МБОУ СОШ №46
Урок окружающего мира в 1 «В» классе По теме:
«Почему мы любим кошек и собак"
Подготовила: Бабенко Е.В
учитель начальных классов.
г. Махачкала
Окружающий мир
Тема: «Почему мы любим кошек и собак?» [СЛАЙД]
Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, видеофрагмент о домашних животных.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и радости открытия новых знаний.
II. Актуализация знаний.
Дети, прежде чем начать изучение нового материала нам нужно повторить то, что изучали на предыдущем уроке.
1. Загадка.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет!
Рухнул мост и щепок нет. (Радуга)
– Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги?
(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь.)
– Кто назовет цвета радуги по порядку?
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
2. Игра «Третий лишний».
Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
• Оранжевый, коричневый, желтый.
• Зеленый, голубой, белый.
• Фиолетовый, малиновый, желтый.
• Красный, черный, синий.
Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.
III. Самоопределение к деятельности.
Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для нас загадки. Отгадайте их.
Глаза, усищи, хвостище
А моется всех чище. (Кошка)
* * *
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
А хвост колечком. (Собака)
– Предположим, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О кошках и собаках)
– Прочитайте тему урока на с. 42.
(Почему мы любим кошек и собак)
– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставили перед собой?
– Познакомимся с различными породами собак и кошек; с условиями их жизни и особенностями ухода за домашними животными.
Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова французского писателя
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
– Сегодня на уроке вы будете моими помощниками.
IV. Работа по теме урока.
– На какие две большие группы можно разделить животных?
(Дикие и домашние)
– Чем отличаются домашние животные от диких?
– Какие домашние животные есть у вас дома?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается
А с водой не знается. (Кошка)
– Что вы знаете о кошках?
Кошка – обыкновенный зверек. У нее очень тонкий слух. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно умываются и вылизывают свою шерсть. Но смывает кошка не только грязь и лишнюю шерсть, но и собственный запах. Делается это для того, чтобы запах не учуяли те, на кого охотится кошка, ведь все кошки – охотники, и охотятся они из засады.
Фелинолог – специалист, занимающийся разведением и изучением кошек.
Помогает кошкам очень острое зрение: они отлично видят даже в темноте. Ходят эти животные бесшумно, когти прячут в мягкие подушечки лапок.
– Какие породы кошек вы знаете? [СЛАЙД]
(Персидская [СЛАЙД], сиамская [СЛАЙД], ангорская [СЛАЙД], сибирская [СЛАЙД], сфинкс [СЛАЙД], вислоухая [СЛАЙД], бенгальская [СЛАЙД)
– Кто желает рассказать о своем домашнем питомце?
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок на с. 42. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой?
В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальными зоо-шампунями. Шерстку надо расчесывать жесткой щеточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть специальная дощечка – когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, ее систематически показывают ветеринару, делают прививки.
– Отгадайте следующую загадку.
Не говорит, не поет
А кто к хозяину идет? –
Она знать дает.
(Собака)
– Правильно. Дальше наш разговор будет о собаках.
– Что вы знаете о собаках?
Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к человеку из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно 15 тыс. лет назад.
Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию.
Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки.
Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте отыскивать дичь и приносить ее хозяину.
– Какие породы собак вы знаете?
(Лайка, пудель, доберман, такса, пудель, боксер.)
Все породы собак делятся на три группы [СЛАЙД]:
– служебные
– охотничьи
– декоративные.
– Почему этих собак называют служебными?
Большинство служебных собак должны быть физически крепкими, здоровыми и выносливыми, обладать острым слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и задержания людей, проникших на территорию охраняемого объекта. Их используют при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор [СЛАЙД], сенбернар, ньюфаундленд, черный терьер [СЛАЙД].
– Что вы знаете об охотничьих собаках?
Охотничьи собаки используются для различных видов охоты. Их общим признаком является охотничий инстинкт. К охотничьим породам собак относятся борзые, гончие [СЛАЙД], сеттеры, таксы [СЛАЙД], фокстерьеры и др.
– Что вы можете сказать о декоративных собаках?
Декоративные собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, болонок [СЛАЙД], пекинесов, чау-чау [СЛАЙД].
Кроме этих пород есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице[СЛАЙД]. На севере используют собачьи упряжки как средство передвижения [СЛАЙД]. Такие упряжки остаются важным видом транспорта.
[СЛАЙД].
