Урок окружающего мира: « Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорога от дома до школы»
Цели и задачи урока:
Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;
Развивать знания учащихся о ПДД, о безопасности жизни на дорогах;
расширение общих знаний по правилам поведения на улице; закрепление знаний , правил безопасного поведения и движения на дорогах и ориентиров в дорожных знаках.
Через игровую деятельность учить учащихся культуре поведения на улице, в общественном и личном транспорте.
Оборудование: дорожные знаки, выставка рисунков учащихся, похвальные грамоты по результатам викторины.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, целей, плана
II. Основная часть.
Сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы с вами отправимся в
удивительный город - город Правил дорожного движения.
Тянется нитка,
Среди нив петляя,
Лесом, перелеском
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога).
Историческая справка.
«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами».
- Много дорог в нашей стране. Проехать по всем - это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
- Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные,
второстепенные).
- Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
- Что такое улица? (Дорога по населённому пункту).
- Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
- А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по улицам нашего посёлка транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определённый порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Правил дорожных на свете не мало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умноженья.
- Поговорим о сигналах светофора:
Чтоб дорогу перейти,
На светофор сначала посмотри.
На светофоре – красный свет!
Опасен путь, прохода нет!
А если жёлтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.
Зелёный вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!
У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрёстки,
площади.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она, азбука - над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам все время урок.
- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.
- Они расставлены вдоль улицы справа, круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, эти знаки всё время о чём-то говорят на своём особом языке, понятном каждому водителю и пешеходу. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому человеку - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чём-то сообщают.
- Дорожных знаков очень много. Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться знаки.
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной –
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещён).
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
- Давайте вспомним знаки, которые установлены на улицах и дорогах нашего посёлка (показ учителем картинок)
Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
- Эти знаки должен знать каждый пешеход. Давайте вспомним знаки «Пешеходный переход»
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.
Переходы бывают: подземными, наземными, пешеходный переход – «зебра»
- А как перейти улицу, где нет никаких знаков?
Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
Физминутка.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, если отвечаете «да» - хлопаете в ладоши, если «нет» - топаете ногами:
- Что хотите-говорите: каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
- Что хотите-говорите: красный свет - проезда нет? (да)
- Что хотите-говорите, каждый раз, спеша домой, идём мы правой стороной? (нет)
- Что хотите-говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
- Что хотите-говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (да)
- Что хотите-говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (нет)
- Что хотите-говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (нет)
- Что хотите-говорите, на красных знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (да)
- Ещё один важный знак. Отгадайте его название:
Я привык к велосипеду
И на нём я смело еду. (Велосипедная дорожка)
- Ребята, а какие правила пользования велосипедом вы знаете?
Есть у тебя велосипед,
Но нет четырнадцати лет.
Пока катайся во дворе.
Где безопасно детворе
- Многие из вас приезжают в школу на школьном автобусе. Давайте вспомним правила поведения в автобусе
Посадка и высадка разрешена со стороны тротуара или обочины, только после полной остановки автобуса
Пропускай девочек вперёд, помогай им подняться в салон автобуса.
Не толкайся при посадке и выходе.
Не отвлекай водителя.
Не мусори.
Не высовывай из окна голову, руки.
Не ходи по салону во время движения.
Громко не разговаривай.
Обходи автобус сзади.
III. Рефлексия.
- Незнание правил дорожного движения опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
- Какие правила дорожного движения вы повторили?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каком месте устанавливают знак «Дети»?
Сегодня правила движенья
Мы повторили неспроста,
Мы им знаем примененье.
Их запомним лет до ста.
На дорогах, перекрестках,
Знаем в правилах мы толк,
И всем ребятам, всем подросткам
Выучить их надо в срок!
Знай всегда, везде и всюду
Надо правила учить,
Чтоб на улице широкой
Ты сумел их применить!
VI. Подведение итогов урока.
- Вручение похвальных грамот.
- Релаксация.
- Чтобы не волновались ваши родители и я, будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.
МОУ «УВК «Гармония» г.Донецка»
Урок окружающего мира: « Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорога от дома до школы»
Подготовила: Козлова О.Н.
учитель начальных классов
Донецк,2017