Класс | 3 |
Автор учебника | А.А. Плешаков |
Предмет | Окружающий мир |
Тема урока | «Воздух. Свойства воздуха» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Образовательная цель | Формирование ценностного отношения к окружающему миру и развитие критического мышления посредствам изучения состава воздуха и его свойств. |
Задачи | Образовательные: - познакомить учащихся с понятием «воздух», с его свойствами; - показать значение воздуха для растений, животных и человека Развивающие: -способствовать развитию: речи, воображения, мышления, любознательности. -развивать умение исследовать свойства воздуха, наблюдать Воспитательные: -воспитание познавательной активности, внимательности, бережного отношения к природе, |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: Предметные результаты: узнать о значении воздуха для всего живого, физические свойства воздуха, необходимость бережного использования воздуха; определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха; анализировать, классифицировать, обобщать изучаемый объект –воздух; называть его существенные признаки; выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха. Метапредметные результаты: Регулятивные: -определяет и формулирует цель деятельности на уроке; -умеет давать оценку результатам своей учебной деятельности -отличает верно выполненное задание от неверного; -осуществляет самоконтроль Познавательные: -ориентируется в своей системе знаний (определяет границы знания/незнания); -владеет универсальными логическими действиями: анализ, синтез; -устанавливает причинно-следственные связи; -выстраивает логическую цепь рассуждений Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи; - учится подтверждать аргументы фактами - организует учебное взаимодействие в группе - даёт оценку высказываниям одноклассников Личностные: -устанавливает связь между целью учебной деятельности и её мотивом; -определяет общие для всех правила поведения работы в группе;; -устанавливает связь между целью и её результатом; -ориентируется на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы |
Программное содержание | Систематизировано и последовательно рассматривается природный компонент воздух. Изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. |
Ценностно-смысловые ориентиры | Ценностное отношение к окружающей природе. |
Основные понятия | Воздух, свойства воздуха, кислород, углекислый газ, азот. |
Основные законы, закономерности | Воздух прозрачен, не имеет запаха, бесцветен, при нагревании воздух расширяется, при охлаждении воздух сжимается, воздух имеет вес |
Оснащение урока | Учебник окружающего мира 3 класс, автор А.Плешаков, карточки для групповой работы, коробочки с предметами, компьютерная презентация |
Образовательная технология | Технология развития критического мышления |
Методы и приёмы | Наглядный, практический, исследовательский, частично поисковый, сравнительный |
Формы работы | Фронтальная, групповая, парная |
Этап урока, его цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | План урока |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для выработки на лично значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. | 1.Учитель приветствует учеников, создаёт общий положительный эмоциональный настрой на работу с помощью стихотворения: 2. Далее учитель просит оценить свою готовность к уроку и обозначить своё настроение с помощью с карточек настроения. 3.Просит вспомнить правила сотрудничества | 1. Ученики выполняют самооценку готовности к уроку: на парте всё для урока аккуратно расположено, садятся. 2. Работают с карточками для самооценки своего настроения на начало урока (Приложение 1) 3.Ученики проговаривают правила сотрудничества | -Добрый день, ребята! Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать! -Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение! |
2. Стадия «ВЫЗОВ» Актуализация опорных знаний. Цель; актуализация познавательных и мыслительных процессов. Выявление места и причины затруднений | 1.Данный этап учитель начинает с загадки. 2. Для актуализации знаний учитель предлагает каждому ученику заполнить таблицу и озвучить свои ответы. Работа с таблицей (Приложение 2) , с целью выявление места и причины затруднения. | 1.Ученики догадываются, что речь идёт о воздухе. 2.Дети работают с таблицей, отвечают на вопросы, анализируют ответы друг друга. Приходят к выводу, что ещё не достаточно хорошо знают о свойствах воздуха. | 1.-Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься на уроке, и какой объект станет темой нашего урока. Загадка: Никто его не замечает, А он всю Землю окружает? -Ребята, о чём эта загадка? -Правильно, о воздухе. 2. - Давайте проверим, а что мы уже знаем о воздухе? Я предлагаю вам поработать с таблицей -Вы молодцы! Но остались вопросы, на которые мы не смогли ответить. 3.-Мы встречаемся с ним каждый день, но мало знаем о его свойствах. |
