СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с личностью императора Николая II, его значения в истории российского государства; создать условия для знакомства с личностью Екатерины Великой, ее ролью в истории России.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II"»

Технологическая карта урока окружающий мир

Дата: 20.02.18

Класс:

Предмет: окружающий мир

Программа: «Начальная школа XXI века»

Тема: Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: познакомить учащихся с личностью императора Николая II, его значения в истории российского государства; создать условия для знакомства с личностью Екатерины Великой, ее ролью в истории России.

Деятельностная: cформировать у учащихся четкое представление о Екатерине II, Николае II о реформах во время их правления;

Образовательная: создать образ Екатерины II Великой, Николае II;

Развивающая: способствовать развитию мышления, умения высказывать свою точку зрения; делать обоснованные выводы; вести связную речь; развивать способности к критическому мышлению, способствовать развитию смысловой памяти;

Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к прошлому родной страны, чувства и сострадания к ближним на примере семьи императора Николая II,Екатерине II; воспитывать любовь и интерес к истории; воспитывать нравственные качества личности;

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся познакомятся с событиями в России во второй половине 18 века;
- определят роль личности Екатерины Великой в истории России;
- сформируют позитивное мнение о роли личности Екатерины Великой.
- прививать интерес к изучению истории России;
- воспитывать уважительное отношение к нашим предкам.


Метапредметные: извлекать информацию из иллюстративного материала, собственных наблюдений, слов учителя; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные:

- развить умение выделять необходимую информацию из текста;

- проводить сравнение и обобщение фактов и явлений;

Познавательные: умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос;умение «открыть» вместе с детьми новое знание о Екатерине II и Николае II.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать ;

Методы и приёмы: словесный, наглядно – демонстрационный, практический, частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная, групповая, парная.

Ресурсное обеспечение: справочная литература, интернет ресурсы, презентация, учебник, наглядный материал, интерактивная доска.

Практикант: Файзрахманова Венера Ильдаровна

Учитель: Хайдарова Алсу Котдусовна

Методист: Маркова Надежда Григорьевна


Эскиз оформления доски


Двадцатое февраля

Классная работа.

Понятия:

-поданные

-революция

-забастовки

-фехтование




Цели: Узнать о личности российской императрицы Екатерины II, о её значении в истории российского государства. Узнать о личности Николая II.

Каков их характер.

Что они сделали для России?

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Венера Ильдаровна. Урок окружающего мира сегодня проведу у вас я.

- Каким вы хотите, чтобы получился урок?


- А как какими качества вы должны обладать, чтобы урок получился интересным?







-Ребята, проявите эти все качества на уроке, чтоб урок у нас получился продуктивным.

-Ребята, мы с вами граждане России. Поэтому каждый из вас должен знать историю своего Отечества.

- А что изучает история Отечества?




- Школьный предмет история появится в вашем расписании в 5 классе.

- Всем нам известно, или большинству из нас, что в истории любой страны были и есть великие люди, которые прославили свое Отечество. В истории России таких имен огромное количество. Своими великими делами приумножали славу России и в мирное, и в военное время. Великим людям России и посвящен наш с вами урок.






-интересным, чтобы что-то узнать

-быть внимательным, сосредоточенным, ответственным, если работа в парах, то работать дружно, слушать друг друга, принимать мнения других, высказывать свою точку зрения.







- События, которые происходили в стране в разные времена, быт, культуру народов.

Личностные УУД:

самоопределение, смыслообразование, развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Повторение пройденного материала

- Чтобы перейти к получению новых знаний, нам нужно вспомнить некоторые события с прошлого урока.

- Ребята, а давайте вспомним прошлую тему урока? Как она назвалась? С какой личностью вы познакомились?(Слайд 1)


- Что вы о нём запомнили?



- Ребята, всех я сегодня спросить устно не смогу, поэтому я вам сейчас раздаю тест., где смогу проверить ваши знания по данной теме. Подпишите листочек с тестом и обведите ручкой правильные ответы. Ставим +, -, сверяя ответы со слайда. (Слайд 2)


Тест №1

1) С какого года наше государство начали называть империей?

1) 1715 ! 2) 1721 3) 1820

2) Чем стала Россия при Петре Великом?

1) Княжеством 2) Царством !3) Империей

3) Какой город при Петре Великом стал столицей России?

!1) Санкт-Петербург 2) Москва 3) Владимир

4) Кого так называли?

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник»

1) Ярослав мудрый 2) Владимир Красное Солнышко !3) Петр Великий

5) До какого года Санкт-Петербург оставался столицей России?

!1) 1918 2)1919 2)1920









- С Великим императором Петром I.

-(Какие реформы он проводил, какой был у него характер?)