Физминутка «Преданней собаки нету существа»
В наше время собаки выполняют много важных функций: служат в полиции ,охраняют границу России.
• Учитель вывешивает на доску плакат с правилами безопасности при общении с собаками и знакомит с ними детей:
1. Неверно считать, что помахивание хвостом говорит о дружелюбном настрое собаки. Иногда это означает обратное.
2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы напоминаете собаке убегающую дичь и предлагаете ей поохотиться.
3. Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать своё превосходство.
4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо также трогать её щенков.
5. Не нужно подходить к собаке, сидящей на привязи.
6. Не стоит приближаться к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определённое расстояние.
7. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
8. Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущего навстречу человека с собакой, особенно если происходит это где-нибудь в узком месте.
• Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством.
• Ребята, а откуда берутся бродячие собаки? (Звучат ответы детей.) (На экране высвечивается слайд 19).
– Кто расскажет о своем четвероногом друге?
– Рассмотрите рисунок на стр. 43. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой?
Собакам нужен сбалансированный корм: мясо и кости, растительные добавки – овсяные хлопья и овощи. Для ухода за шерстью ее расчесывают специальной щеткой. Собака нуждается в движении, ее надо выгуливать, можно обучать простым командам. Собаку надо показывать ветеринару, им делают прививки от бешенства (и не только).
2. Беседа.
Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Этих домашних животных называют «братья наши меньшие» потому, что не только ответственность за них ожидает нас с приобретением питомца, но и наградой за заботу станет ответная преданность, верность и любовь со стороны кота или собаки.
Давайте послушаем стихотворение Г. Мельниковой «Котенок».
Котенок
(Г. Мельникова)
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Это грустное стихотворение, но, к сожалению, такое встречается и в нашей жизни. По нашим улицам бегают десятки бездомных кошек и собак.
Бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство. Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет. Сотрудники приюта – это люди, которые любят животных и имеют время, чтобы ухаживать за ними, студенты ,старшеклассники, фельдшеры,волонтеры. Любой желающий может прийти на субботник и помочь сотрудникам приюта: покормить животных, выгулять их, убраться в клетках, помыть их миски и так далее. У многих собак имеются опекуны, которые регулярно приходят в приют к своим любимцам, выгуливают их, вычесывают им шерсть, занимаются дрессировкой. Многим хронически больным собакам подобные прогулки намного продлевают жизнь.
Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними.
Чтобы такого не случилось, помните твердое правило: животные – не игрушка. Не берите котят или щенков от матери. Не относите животных от места их обитания, чтобы они не заблудились. Прежде, чем взять котенка или щенка, спросите, согласны ли родители, подумайте: готовы ли вы кормить питомца, занимать его, убирать за ним. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш маленький друг остался бездомным. Ведь не зря эпиграфом нашего урока стали слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Физминутка
3. Работа в рабочей тетради.
– Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?
– Какое правило забыл один из мальчиков?
– Почему опасно гулять с собакой без ошейника и поводка?
– Выполните задание.
4.Работа в группах
Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку и ли собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
У вас на партах полезные советы по уходу за кошкой и собакой. Вы должны построить правильное предложение и зачитать свой полезный совет.
Ответы учащихся:
1. У животных должна быть своя постель.
2. Постель у животных должна находиться в сухом, теплом месте.
3. Для питания животных нужны три миски: для еды, молока и воды.
4.Животным постоянно нужна вода.
5. Кошки и собаки любят играть. У них должны быть свои игрушки.
6. Животных учат правилам поведения в доме.
7. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
8. Животных необходимо вычесывать щеткой, или расческой.
9. Уезжая из дома надо позаботиться, чтобы животное кто-то кормил, поил, выгуливал.
10. Если животное заболеет надо обратиться к ветеринару.
11. Прежде чем завести кошку, или собаку, посоветуйся с родителями.
12. Нельзя разрешать животным таскать еду со стола.
5. Викторина.
Кто родится с усами? (Котенок)
* * *
Эти шалунишки
Играют в кошки-мышки. (Том и Джерри)
* * *
Он – кот, звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит. (Матроскин)
* * *
Однажды он стал главным в лесу
И взял в жены лису. (Котофеев)
* * *
Сидит на окошке,
И хвост, как у кошки,
И нос, и усы,
А не кошка. (Кот)
* * *
Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
– О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Оцените свою работу на уроке.
Я надеюсь, что вы запомнили сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.
10