3. Постановка цели и задач урока Цель: фиксация темы и цели урока | 1.Через беседу с классом организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи 2. Подводит учеников к постановке цели урока. | 1 Ученики формулируют тему урока, выводят цель. Варианты ответов учащихся: -Будем говорить о свойствах воздуха, его значимости для всего живого на Земле | -Многие вопросы из таблицы показали, что мы с вами не достаточно знаем о воздухе, его свойствах. -Было много предположений интересных и спорных, которые мы должны подтвердить или опровергнуть. -Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Какую цель поставим перед собой на уроке? |
4 Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» Получение новой информации Цель: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | 1. Организует беседу по открытию нового знания. 2. Учитель предлагает поработать в группах-лабораториях. Раздаёт каждой группе конверт с текстами о воздухе, его свойствах, составе. Используется приём «ИНСЕРТ». Данный приём позволяет разделить на известную, новую, интересную, непонятную информацию «v» – уже знал «-» - думал иначе «+» - новое «?» - не понял, есть вопросы 3.Беседа по прочитанным текстам. Учитель даёт возможность высказать каждой группе. 4. После выступления всех групп, предлагает сделать вывод, организуя беседу | 1. Варианты ответов учащихся: -Я думаю, что это исследователи, люди, которые занимается различными исследованиями 2. Каждая группа получает конверт с заданием. В конвертах лежат разные тексты, взятые из разных источников. Ученикам предлагается внимательно изучить информацию из текста, обсудить в группе и сделать вывод. По ходу чтения дети работают карандашом. После чтения обсуждают маркировки текста в группе. 3. Каждая группа учеников делится своей информацией, полученной из текста. Представитель каждой группы сообщает новую полученную информацию. 4. Обсуждают, что они уже знали, на какой вопрос ещё не нашли ответа. Ученики рассуждают, делают выводы, умозаключения о новой информации. | -Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, мы превратимся в учёных. - Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии? -Сегодня я предлагаю вам побывать на месте учёных. Вы будете работать в своих научных лабораториях. В конце работы каждая группа учёных откроет новое знание о воздухе. 3.-О чём был текст? -Что нового узнали? -На какой вопрос нашли ответ? -Что доказывает данное утверждение? 4. -Что мы уже знали о воздухе? В чём наши знания и информация в тексте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить? - Какие наши знания оказались ошибочными? |
Физминутка Цель: снять физическое и психологическое напряжение | Учитель проводит физминутку | Выполняют упражнения за учителем | Раз – руки вверх махнули И при том вздохнули Два – три нагнулись, пол достали А четыре – прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики. |
Первичное закрепление Цель: организация выполнения научного исследования на открытие нового знания. | 1.Организует беседу с классом Предлагает найти ответы с помощью научного исследования. 2.На протяжении выполнения группой заданий, учитель контролирует, оказывает помощь, направляет учеников. 3. Учитель благодарит детей за проделанную работу, предлагает воспользоваться интернет ресурсом, посмотреть видеоролик «Зачем нужен воздух» 4. Работа с тестом «Воздух и его охрана» Учитель предлагает каждому ученику проверить себя, поработав с тестом. | 1.Дети высказываются по данному вопросу, опираясь на свой жизненный опыт. Строят предположения, где можно найти ответы: 2. Работают в группах. Согласно инструкции проделывают опыты, анализируют, делают выводы, умозаключения. 3.Ученики смотрят видеоролик « Зачем нужен воздух» (https: //youtu.be/4sAx6-WXSc8). Обсуждают значение воздуха в природе и жизни людей, делают умозаключения. 4. Ученики выполняют тест по вариантам, потом проверяют его со слайда, оценивают себя. | 1-Что осталось непонятным? На какие вопросы таблицы вы не нашли ответа? -Предположите, как мы сможем ответить на этот вопрос? 2. -Я хочу предложить вам, как настоящим учёным, поучаствовать в научном исследовании. У вас на столах лежат коробочки. Открыв их, вы найдёте разные предметы, с помощью которых вы будете проводить опыты. 3. Задание для 1 группы: -Выполняйте строго по инструкции. Будьте внимательны. Запоминайте, что происходит. Сделайте вывод. Инструкция: 1.Для выполнения задания возьмите любой предмет со стола в руку. Имеет ли этот предмет вес? 2.