-Дети индивидуально выполняют тест, самопроверка

Личностные УУД:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: закрепление сведений о императрице Екатерине II, анализ, извлечение необходимой информации; осознанное построение речевых высказываний, подведение под понятие.

Регулятивные УУД: организация деятельности



III. Выявление места и причины затруднения

Выявление темы урока

- Ребята, после правления Петра Великого царствовали следующие императоры (Слайд 3). Сейчас будет работа в парах. Распределите их последовательно: кто за кем правил.

- Проверяем как справились с заданием, ставим +,-



- Сегодня на уроке мы не будем вести речь обо всех императорах, а только затронем личность двух императоров. Глядя на даты правления: скажите, кто был первым императором?

-Что будем изучать, с чем познакомимся? (Слайд 4)


Дети индивидуально распределяют последовательность правления императоров.

Самопроверка по слайду.










-Екатерина II Великая.

- Екатерину II Великую, познакомимся с Великой императрицей.


Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения

Познавательные УУД: умение ставить и сформулировать проблему с помощью учителя, прогнозировать содержание темы, умение описывать портрет словами, видеть символы, знаки в картинках

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя


IV. Построение проекта из выхода из затруднения

Постановка целей урока

познакомить учащихся с личностью императора Николая II, его значения в истории российского государства; создать условия для знакомства с личностью Екатерины Великой, ее ролью в истории России.


-Какую цель мы с вами должны перед собой сегодня поставить обсудите это в парах?

Изучения личности и правления Екатерины II






-Ребята, итак, давайте с вами откроем страницу 38. Читаем (по одному абзацу./по предложению)(?задавать ли вопросы детям перед картинной галереей)

-Ребята, в учебнике мы встретили неизвестное нам слова «поданные». Может нам кто-то сможет сказать, кто же такие поданные?

Поданный-это тот, кто подчиняется правителю(тоже самое, что и раб)(слайд 4)

- Давайте сравним портреты Екатерины II в учебнике (Включить Слайд 5). Опишите её словесно, глядя на её портрет. Предположите, какая она?

Какой у неё взгляд?

Что можно сказать о её характере, глядя на её выражение лица?

-Что вы можете рассказать об этой императрице: как она одета, как выглядит?



-Какой портрет выглядит парадным?


-Ребята, народ Екатерину Великую называл «государыней-матушкой». А про себя она говорила : «Я немка по рождению и русская душой».

- А что сделала Екатерина для развития России? (слайд 6)

1. Укрепляла армию.

2. Строили новые города.

3. Россия вышла к берегам Черного моря.

4. Основала Эрмитаж.

5. Организовала медицинскую помощь простым людям.

6. Первой сделала прививку от оспы.

-Оспа- это серьезное заболевание от которого в те времена погибало много людей. А в наше время от оспы делают прививки и поэтому эпидемии не случается.

Вывод:
Екатерина Великая очень важная личность в истории России, Она проводила много реформ, изучала иностранные языки, увлекалась историей, писала стихи и сказки, а также увлекалась искусством.

А для России она укрепила армию, отстроила новые города, организовала медицинскую помощь простому народу.

- А дальше мы познакомимся с еще одной личностью. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои листочки под №2, и скажите мне. Кто же был последним императором?(слайд 7)

-А чтобы узнать об Николае II больше, мы с вами откроем учебники на странице 40.( читаем по цепочке? Абзацам?)

( Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения своих обязанностей) (слайд 8)

( Революция –это быстрые и глубокие изменения в области государственного устройства; большая часть жителей страны не успела понять и принять эти изменения и поэтому возникает противоречие, что чревато гражданской войной)(слайд 9)

- Последний император российский империи Николай II, появился на свет 6 мая 1868 года в Царском селе.

- С раннего детства его готовили к будущей роли правителя. Николай в совершенстве овладел верховой ездой и фехтованием.(ф-вид спорта на шпагах). С детства Николая готовили к престолу. Ему дали прекрасное образование, блестяще владел несколькими языками. Николай II отличался силой и крепким здоровьем, был спортсменом, купался в ледяной воде и почти не болел. Николай с детства испытывал тягу к военной службе. Главной опорой жизни и служению родине была для него церковь.

- Итак, какими личностными качествами он обладал?


-Ребята, 18 марта 2018 года по всей России проходят выборы президента.

-А какими качествами должен обладать президент?

-Нужны ли эти качества современному человеку?


-Царствование Николая 2 совпало с невероятно сложным периодом российской империи. Император не был сильной личностью, которая могла бы удержать власть в своих руках. Однако все современники отмечали его острый ум, удивительную память, аккуратность в делах, скромность и чуткость.

Во время правления Николая II Россия перестала быть империей, т.к были забастовки рабочих, восстание крестьян, их нищета, неграмотность, также начало первой мировой войны.








Обсуждение в парах.

