СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Учебный диалог. Культура и традиции народов России. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует программе обновленных ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Учебный диалог. Культура и традиции народов России. "»

Тема: Учебный диалог. Культура и традиции народов России.

Цель: развитие нравственно-патриотических чувств; расширять представления о народах России; воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности; формировать интерес к традициям людей разных национальностей; развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; расширять кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Предметные

Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

Метапредметные

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Оборудование: презентация, легкая музыка для игр, видеозапись татарского танца, таджикские сладости, плакат «Береза» (или ветка березы), ленточки на каждого ученика.


Ход урока

Организационный момент

В нашем классе все друзья: я, ты, он, она.

Улыбнитесь всем, кто слева.

Улыбнитесь всем, кто справа.

Улыбнитесь всем, кто сзади.

Все мы дружная семья.

Самоопределение к деятельности

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение и попробуйте предположить, какая тема нашего урока.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

СЛАЙД

- Вы правы, тема урока «Народы России». Предлагаю отправиться в путешествие по нашей многонациональной стране и узнать о традициях и культуре некоторых народов, проживающих на территории РФ.

Работа по теме урока

- Россия огромная страна, а еще она очень богата. Здесь и разнообразная природа, и большие города, и маленькие села, огромное количество полезных ископаемых, цветущие луга, и густые леса. Но самое главное богатство нашей страны, это люди. Россия, это многонациональное государство.

СЛАЙД

- Наиболее многочисленными народами нашей страны являются: русские, татары, украинцы, башкиры, чеченцы и армяне. А сколько на территории нашей страны малочисленных народов, сложно и представить. И каждый из них по-своему интересен и необычен, каждый народ имеет свои традиции. Но, несмотря на то, что все народы в нашей стране разные, они стремятся жить дружно, любить и заботиться о России.

СЛАЙД Игра «Здравствуй друг» 

- В древние времена ритуал приветствия у разных народов был разный, у многих эти ритуалы сохранились и по сей день. Сейчас, я предлагаю вам разделиться на пары, и попробовать показать, как же здоровались или здороваются представители разных национальностей.

1. Русские, или как раньше их называли славяне, здоровались друг с другом отвешивая глубокий поклон, это называлось «бить челом».

2. Таджики при встрече протягивают обе руки, и как бы здороваются в четыре руки.

3. Приветствуя у башкир принято пожимать руку собеседника обеими руками.

Играет веселая музыка, сопровождающая игру. Дети в парах показывают, как здоровались раньше люди разных национальностей.


Мозговой штурм

- Ребята, а давайте сейчас немного порассуждаем о том, что такое традиция народа? (Это особенности поведения или ритуалы, передаваемые внутри группы, имеющие важное символическое значение и вековую историю).

- Важно сказать, что традиции русского народа в большей степени сохранились в - Именно через знания обычаев и традиции народа можно познакомиться с его культурой и прикоснуться к истории своей страны. Но знание, традиций своего народа, является важным для становления вашей национально принадлежности и чувства единения со своим народом. В нашем классе учатся дети 3х национальностей: русские, татары, ханты.

Давайте познакомимся с некоторыми представителями народностей России.

СЛАЙД

- Русские, самая многочисленная национальность России. Скажите, знаете ли вы какие-то традиции русских? (Традициями русских людей являются баня с вениками, чаепитие с самоваром и бараками, Масленица со сжиганием пугала, Пасха с куличами, праздник Крещения с нырянием в прорубь, Рождество с гаданием).

- Ребята, вы правы, у русских людей множество традиций, большинство из которых вы назвали.

СЛАЙД Игра «Ручеек» 

- Традиционная игра русского народа - «Ручеек». Давайте и мы с вами поиграем в эту интересную и веселую игру. Разделитесь на пары, вставайте друг за другом и поднимите сцепленные руки вверх. Ведущий, бежит через ручеек и выбирает себе пару. Пара бежит в конец коридора, а тот, кто остался один идет в начало и становясь ведущим так же ищет себе пару.

Звучит веселая музыка. Дети играют в игру «Ручеек»

СЛАЙД

- Татары, второй по национальности народ России. Они имеют свои традиционные праздники, например, Рамадан, продолжающийся в течение 30 дней. В это время мусульманам запрещено пить и есть днем, вести себя неподобающим образом. Татары должны работать, молиться и делать хорошие дела. После этого праздника наступает праздник Ураза-байрам, на котором все веселятся: поют и танцуют. Давайте посмотрим их народный танец (если в классе есть ребенок этой национальности, то можно подготовить его - стих, песенка или танец).

СЛАЙД

- Таджики стремятся сохранять свою национальную самобытность. Главный их праздник Навруз (Новый год) празднуемый в день весеннего равноденствия – 21 марта. Таджики объединяются все вместе для празднования этого дня. Столы ломятся от угощений национальной кухни. Давайте и мы угостимся (на столике в национальных чашечках угощение – сладости; если есть в классе ученики этой национальности, то можно привлечь родителей к приготовлению такого стола).

- В нашей Тюменской области тоже живет большое количество национальностей. Русские, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы и многие другие. Но сегодня мне бы хотелось вам рассказать о загадочном народе.

СЛАЙД

- Это ханты. Они проживают преимущественно на территории Тюменской области, в ХМАО, ЯНАО (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Этот малочисленный народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Отдельные группы хантов и сейчас живут согласно древним традициям и обычаям. Себя представители этого народа называют хантэ — человек. Основными занятиями хантов являются рыболовство, охота, скотоводство. Ханты бережно относятся к природе, понимают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Традиционными ремеслами для хантов являются: резьба по кости, дереву, изготовление берестяных изделий, плетение из травы, камыша, прутьев, кузнечное дело.

Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками).

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться.

Предлагаю и вам завязать ленточку на березу (плакат) и загадать желание.

Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Давайте поиграем в игру «продолжи предложение»

Я узнал…

Мне было интересно…

Больше всего мне понравилось…

Итог

- Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?

- Что связывает народы России в единую семью?

- Приглашаю на танец «Хоровод дружбы»

https://babysongs.ru/pesni/yuliya-seliverstova-tanets-po-krugu

1-й куплет

На носок, на носок

Каблучками топнем

Поворот, поворот

И три раза хлопнем

Шаг назад

Шаг вперед

Дали руку другу

Вместе весело пойдем по большому кругу. Далее на проигрыш дети идут по кругу


2-й куплет

Топ, да топ, топ, да топ

Топают сапожки

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп хлопают ладошки

Покачали головой

Дали руку другу

Вместе весело пойдем по большому кругу


3-й куплет.

А теперь все в кружок дружно соберемся

Подмигнем все разок

Да и разойдемся

Раз хлопок, два хлопок дали руку другу

Вместе весело пойдем по большому кругу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!