Возьмите в руки воздушные шарики, взвесьте их на весах. 2.Надуйте воздушные шарики. 3.Взвесьте шары на весах. Что вы заметили? 4.Сделайте вывод 4. Задание для 2 группы Инструкция: 1.Для выполнения задания возьмите из коробочки шары. 2. Надуйте воздушные шарики. 3.Что вы заметили? Почему? 4.Сделайте вывод 5.Задание для 3 группы: Инструкция: 1. Достать из коробочки предметы: пустая чистая баночка, баночка с кофе и с ломтиком огурца и тд. 2. Одному из учёных группы закрыть глаза и поочерёдно подносить баночки к носу.. 3.Сделайте вывод -Вы замечательно поработали в качестве учёных, доказали на практике недостающие свойства воздуха. - А как нам убедиться в важности воздуха для всего живого? 3.-Я предлагаю нам посмотреть один интересный видеоролик, который поможет более подробно разобраться в данном вопросе 4. –Для систематизации полученных знаний о воздухе, выполните тест. |
6. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании Цель: дать информацию о домашнем задании, инструктаж о его проведении, понимания учащимися его выполнения | 1.Учитель задаёт вопросы; 2. Предлагает домашнее задание на выбор: -Дома вы выполните одно общее задании для всех и одно на выбор из предложенных мною: 1. Принести материалы для книги «Удивительные тайны воздуха» 2. Составить кроссворд на тему «Воздух» или нарисовать плакат « Берегите воздух! | 1.Отвечают на вопросы учителя, вспоминают и воспроизводят информацию, которую получили на уроке, делают выводы. 2. Выбирают на своё усмотрение задание, которое будут выполнять дома. Записывают домашнее задание в дневники. | -Что мы теперь знаем о воздухе? -Какие свойства воздуха вам показались наиболее интересными ? - Какие газообразные вещества входят в состав воздуха? - Какое значение имеет воздух в жизни человека? - Почему необходимо не загрязнять воздух? -Где пригодятся нам сведения, которые вы получили на уроке? -У меня в руках книга « Удивительные тайны воздуха», но она пуста. Предлагаю нам всем вместе её заполнить интересными фактами, загадками, стихами, пословицами о воздухе. |
7 Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» учебной деятельности Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности | 1.Учитель просит ответить на следующие вопросы: -Продолжите фразу: -Сегодня на уроке я узнал, что … -Сегодня на уроке мне было.. -Я хотел бы.. 2.Просит детей в карточке для самооценки отметить своё настроение на конец урока. 3.Благодарит за урок. | 1.Продолжают высказывание, отвечают на вопросы. . 2.Определяют своё эмоциональное состояние с помощью карточек для самооценки. | -Ребята, выберите одну из фраз и продолжите её. -Спасибо за урок! |
Вариант 1. | Вариант 1. |
А1. Какого газа в воздухе больше всего □ 1) кислорода □ 2) углекислого □ 3) азота □ 4) водорода | А1. Какого газа в воздухе больше всего □ 1) кислорода □ 2) углекислого □ 3) азота □ 4) водорода |
А2. Какой газ при дыхании выделяют живые существа □ 1) кислород □ 2) водород □ 3) азот □ 4) углекислый | А2. Какой газ при дыхании выделяют живые существа □ 1) кислород □ 2) водород □ 3) азот □ 4) углекислый |
А3. Какое свойство воздуха указано неверно □ 1) прозрачен □ 2) голубого цвета □ 3) не имеет запаха □ 4) бесцветен | А3. Какое свойство воздуха указано неверно □ 1) прозрачен □ 2) голубого цвета □ 3) не имеет запаха □ 4) бесцветен |
А4. Что происходит с воздухом при нагревании □ 1) кипит □ 2) расширяется □ 3) сжимается □ 4) превращается в воду | А4. Что происходит с воздухом при нагревании □ 1) кипит □ 2) расширяется □ 3) сжимается □ 4) превращается в воду |
В1. Почему растения не вымерзают зимой под снегом □ 1) воздух при нагревании расширяется □ 2) воздух при охлаждении сжимается □ 3)воздух между снежинками плохо проводит тепло □ 4) воздух прозрачен | В1. Почему растения не вымерзают зимой под снегом □ 1) воздух при нагревании расширяется □ 2) воздух при охлаждении сжимается □ 3)воздух между снежинками плохо проводит тепло □ 4) воздух прозрачен |
В2. Как ты можешь помочь охране воздуха □ 1) жечь костры □ 2) меньше дышать □ 3) сажать растения □ 4) не открывать окна | В2. Как ты можешь помочь охране воздуха □ 1) жечь костры □ 2) меньше дышать □ 3) сажать растения □ 4) не открывать окна |
С1. Как используют то, что воздух плохо проводит тепло □ 1) зимой носят шерстяную и пуховую одежду □ 2) в помещениях ставят двойные рамы □ 3) молодые саженцы в садах укрывают снегом □ 4) душные помещения проветривают | С1. Как используют то, что воздух плохо проводит тепло □ 1) зимой носят шерстяную и пуховую одежду □ 2) в помещениях ставят двойные рамы □ 3) молодые саженцы в садах укрывают снегом □ 4) душные помещения проветривают |