- Познакомиться. Узнать о личности последнего российского императрицы Екатерины II, его значении в истории российского государства.(Кто такая Екатерина Великая?

Кем она была? Что она сделала для России?)










-Это рабы.






-Она важная, гордая.

-Воинственный, важный.

-Самолюбива, уверенна в себе, властная.

-Одета в царские одеяния. Выглядит величаво, могущественно, властно.

-1, т.к на втором портрете она на прогулке





-1. Укрепляла армию.

-2. Строили новые города.

-3. Россия вышла к берегам Черного моря.

-4. Основала Эрмитаж.

-5. Организовала медицинскую помощь простым людям.

-6. Первой сделала прививку от оспы.
















-Николай II
















Высказывания детей.









-Мягкостью, незлобчивостью, не обладал силой и волей, аккуратным в делах, хорошим семьянином, с удивительной памятью, скромный и чуткий.


-Уверенность, собранность.



-Конечно нужны.

Коммуникативные УУД:

осваивать диалоговую форму общения

Познавательные УУД: самопознание, учиться строить план изучения личности, структурировать полученные знания, выбирать самое важное, основное, извлекать информацию из текста, иллюстрации

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, понимать цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике


V. Реализация построенного проекта

Работа по учебнику

-Итак, кто был императором с 1762-1796 год?

-А кто был последним императором?

-В какие годы он был императором?

-Какой вклад принесла императирица Екатерина 2?




Вывод:

Ребята,сколько всего нового мы сегодня с вами уже узнали.

А именно: Екатерина Великая первая императрица правившая с 1762-1796г. Екатерина Великая принесла огромный вклад в Российскую империю. Также, послкдним Императором был Николай 2. Он был последним императором. Правил он с 1894-1917год.


-Екатерина 2 Великая


-Николай 2

-1894-1917


-1. Укрепляла армию.

2. Строили новые города.

3. Россия вышла к берегам Черного моря.

4. Основала Эрмитаж.

5. Организовала медицинскую помощь простым людям.

6. Первой сделала прививку от оспы.

Личностные УУД:

умение самовыражаться

Коммуникативные УУД:

Умение работать в команде, в коллективе

Познавательные УУД:

Закрепление полученных знаний на практике, путем пересказа

Регулятивные УУД:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности



Физкультминутка


VI. Первичное закрепление с проговариваем по внешней речи.

-Итак, ребята, сейчас мы поработаем с вами устно. Вы отвечаете на мои вопросы. Поднимаем руки. Не выкрикиваем с места.

1. От какой болезни впервые начали делать прививки?

2. В годы правления Екатерины Великой к какому морю Россия получила выход?

3. Кто из императоров защищал интересы богатых людей?





-Оспы( гриппа, столбняка, оспы)

-Черному ( Средиземному, Черному, Каспийскому)

-Екатерина Великая( Екатерина В, Петр Великий, Николай 2)

Личностные:

развитие интереса к новому способу действия

Регулятивные:

умение организовывать свою деятельность

Коммуникативные:

учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, какие же вы все молодцы!

Теперь я хочу проверить каждого.

На партах у вас лежат листочки под №3.

По истечени. 5-6 минут вы должны будете сдать мне тест на проверку.

-Ребята, какие знания вам были необходимы при выполнении самостоятельной работы?

Индивидуальная работа на листочках.




-Все те вопросы, которые мы изучали на уроке.

Личностные УУД:

умение оценивать себя

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из иллюстраций и текстов

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

VIII. Включение в систему знаний и повторения

- Какая тема нашего сегодняшнего занятия?

- А почему его назвали последним?


- Каким был последний российский император?





- Что происходило во время правления Николая 2?

-А какая же у вас была Екатерина 2?


- А что еще нового вы узнали на сегодняшнем уроке?




-Молодцы, ребята! Я рада, что вы так хорошо усвоили тему урока.

Д/З: стр. 39(поработать с лентой времени в рабочей тетр.), стр. 40 (подготовить рассказ, ответив на вопрос)

- Последний российский император Николай II, Екатерина 2 Великая.

- Мягкий, незлобивый, не обладал силой и волей, аккуратным в делах, хорошим семьянином, с удивительной памятью, скромный и чуткий

- Забастовки, революция.


- Гордая, отважная, упрямая.

-Екатерина Великая много чего сделала для Российской империи, о Николаеве 2, что он был последним императором

Личностные УУД:

умение оценивать себя на основе критерия успешности

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности


VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята, у посмотрите все на слайд.


Оцените своего соседа по парте и поставьте соответствующую отметку.

- Дети говорят, что узнали сегодня на уроке. Оценивают друг друга.






Личностные УУД:

самооценка на основе критерия успешности

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия

Регулятивные УУД:









Учитель:





Методист: