Семикаракорский район, хутор Вислый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Висловская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный конкурс профессионального масерства
«Мой лучший урок»
Конспект урока
окружающего мира
«Жизнь древних славян»
Учитель начальных классов
МБОУ Висловская СОШ
Куприк Елена Владимировна
2017 год
Цель урока: формирование у обучающихся представления о жизни древних славян через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Обучающая:
Раскрыть значение истории своего народа
Развивающая:
Воспитательная:
Формируемые УУД:
Личностные
умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
Познавательные
извлекать информацию, представленную в виде текста, и представлять её в другом виде;
осуществлять анализ, строить рассуждение
Регулятивные
Коммуникативные
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других;
договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы
Тип урока: изучение нового материала
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы начать нашу работу с хорошим настроением.
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Посмотрите, у вас на столах лежат предметы быта. (глиняный кувшин, лапти, подкова, веретено, деревянная ложка) СЛАЙД 2
- Как вы думаете, кому они могут принадлежать?
Подсказка: Нашим предкам, современникам или потомкам? (предкам)
- Так к кому мы отправимся в путешествие? (К нашим предкам).
А знаете ли вы, кто были наши предки? Как их называли? Давайте прочтём текст. СЛАЙД 3
Читает 1 ученик:
Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что в прошлом прославленных предков наших, воинов и богатырей, часто другие народы звали на войну, как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.
Найдите в этом тексте однокоренные слова.
(Славились, слава, прославленных, славно )
- Вставьте корень этих слов в схему ……. ян е
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Какое получилось слово? (Славяне)
О ком мы сегодня будем говорить? (О славянах)
Какова тема нашего путешествия?
«Жизнь древних славян»
3. Организационный момент
- Древние славяне жили общинами. У нас тоже будет 4 соседские общины. Выберите в каждой общине старейшину (руководит работой всей общины), чтеца (читает нужные материалы), летописца (ведет необходимые записи), творец (поддерживает порядок, творческое настроение в общине).
( На столах беджики с надписями. Дети распределяют обязанности и прикрепляют карточки) 0,5 мин.
Представление членов общин.
- Повторим правила работы в группах. (Ответы детей)
Летописцам раздают листы путешественников для записи необходимой информации.
4. Планирование информационного поиска
- Итак, кто такие славяне? Где мы можем найти ответ на наш вопрос? (В словарях, в книгах, в сети Интернет…)
Чтецы каждой общины работают отдельно со словарями, находят информацию о славянах)
В это время…
- Что вы знаете о древних славянах? (ответы детей)
- Что хотите о них узнать?
Запишите свои вопросы в листах путешественников.
Ученики зачитывают вопросы.
Где жили ? Как одевались? Чем занимались? Как выглядело жилище?
5. Поиск новых знаний
- Первый этап нашего путешествия - это поиск новых знаний.
Чтецы зачитывают информацию о славянах, которую они нашли в словарях и энциклопедиях.
Старейшины, возьмите из конвертика на столе лист жёлтого цвета. На листе для каждой общины своё задание. Даны вопросы, на которые вы должны ответить, прочитав ниже текст. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Когда община справится с заданием – затейники должны 3 раза хлопнуть в ладоши.
Чтец читает вопросы и текст. Все слушают и находят ответы на вопросы.)
(работа занимает 4 мин.)
Выступление общин.
1община: Где поселились славяне? По берегам каких рек и морей расселились славяне? Какие племена древних славян существовали? Как выбирали место для жилья? (ответы детей)
Рассказ сопровождается показом на карте мест расселения славян. СЛАЙД 6
(Слайд: изображение деревни) СЛАЙД 7
На какой вопрос ответили? (Где жили славяне) (Заполняем кластер вопросами) СЛАЙД 8
2 община: Как выглядели древние славяне?
Рассказ сопровождается слайдом с изображением представителей древних славян. СЛАЙД 9
- На какой вопрос услышали ответ? (Как выглядели славяне) (Вставляем вопрос в кластер) СЛАЙД 10
3 община: Чем занимались мужчины? Кто такие бортники? Чем занимались женщины? Почему древние славяне жили племенами?
(ответы детей)
- Посмотрите на предметы быта. Люди каких ремёсел могли их изготовить, или применять? (Веретено – пряхи, глиняный горшок мог изготовить гончар, лапти плели лапотники, подкову изготовил кузнец, деревянную ложку – резчик по дереву)
-Кто такие бортники? Посмотрите, как правильно пишется это слово. СЛАЙД 11
- На какой вопрос нам дали ответ представители 3 общины? (Чем занимались славяне) (Вставляем вопрос в кластер) СЛАЙД 12
4 община: Описание жилища древних славян.
Рассказ сопровождается рассмотрением макета избы
- На какой вопрос ответили?
(Вставляем вопрос в кластер) СЛАЙД 13
6.Физминутка
- Славяне всё делали вместе: работали, охотились и отдыхали тоже вместе. И мы с вами вместе отдохнём.
Творцы из корзинки достают музыкальные инструменты.
- Славяне были очень весёлые, любили петь и танцевать. (движения под музыку древних славян)
(идём по кругу в одну и др сторону, девочки кружатся, мальчики хлопают; мальчики приседают, девочки хлопают)
7. Обработка и систематизация информации
- Давайте обобщим информацию, которую мы сегодня нашли.
На листах путешественника у вас есть основа схемы. Впишите главные слова, для ответа на каждый вопрос.
Составление кластера СЛАЙД 14
Верования славян
– Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
– Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)
– Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.
– По мнению славян, боги похожи на людей. СЛАЙД 15
На доске изображения богов, а у детей описание и имена. По описанию найти картинку и прикрепить имя божества.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
8. Подведение итогов
- На какие вопросы из тех, что вы записали, мы не ответили? (дети зачитывают вопросы из листов путешественников)
- Где можно найти эту информацию? (Ответы детей)
9. Рефлексия
У славян было много красивых праздников и обрядов. В один из праздников люди украшали разноцветными ленточками деревья. Мы с вами тоже будем украшать берёзку.
Затейники развязывают узелки с ленточками красного, желтого и синего цветов.
СЛАЙД 16
Красная
Жёлтая
Синяя