СЛАЙД 7



На какой вопрос ответили? (Где жили славяне) (Заполняем кластер вопросами) СЛАЙД 8



2 община: Как выглядели древние славяне?

Рассказ сопровождается слайдом с изображением представителей древних славян. СЛАЙД 9



- На какой вопрос услышали ответ? (Как выглядели славяне) (Вставляем вопрос в кластер) СЛАЙД 10



3 община: Чем занимались мужчины? Кто такие бортники? Чем занимались женщины? Почему древние славяне жили племенами?

(ответы детей)

- Посмотрите на предметы быта. Люди каких ремёсел могли их изготовить, или применять? (Веретено – пряхи, глиняный горшок мог изготовить гончар, лапти плели лапотники, подкову изготовил кузнец, деревянную ложку – резчик по дереву)

-Кто такие бортники? Посмотрите, как правильно пишется это слово. СЛАЙД 11

- На какой вопрос нам дали ответ представители 3 общины? (Чем занимались славяне) (Вставляем вопрос в кластер) СЛАЙД 12



4 община: Описание жилища древних славян.

Рассказ сопровождается рассмотрением макета избы

- На какой вопрос ответили?

(Вставляем вопрос в кластер) СЛАЙД 13



6.Физминутка

- Славяне всё делали вместе: работали, охотились и отдыхали тоже вместе. И мы с вами вместе отдохнём.

Творцы из корзинки достают музыкальные инструменты.

- Славяне были очень весёлые, любили петь и танцевать. (движения под музыку древних славян)

(идём по кругу в одну и др сторону, девочки кружатся, мальчики хлопают; мальчики приседают, девочки хлопают)



7. Обработка и систематизация информации

- Давайте обобщим информацию, которую мы сегодня нашли.

На листах путешественника у вас есть основа схемы. Впишите главные слова, для ответа на каждый вопрос.

Составление кластера СЛАЙД 14



Верования славян

– Не безоблачной была жизнь древних славян.   Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи.  Кроме того славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день.  Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.

– Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)



– Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.

– По мнению славян, боги похожи на людей. СЛАЙД 15

На доске изображения богов, а у детей описание и имена. По описанию найти картинку и прикрепить имя божества.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

8. Подведение итогов

- На какие вопросы из тех, что вы записали, мы не ответили? (дети зачитывают вопросы из листов путешественников)

- Где можно найти эту информацию? (Ответы детей)

9. Рефлексия

У славян было много красивых праздников и обрядов. В один из праздников люди украшали разноцветными ленточками деревья. Мы с вами тоже будем украшать берёзку.

Затейники развязывают узелки с ленточками красного, желтого и синего цветов.

СЛАЙД 16

Красная

  • узнал много нового

  • было интересно

  • есть желание найти дополнительную информацию

Жёлтая

  • работал с удовольствием

  • было интересно, но нового ничего не узнал

Синяя

  • было скучно

  • тема неинтересная

  • нет желания искать дополнительную информацию



Просмотр содержимого документа
«приложение»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задание для 1 общины

Где поселились восточные древние славяне?

По берегам каких рек расселились славяне?

Какие племена восточных славян существовали?

Как выбирали место для жилья?


На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Днепр и Западная Двина жили восточные славяне.

Жили славяне племенами. Племя древлян - это племя жило возле леса, Поляне- жили в степи или на равнине . Были и другие племена.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой, на высоких местах — чтобы водой не заливало во время весенних разливов. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Такая изгородь была крепкой и стояла долго.







Задание для 2 общины

Как выглядела мужская одежда?

Опишите женскую одежду древних славян?

Какую обувь носили славяне?

Славяне выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают долгое пребывание в воде …

Когда было тепло, мужчины носили только широкие рубахи да штаны. Женская одежда — более длинные рубахи с поясом.   

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. Иногда рубахи украшались вышивкой. Основной обувью у большинства населения были лапти своего плетения. Из звериных шкур делали одежду для холодных зим. Позже научились делать и кожаную обувь.







Задание для 3 общины

Каковы основные занятия древних славян?

Чем занимались мужчины?

Кто такие бортники?

Чем занимались женщины?

Почему древние славяне жили племенами?



 Каждый день древних славян был полон трудовых забот.

Люди занимались земледелием.

Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей: кабанов, медведей, косуль, ловили рыбу. Кузнецы ковали прочное оружие, необходимые орудия труда.

Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие занимались врачеванием, приготовляли лекарственные снадобья из трав.





Задание для 4 общины

Из чего строили древние славяне свои дома?

Как топилась печь?

Какая мебель была в доме?

На чём спали люди?

Славяне не умели строить хороших домов. Они сплетали себе жилища из ветвей, покрывали соломой — лишь бы укрыться от дождя да непогоды, — жили и в землянках.

Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было.

В углу находилась, сложенная из камня, печь. Печь топилась по–чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.

В доме почти всё свободное место занимал стол и деревянные лавки. В углу лежала несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постель.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перун - бог войны и грома, повелитель стихий. Гром воспринимали как голос Перуна, молнии - его стрелы. Представляли бога мчащимся по небу в огненной колеснице, с булавой в руках. Наши предки считали, что Перун защищает явный мир от мира невидимого.







Даждьбог – это бог плодородия в славянской мифологии. Дает тепло и свет, жизненную силу. Покровитель света и тепла. Повелевает дождями, дает живительную влагу и плодородие. Его всегда представляли в виде могучего богатыря.






Ярило – это бог солнца в славянской мифологии. Имя бога вошло в обиход славян как символ отступления холодов. Ярило любит всех людей, радуя их теплом весеннего солнца. Изображался Ярило всегда молодым парнем.






Сварог – это всеразрушающий и одновременно дарящий жизнь и огонь. В славянской мифологии он был покровителем труда. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие.






Маршрутный лист

Что хотим узнать?

1.

2.

3.

4.








Просмотр содержимого презентации
«Жизнь древних славян. Куприк Е.В.»

Семикаракорский район, хутор Вислый Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Висловская средняя общеобразовательная школа » МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА « МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК »  урок окружающего мира  « Жизнь древних славян »   Учитель начальных классов МБОУ Висловская СОШ Куприк Елена Владимировна 2017 год

Семикаракорский район, хутор Вислый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Висловская средняя общеобразовательная школа »

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

« МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК »

урок окружающего мира

« Жизнь древних славян »

Учитель начальных классов

МБОУ Висловская СОШ

Куприк Елена Владимировна

2017 год

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что в прошлом прославленных предков наших, воинов и богатырей, часто другие народы звали на войну, как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что в прошлом прославленных предков наших, воинов и богатырей, часто другие народы звали на войну, как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.

· · · · ЯН Е

· · · · ЯН Е

. СЛАВЯНЕ

.

СЛАВЯНЕ

Где жили? . СЛАВЯНЕ

Где жили?

.

СЛАВЯНЕ

Где жили? . Как выглядели? СЛАВЯНЕ

Где жили?

.

Как выглядели?

СЛАВЯНЕ

бортничество

бортничество

Где жили? . Как выглядели? СЛАВЯНЕ Чем занимались?

Где жили?

.

Как выглядели?

СЛАВЯНЕ

Чем занимались?

Где жили? . Как выглядели? СЛАВЯНЕ Чем занимались ? Как выглядело жилище?

Где жили?

.

Как выглядели?

СЛАВЯНЕ

Чем занимались ?

Как выглядело жилище?

Рубахи, штаны, лапти, сапоги из кожи. Где жили? . Восточная Европа, берега рек Днепр и Волхов Как выглядели? СЛАВЯНЕ Изба из веток, соломенная крыша, столы, лавки . Чем занимались ? Как выглядело жилище? Охота, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство

Рубахи, штаны, лапти, сапоги из кожи.

Где жили?

.

Восточная Европа, берега рек Днепр и Волхов

Как выглядели?

СЛАВЯНЕ

Изба из веток, соломенная крыша, столы, лавки .

Чем занимались ?

Как выглядело жилище?

Охота, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство

ЯРИЛО СВАРОГ ПЕРУН ДАЖДЬБОГ

ЯРИЛО

СВАРОГ

ПЕРУН

ДАЖДЬБОГ

узнал много нового  было интересно есть желание найти дополнительную информацию работал с удовольствием было интересно, но нового ничего не узнал было скучно тема неинтересная нет желания искать дополнительную
  • узнал много нового
  • было интересно
  • есть желание найти дополнительную

информацию

  • работал с удовольствием
  • было интересно,

но нового ничего не узнал

  • было скучно
  • тема неинтересная
  • нет желания искать дополнительную

информацию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!